Авторcтво: Назарова Елена Васильевна, воспитатель, Волкова Елена Николаевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №39 Петроградского района Санкт-Петербурга |
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что родители (законные представители) являются первыми педагогами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные направления организации взаимодействия с семьями воспитанников. образовательного процесса. В пункте 1.6 ФГОС ДО в качестве задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией указывается, что дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, Семья и дошкольное образовательное учреждение - два института социализации ребенка с разными функциями, но комплексного развития ребенка возможно только при их тесном взаимодействии.
На сегодняшний момент вся окружающая среда может рассматриваться как среда развития ребенка, которую можно использовать в образовательном процессе ресурсы городского пространства. Однако педагоги не могут организовывать выходы за пределы ДОУ, особенно на достаточно большие расстояния. Поэтому актуализировать образовательные возможности города могут только родители; именно они могут отправиться с ребенком на экскурсию по городу, в музей или театр. Тем не менее бывает очень важно для глубокого освоения детьми определенных тем образовательной программы. Например, педагогам очень сложно раскрыть тему, посвященную подводного мира без реального выхода в город – в Океанариум.
Подводный мир с его обитателями очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Но благодаря фотографиям, социокультурному пространству мы можем прикоснуться к подводному миру. Это помогает воспитывать детей – «исследователей», развивать их логику, воображение, познавательную активность.
Для изучения этой темы, на наш взгляд, самая наилучшая форма – проектная, которая позволяет получить новые знания за счёт опыта ребенка и исходя их его интереса.
Цель проекта «Подводный мир»: расширять представления детей о подводном мире и его обитателях (рыбах) и значении человека в защите подводного мира в совместной деятельности ДОО и семьи.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с разнообразием подводного мира (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение литературы). Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие: Развивать умение сравнивать морских обитателей и условия жизнедеятельности и анализировать связи в подводном мире. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения. Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Предполагаемый результат: Получение информации из разных источников; Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», и т.п.;
Продукт проекта: Продукты детской деятельности (рисунки, поделки); заполненные карточки «Такие разные рыбы» по результату прогулки в океанариум, фотографии, сделанные семьями в ходе этой прогулки; изготовление коллективной аппликации «Подводное царство и его обитатели». Итоговое мероприятие «Такие разные рыбы»;
Основные способы реализации проекта: Интегрированные занятия; чтение литературы; разучивание музыкальных произведений (игра на музыкальных инструментах, песни, танцы) по теме проекта; изготовление поделок, исследовательская деятельность.
Таблица 1
План проекта «Подводный мир»
Сроки
|
Участники
|
Форма мероприятия
Название и название
|
1 этап. Мотивационно-целевой.
|
Ноябрь
|
Педагоги, дети
|
Беседы Что мы знаем про подводный мир?
Что мы хотим узнать?
Где мы это можем узнать?
Разработка и утверждение плана реализации проекта
|
2 этап. Основной
|
Декабрь-январь
|
Педагоги, дети
|
Беседы с детьми (с целью уточнения знаний и интересов): «Что такое подводное царство?», «Чем питаются рыбы?».
Непосредственная образовательная деятельность.
1.Развитие речи: «Рыбы», «Морские глубины»
2. ФЭМП: «Решение задач», «Ориентировка в пространстве»
Художественно-эстетическому развитию:
Рисование: «Рыбки играют, рыбки сверкают» ;
Аппликация «В морской глубине»
Конструирование из бумаги . «Морская звезда»
Чтение художественной литературы:
Чтение энциклопедической литературы о рыбах и морских животных;
Чтение: С.Сахаров «Морские сказки»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению».
Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Игровая деятельность.
Пальчиковые игры: «Рыбы в море»,
Дидактические игры: «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?», «Да - нет», «Царство рыб», паззлы «В мире рыб».
Сюжетно ролевые игры: «Подводное плавание», «Путешественники», «Кругосветное путешествие».
Подвижные игры: «Удочки», «Рыбалка».
Слушание музыкальных произведений: Сен-Санс «Аквариум», Э. Григ «Ручеек», Римский-Корсаков «Океан-море синее» (вступление к опере «Садко»)
Разучивание танцев: «Золотые рыбки» (из м/ф «Маша и медведь» «Дружба»), «Рыбачок», Сен-Санс «Аквариум», танец с полотнами «Море»
Музыкальные игры: «Ручеек», «А рыбы в море плавают», оркестр «Рыбы», игра с полотнами «Море волнуется раз»
|
3 этап. Исследовательский
|
Февраль
|
Педагоги, дети ,родители
|
Взаимодействие с родителями:
- Организация выставки «Подводное царство»
- Изучение энциклопедий.
- Беседа с детьми о подводном мире.
- Просмотр телепередач о подводном мире.
- Тематическая прогулка в океанариум и заполнение карточки.
- Заполнение анкеты
|
4 этап. Заключительный
|
Февраль
|
Педагоги,
дети ,родители
|
Создание мини-музея.
Выставка совместных детско-родительских работ по проекту «Подводное царство»;
Проведение итогового мероприятия – музыкальный досуг «Такие разные рыбы» (совместно воспитателя и музыкального руководителя)
Заполнение анкеты родителями
|
В ходе реализации проекта «Подводный мир» в подготовительной группе было задействовано социокультурное пространство города с привлечением родителей. Родителям предлагалось посетить океанариум и в ходе этого посещения заполнить карточку прогулки (послушать шум воды, понаблюдать за разными обитателями и описать их). Карточку прогулки разрабатывали педагоги дошкольного образовательного учреждения – воспитателем и музыкальным руководителем и которая включала в себя: краткую информацию об океанариуме (сайт, адрес, телефон, часы работы), блок музыкального руководителя, необходимо было записать впечатления от звука воды в спокойном состоянии (бассейн) и звука воды водопада, таблица с вопросами для наблюдения за рыбами теплых и холодных морей, а также предлагалось записать свои впечатления о других увиденных морских животных. Маршрутный лист представлен в Приложении 1.
На итоговом мероприятии в детском саду дети делились своими эмоциями и наблюдениями, рассказывали о понравившихся морских обитателях, сделали выводы о том, что общего у рыб, и чем они отличаются, и через музыку дети почувствовали, каким бывает океан.
Целью такого семейного досуга являлось создание ситуации совместной воспитательно-образовательной деятельности с родителями и воспитанниками для лучшего освоения детьми материалов по теме «Подводный мир»
Задачи семейного досуга заключались в следующем:
1. мотивировать родителей на совместную развивающую деятельность с детьми;
2.создать условия для интересного продуктивного взаимодействия детей с родителями
3. разработать методические материалы для педагогической поддержки родителей в реализации развивающих задач в различных формах проведения семейных выходных
4. повысить компетентность родителей в вопросах развития детей в процессе совместной образовательной деятельности
Таблица 2
Связь содержания семейного досуга с образовательной и воспитательной деятельностью ДОО:
Форма деятельности
|
Образовательно-воспитательные задачи
|
Наблюдение за рыбами
|
Ознакомление детей с некоторыми особенностями поведения рыб
|
Прогулка по океанариуму
|
Дать представление об океанариуме как о музее живой морской природы
|
Заполнение карточки прогулки
|
Развивать диалогическую и монологическую речь, умение устанавливать причинно-следственные связи
|
Анкетирование родителей
|
Включение родителей в оценивание условий реализации образовательной деятельности
|
Как же связал данный досуг деятельность ДОО и семью, можно увидеть в таблице 2.
Таблица 3
Семейный выходной (ДОО и семья - единое воспитательно-образовательное пространство)
«Такие разные рыбы»
|
ДОО
|
Семья
|
1. Мотивация родителей на совместную деятельность
|
Участие родителей в опросе
|
2. Разработка методических материалов для родителей
|
Участие родителей в обсуждении содержания проекта
|
3. Создание предметно-развивающей среды по теме «Семейного выходного» «Такие разные рыбы»
|
Участие родителей в создании предметно-развивающей среды в группе и материалов по теме «Рыбы»
|
4. Проведение разных форм образовательной деятельности (в соответствии с планом проекта)
|
Мероприятие родителей с детьми «Нескучный выходной»: прогулка в океанариум и заполнение карточки прогулки
|
5. Подведение итогов проекта
|
Участие родителей в опросе
|
Предварительная работа: мотивация родителей и включение родителей в проект с детьми с использованием социо-культурного пространства города (консультации, личные беседы)
Особенности организации партнёрских отношений с семьей в ходе подготовки и реализации семейного досуга:
1. Индивидуальный подход к каждой семье;
2. Учет интересов и возможностей каждой семьи и ребенка;
3. Использование интеллектуального и творческого потенциала членов семьи, их хобби.
После предварительной работы родителям был представлен маршрутный лист, где была представлена информация об океанариуме (адрес, контактная информация, ссылка на сайт). Далее родителям было предложено записать впечатления ребенка от прослушивания звуков воды (бассейн – спокойная вода и водопад), заполнить опросный лист с вопросами, где можно было сравнить рыб Северных и Южных морей, записать при желании записать какую-то информацию.
На итоговом мероприятии дети с интересом рассказывали о том, что они видели в океанариуме, рассказывали о рыбах и с удовольствием рассуждали, что же общего, а чем отличаются рыбы в зависимости от места их обитания.
Данный проект показал, что родители готовы к участию в совместной воспитательно-образовательной деятельности, что позволило детям лучше освоить материалы по теме «Подводный мир». Удалось решить все задачи на высоком уровне. использование социокультурного пространства города и включения родителей в качестве активных участников позволил детям освоить тему «Подводный мир» более качественно и на другом качественном уровне.
Для обратной связи с родителями была составлена анкета. На анкету ответили 16 родителей. В целом родители положительно оценили практику вовлечения родителей в образовательную деятельность с использованием социокультурного пространства города. 93,8% родителей (15 человек) считают, что ребенку интересно было принимать участие в проекте «Такие разные рыбы». Такое же количество посчитали этот проект полезным для ребенка. 43,8% (7 человек) родителей получилось сходить в океанариум сейчас, 37,5% (6 человек) посетили его ранее. 12 человек (75,1%) заполнили карточку прогулки. 93,8% (15 человек) посчитали представленный материал для прогулки полезным.
В комментариях родители позитивно отзывались о таком проекте и высказывали пожелания продолжить такое взаимодействия. 2 человека отметили, что не смогли посетить океанариум из-за болезни и нахождения на самоизоляции. 1 человек отметил, что ребенок ранее интересовался рыбами и, к сожалению, «не узнал ничего нового», но при этом отметил, что «опыт взаимодействия интересный».
Анкетирование показало, что родители стали более осознанно относиться к образовательной деятельности в ДОО и стали высказывать пожелания продолжить участие в подобных проектах, где было бы задействовано социо-культурное пространство города.
Приложение
Список литературы:
1. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
2. Практика включения родителей в независимую оценку качества образования в ДОО: методическое пособие / С. А. Езопова, О. В. Солнцева, Е. Е. Суханова и др; под ред. С. А. Езоповой, О. В. Солнцевой. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019 – 96 с.
Поделиться: