Авторcтво: Гильгова Любовь Георгиевна, учитель-логопед ГБДОУ № 66 Калининского района Санкт-Петербурга |
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно - развивающего обучения и воспитания, что является задачей федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают всё большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приёмов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую.
В своей практической деятельности по коррекции речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, логопед использует, прежде всего, здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
Дети легко включаются во всё необычное и забавное.
О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Игра с маленькими людьми, еще не говорящими, сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т.д.
Сам ход исторического развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она долгое время оставалась жестикулярной (эта связь дает знать у нас).
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, исследующие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский писатель Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами, но и для всего умственного развития».
Невропатолог и психиатр В.И.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям (т.е. идущим от мышц, сухожилий и суставов) большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является собственной ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человек Пенфилда, канадского нейрохирурга, составителя карты речевых зон мозга). На человеке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Он сделал заключение, что речь человека имеет огромные компенсаторные возможности. Кроме того, было отмечено, что движения от кисти руки, особенно большого пальца, занимают большую площадь. Очень большое пространство занимают движения, идущие от губ и языка. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой (тонкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, речевая область формируется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Учитывая все данные о роли развития пальцевой моторики в формировании речи, я взяла за основу более широкий объект, а именно: «Пальцевая моторика и фонетико-фонематическая сторона речи».
Все дети, страдающие тяжелым нарушением речи, имеют несформированную фонетико-фонематическую сторону речи. А именно резко нарушена фонетико-фонематическая сторона и просодические компоненты речи: голос, дыхание, темп, ритм, логическое ударение, пауза, особенно интонационная окраска голоса, эмоциональная его окраска (радость, горечь, уверенность, обида и т.д.).
У детей, как правило, речь тихая, монотонная, т.е. маловыразительная.
Прежде чем приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать речевой материал. В основу положила игру, интерес, любознательность.
Упражнение с пальчиками я начинаю использовать со старшей группы. Соединяя движения пальцами с речью, я работаю над артикуляцией гласных звуков и согласных, голосом, учила широко открывать рот, дыханием.
Упражнение по развитию мелкой моторики помогают автоматизировать и дифференцировать звуки в речи.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В настоящее время многими исследователями (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
В своих исследованиях сотрудники института идут от физиологии развития ребенка. Сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, захватывание осуществляется не всей ладонью, а пальцами. На 6 месяц жизни схватывающие движения становятся более точными. На 7 месяце появляется артикуляция слогов (да-да, ба-ба). На 8 – 9 месяц малыш берет предмет двумя пальцами, показывает одним пальцем привлекающий его предмет. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше) начинается произношение первых слогов. На протяжении всего периода раннего детства действует эта зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев идет развитие речевой функции.
Ученые - физиологи обнаружили, что, когда ребенок делает ритмические движения пальцами, то резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, т.е. двигательного и понятийного центров речи. Оказалось, что, если ребенок сгибает и разгибает пальцы правой руки, то в левом полушарии образуется согласованная деятельность электрических колебаний в лобной и височных долях (зонах). Движения пальцев левой руки вызывали такую же активизацию в правом полушарии.
Таким образом, уровень развития речи (фонетико-фонематической стороны речи), находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких (тонких) движений пальцев рук.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а так же помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а средство, метод служащий определенной цели.
В этом отношении очень важен этап её освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Список литературы
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) – СПб, 2005.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1997
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду – М., 2005.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания – СПб Каро 2002.
5. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. Ставрополь. 2008.
Поделиться: