Поиск по сайту

Проведение занятий по плаванью с детьми раннего возраста в нестандартных условиях бассейна


Авторcтво: Никифорова Злата Анатольевна, инструктор ФИЗО ГБДОУ детского сада №202 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


202-1.JPGНа сегодняшний день задачей общества остается воспитание здорового, выносливого, закаленного поколения. И плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний.

Занятия плаванием имеют и воспитательное значение, создавая условия для формирования личности. Практически все взрослые люди осознают, на сколько важно учить детей плавать, начиная с дошкольного возраста. Ведь умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является тем навыком, который необходим человеку в самых разнообразных ситуациях. Это залог безопасности на воде, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети! И очень важно, чтобы плавание стало доступным детям как можно раньше.

В период раннего возраста многие функции организма проходят значительный путь развития, и является переломным этапом. А благодаря плавательным упражнениям происходят положительные изменения в организме:

- организм закаляется, совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды;

- совершенствуются органы кровообращения и дыхания (за счет увеличения объема легких увеличивается обогащение крови кислородом), улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивается жизненная емкость легких;

- укрепляется опорно-двигательный аппарат, правильно формируется позвоночник, вырабатывается хорошая осанка, активные движения ног в воде укрепляют стопы – предупреждая развитие плоскостопия;

- увеличивается работоспособность и сила мышц;

- развивается сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация движений, выносливость, совершенствуются движения;

- повышается общий тонус организма, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит;

- формируется личность (целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, самостоятельность);

- прививаются умения и навыки самообслуживания.

202-2.JPGВ нашем учреждении на протяжении многих лет работает бассейн, с глубиной 120 см, встроенными гидро-форсунками (гидромассаж, аэромассаж) и осветительным прибором, температурой воды – 30 - 33'C и температурой воздуха – 29 - 30'C.

В бассейне проводятся занятия по плаванию с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми раннего возраста. Хочу отметить, что занятия по плаванию очень положительно влияют, на детей раннего возраста, во-первых, дети быстрее адаптируются к детскому саду, а во-вторых, значительно уменьшается заболеваемость.

Первые шаги моей работы начинаются с работы с родителями! Это очень важная «деталь», так как не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Некоторые боятся, что их дети могут простудиться и заболеть, другие – что с ними произойдет несчастный случай. Причина этого явления - неосведомленность родителей, недооценка ими значения плавания, незнание условий организации и методики проведения занятий по плаванию, а также неумение самих родителей плавать, боязнь воды. И с целью выявления их отношения к обучению плаванию, закаливанию детей, и для поиска индивидуального подхода к каждому ребенку на занятиях, я организовываю общие собрания, где пытаюсь донести до них всю важность занятий 202-3.JPGплаванием, и предлагаю им заполнить анкету («Какие закаливающие процедуры проводятся в домашних условиях?»; «Умеете ли Вы плавать?»; «Каково Ваше отношение к обучению детей плаванию?»; «Как Ваш ребенок относиться к воде?»; «Какую цель занятий в бассейне Вы считаете главной?» и др.) И стараюсь ответить на все интересующие их вопросы. В каждой группе в родительских уголках вывешиваю информацию по подготовке к занятиям по плаванию, как влияют занятия плаванием на организм, для чего нужны занятия плаванием, по проведению водных процедур, по закаливанию в разные сезоны года, по комплексному использованию разных средств физического воспитания в условиях семьи. Стараюсь проводить беседы и консультации (как индивидуальные, так и групповые) с конкретными советами с учетом состояния детского здоровья и психофизиологическими особенностями.

Только после этого я начинаю «работать с детьми». Я разработала комплекс специальных упражнений на суше и в воде, из которого подбираю упражнения для каждого ребенка отдельно, с учетом индивидуальных особенностей.

Дети раннего возраста отличаются быстрой утомляемостью, неуравновешенностью, непоследовательностью поведения, у них отсутствует координация движений, точность…

Ребенок может усваивать движения в результате многократных повторений на основе подражания и двигательных ощущений при их выполнении.

202-4.JPG202-5.JPGВ связи с нестандартными условиями бассейна, занятия проводятся только индивидуально!!! И только с условием нахождения тренера в воде с ребенком!!! Дети допускаются до занятий только с разрешения медицинского работника, который потом сопровождает нас на протяжении всего занятия (и на суше и в воде). Я выбрала для проведения занятий игровой метод, с использованием красочных предметов (массажные разноцветные мячики) и игрушек (кораблики), все упражнения сопровождаются потешками, стишками и песенками. И это я считаю единственным способом, который вызывает у детей положительные эмоции и дает без проблем адаптироваться в водной среде.

Занятия проводятся два раза в неделю, в строгом соответствии с планом работы.

Главная цель моей работы это способствовать обучению элементарным навыкам плавания (всплыванию, лежанию, скольжению, погружению под воду). А так же, закаливание и укрепление детского организма, и формирование основы для разностороннего физического развития. И конечно, заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.

Весь процесс делится на этапы:

На первом этапе я решаю такие задачи:

· 202-6.JPGознакомление ребенка с помещением бассейна

· ознакомление со свойствами воды

· ознакомление с чувством невесомости

· ознакомление с чувством равновесия

· обучение задержке дыхания

· обучение погружаться под воду

· обучение прыжкам в воду

На втором этапе использую специальные упражнения в воде, которые обычно делятся на пять-семь групп:

· элементарные движения рук и ног в воде

· 202-7.JPGпогружения в воду и открывания глаз в воде

· передвижения по воде

· упражнения для освоения дыхания в воде

· всплывание в воде

· лежание на воде

· скольжение по поверхности воды

Изучение этих подготовительных упражнений осуществляются в указанной форме. Каждая предыдущая группа служит основой для изучения упражнений последующих групп.

202-8.JPGСамо занятие начинается уже в группе, ребенка переодевают в халат и специальную обувь (пляжные тапки, сланцы на резиновой подошве) и ведут в душевую, там с помощью взрослого ребенок раздевается, моется под душем с мылом и мочалкой, вытирается, надевает плавки и после этого, идет в бассейн, где его встречает тренер.

Занятие продолжается 3-5 минут на суше и 5-7 минут в воде. Перед тем, как выполнять упражнения на воде, мы разогреваем организм, и разучиваем некоторые движения, отрабатывая их на суше. В основном это упражнения на дыхание и элементарные движения рук и ног из спортивных способов плавания (элементы сухого плавания). После чего отрабатываем их в воде, конечно, все упражнения, движения и поддержки проходят у нас в виде игры («пускаем пузыри», «остужаем чай», «плывем как лодки», «квакаем как лягушки» и т.д.)

После занятия, ребенок опять с помощью взрослого принимает душ, тщательно вытирается, надевает халат, теплые носки и шапку (капюшон) и идет в группу.

В начале и в конце года я провожу диагностику, в результате которой можно наблюдать интересные изменения отношения детей к воде, к занятиям по плаванию.

Если при первичной диагностике большая половина детей с осторожностью заходит в воду с тренером, крепко держась за его шею; многие дети имеют «водобоязнь», бассейн вызывает у них негативные эмоции, чувство страха. То в конце года показатели значительно меняются. Во-первых, у детей которые систематически посещали бассейн: развивается речь, они становятся более уверенными, самостоятельными, подвижными, и конечно, меньше болеют!!!

202-9.JPGБольшинство из них могут:

- с помощью тренера одеться – раздеться, обслужить себя в душе, сходить в туалет

- спуститься в воду и подняться по лестничному трапу

- бросать игрушки в произвольном и определенном направлении, захватывать плавающие предметы

- с поддержкой тренера выполнять «лежание», скольжение на груди и спине

- с активной помощью тренера работать ногами кролем на груди, спине (попеременные движения ногами вверх-вниз)

- опускать лицо в воду на задержке дыхания и с выдохом в воду

- выполнить прыжок в воду с бортика из положения, сидя и стоя на бортике

Некоторые дети могут самостоятельно нырять на небольшую глубину за предметом.

202-10.JPGКонечно, есть и такие дети, которые продолжают с опаской относиться к воде, и у которых остается «водобоязнь». Но многие преодолели свои страхи, уже могут заходить с тренером в воду, обращать внимание на игрушки, плавающие в воде, воспринимать речь тренера и отвечать на вопросы.

И конечно все дети испытывают огромное удовольствие от общения с водой, с нетерпением ждут занятий.

Проведя анализ моей работы, можно сделать следующие выводы, что правильно организованный процесс обучения плаванию, индивидуальный подход, оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

202-11.JPGЗанятия по плаванию должны проводиться систематически, ведь двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. И успех в обучении плаванию может быть достигнут, если будут учтены особенности развития детей этого возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка! Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения плаванию.

И нашей задачей остается широкая пропаганда плавания среди родителей. Еще до начала работы бассейна родителям необходимо сообщать, что детей будут обучать плаванию, что занятия в бассейне будут способствовать укреплению здоровья ребенка, его правильному физическому развитию, а также воспитанию самостоятельности, активности, смелости и ловкости. Объяснять им, как важно, чтобы дети были здоровыми, закаленными, убеждать их в необходимости систематического проведения дома закаливающих процедур, укреплять здоровье детей.

УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ! И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!



Список литературы:

1. Аикина Л.И. Использование плавания в системе учебно-профилактических учреждений и организованного отдыха.: Учеб.пособие.- Омск: ОГИФК, 1988.

2. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.

3. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005..

4. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. - М.: Медицина, 1975.

5. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974..

6. Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008. .


Поделиться: