Авторcтво: Литвиненко Галина Николаевна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №30 Калининского района Санкт-Петербурга |
Общее недоразвитие речи приводит к стойким нарушениям общения. Плохо развитая речь препятствует установлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающим, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
В работе с детьми я применяю методику Шулешко Е.Е., другие технологии. Считаю, что построение занятий на интересе ребенка– одно из необходимых условий результативности работы.
Одним из интересных видов работы являются занятия с пособием «Аквариум» (120х150). По «Аквариуму» дети в игровой форме занимаются с буквами, цифрами, приобретают умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть предметы по цвету, форме, размеру. Соотносить предметы, буквы, цифры с числительными, учатся согласовывать разные части речи. Закрепляют понятие вверх, вниз, слева и т.д. Знакомятся с буквами алфавита, запоминают гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Составляют и преобразовывают слова путем замены или добавления звука. «Аквариум» способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Дети учатся задавать вопросы, составляют предложения с простыми и сложными предлогами, придумывают истории и описательные рассказы о месторасположении букв, цифр.
Главная роль в обучении отводится игровой деятельности. Это способствует устойчивости интереса детей, созданию положительного настроя, желанию учиться играя. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.
Игры, проводимые на логопедических занятиях и в свободной деятельности, можно разделить на: игры на развитие моторики, координации движений, внимания «Руки-ноги», «Встань по пальцам», «Ходить след в след», «Изобрази на себе», «Одновременный поклон», «Изобрази хороводом букву». Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи: «Фраза из слов», «Слова на небе», «На земле», «Смешные истории», «Живое слово», «Заданные слова», «Спор предлогов», «Теремок», «Словесные рисунки». Игры на развитие слухового внимания и памяти: «Повтори за мной», «Назови какой звук потерялся», «Ловля звуков», «Испорченный телефон», «Печатная машинка» и др. Игры на развитие творческого воображения: «Превращение» (представь себе что ты), «Цветочный магазин» (игрушек, овощей), «Одно и то же по-разному» (хорошо когда, плохо когда), «Словесный рисунок», «Истории на цифрах». Многие игры являются вариативными: «Волшебная палочка», «Спор предлогов», «Теремок». Для развития пальцевой моторики, мы используем медиаторы (листики). При помощи них дети рисуют и дорисовывают различные предметы (составлены образцы по лексическим темам). Выкладывают из медиаторов узоры.
При проведении занятий использую формы работы в парах, в маленьких группах.(командах). Дети свободно двигаются, переходят от одного вида деятельности к другому, обсуждают увиденное. Проводятся игры: «Дружные голоса», «Рисование на пластиковых досках», письмо под диктовку росчерков, трафареты с росчерками.
При проведении занятий, где дети свободно общаются, много двигаются, ведут диалог, где умело, применяются разные формы работы, создан благоприятный микроклимат для общения, там можно пожинать плоды успешного коррекционного обучения ребенка, устранения речевых недостатков и отличной подготовки к школе.
Приложение: конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением: « ТНР. ОНР. Стертая дизартрия »
Список литературы
1. Аграпович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей – СПб., 2000г.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием – М., 2002г.
3. Корнев А. Н., Авраменко А.С. Подготовка ребенка к школе. Игры, занятия, инсценировки – СПб., 2009г.
4. Гаркушин Н.Ф. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи – М., 2000г.
Поделиться: