Авторcтво: Дядькина Ирина Анатольевна, воспитатель; Буянова Оксана Викторовна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 40 Московского района Санкт-Петербурга |
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы,
ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно
милосердие и память, честность и внимание,
трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию,
справедливость и наблюдательность, язык и реактивность -
- словом, все, что составляет богатство человеческой личности.
Й. Хейзинга, голландский культуролог
Любой ребенок, появляясь на этот свет является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. И первыми, кто поддерживает его в этом мире это, конечно, его родители, которые учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Потом ребенок оказывается в новой среде - это сад, где появляется еще одна «семья», в которой ему также надо уметь «комфортно существовать». Ребенок дошкольного возраста с удовольствием обсуждает свои впечатления со сверстниками и взрослыми, стремится к преобразовательной, активной деятельности. Эту потребность он может реализовать, используя развивающий потенциал проектной деятельности. Очень важно показать дошкольнику, как много он может сделать, как его самостоятельные поиски, находки и деятельность могут изменить окружающую действительность к лучшему. И наша задача – создать условия, в которых ребенок сможет наиболее свободно преобразовывать действительность, проявить активность, выразить себя в доступном и интересном виде деятельности. Накапливая опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
· заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
· открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
· согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Взрослые должны не только уделять внимание формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Опыт нашей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание мы начинаем не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.
Считаем, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Как только ребенок переступает порог сада, наступает период со страшным словом адаптация…….Хочу к маме!!!! Когда ребенок приходит в садик, он все равно скучает по дому, по семье. И здесь, конечно, на помощь приходит игра….
И, как сказал В. А. Сухомлинский, “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.
Зачем же нужны проекты, спросите Вы?
Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения? Участие в проектной деятельности позволяет каждому ребенку жизнерадостно и полно прожить день в детском саду, общаясь на равных с другими детьми и взрослыми, придумывая, созидая, развиваясь. Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна. Проекты рождаются из детских вопросов и их самостоятельных игр. Сегодня я киска, а завтра человек- паук. Пожалуйста, играем и узнаем параллельно новое: Если ты Человек-паук, то какими качествами характера должен обладать?.
Иногда инициатором является педагог. Тогда мы детям создаем проблемно – игровую ситуацию, которая увлекает детей и требует от них активных действий, направленных на решение, скрытого в нем противоречия.
Вот, например, решили поиграть в журналистов…
Работа над проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
И, конечно, во всех наших игровых проектах главные помощники - это родители. Начали с обычных соревнований по ПДД, а закончили победой (1 место) на городском конкурсе «Дорога и мы».
Главное найти подход, заинтересовать родителей и тогда это великая помощь!!!
Бывает, что какая-то жизненная ситуация наталкивает на новые идеи. Так после того, как один из родителей по дороге из детского сада домой потерял ребенка, а ребенок не растерялся и прибежал обратно в сад, пришла идея придумать квест. Да, да, квест, который проходил на всей территории микрорайона с заданием для каждой семьи проделать короткий и безопасный маршрут от заданной точки до сада. Сколько потом было у детей восторга!
Обычный квест перешел в большой и долгосрочный проект, который посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализовалась через активную деятельность всех участников проекта.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Переход к новым формам отношений родителей и педагогов сделает педагогический процесс более свободным и гибким. Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Поэтому в нашей группе было решено провести «День самоуправления».
Гипотеза – при зарождении новой инновационной формы взаимодействия с родителями, повысится уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, даст возможность привлечь родителей к жизни детского сада. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приемы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Цель проекта: педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы.
Задачи проекта:
· привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе в ДОО;
· способствовать повышению педагогической культуры родителей;
· расширять представлений родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОО;
· укреплять партнерские отношения между ДОО и родителями.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: среднесрочный.
Срок выполнения проекта: с 9 февраля по 16 февраля 2017 г.
Руководитель проекта: воспитатели.
Участники проекта: воспитатели, заведующий, родители и дети группы.
Место проведения: ГБДОУ детский сад №40, город Санкт-Петербург.
1 этап проекта – подготовительный:
· создание инициативной группы среди родителей-участников проекта;
· определение даты проведения Дня самоуправления в детском саду ;
· знакомство родителей-участников с календарно-тематическим планированием на выбранную дату проведения Дня самоуправления;
· распределение роли среди родителей-участников;
· планирование организации деятельности воспитателя;
· знакомство родителей-участников с инструкцией по охране жизни и здоровья детей.
2 этап проекта – основной:
· ННОД с участием родителей в роли воспитателя.
3 этап проекта – заключительный:
· публикация на сайте ДОО;
· создание фильма: «День самоуправления»;
· создание презентации «День самоуправления»;
· подведение итогов проведения проекта.
Проведенное мероприятие показало, что:
· расширились представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя;
· укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями;
· повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);
· произошло сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы в детском саду обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей
Впечатления родителей о проведенном «Дне самоуправления».
«Когда на меня смотрели 22 пары широко распахнутых детских глаз, сразу теряешься, но на помощь мне пришел мой сын. Он заметил, что я переживаю, улыбнулся мне, и я увидела в его глазах поддержку».
«От шума голова еще поболит! Должны быть рычаги управления детьми, воспитатели справляются отлично! Но дети все равно замечательные!»
«Очень теплая атмосфера, дружные и умные ребята! Буду рада придти еще и отправиться в новое, волшебное путешествие».
«Ощущения праздника! Очень понравилось общение с нашими детьми! Спасибо за такую возможность!»
Используя метод проектов, были получены положительные результаты:
· дети научились экспериментировать, анализировать, делать выводы;
· у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
· родители стали активными участниками и единомышленниками не только в воспитательно-образовательном процессе своей группы, но и в развитии дошкольного учреждения в целом.
Поделиться: