Поиск по сайту

Некоторые особенности ФГОС


Авторcтво: Гун Григорий Ефимович, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социального здоровья ЛОИРО


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования, изменение роли участников образовательного процесса. И сегодня многих педагогов волнуют вопросы:

что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Стандарты первого поколения предполагали, что должен формировать, давать знания.

Стандарты второго поколения, предполагают, что учитель, взаимодействуя с обучающимся, должен развивать умения, обеспечивая планируемые результаты. У выпускника начальной школы формируются целевые установки, знания, умения, навыки, компетенции и компетентности, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями, индивидуальные особенности его развития.

В традиционной системе образовательного процесса: ученик получает содержание образования в готовом виде; учитель транслирует содержание образования; в модернизированной системе образовательного процесса учитель осуществляет деятельность по усвоению содержания образования, организует деятельность обучающегося в инновационной образовательной среде.

Главная задача ФГОС – организовать деятельность обучающегося, направленную на достижение результатов образования.

Целью школы становятся не только давать знания, но и формировать умения:

· ставить цель и добиваться ее;

· самостоятельно добывать и применять знания;

· составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;

· задавать вопросы;

· ясно выражать свои мысли;

· заботиться о других, быть нравственным человеком;

· сохранять и укреплять своё здоровье;

· формировать экологическую культуру, здорового и безопасного образа жизни.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Так учили

1.Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил – пересказал».

2.Учитель объявляет новую тему.

3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).

4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).

5.«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки».

6.В учебнике всегда есть один правильный ответ!

7.В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения.

8.«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».

Так будут учить

1.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.

2.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.

3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).

4.Ученики делают вывод по теме.

5.Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.

6.Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст.

7.Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.

8.Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.

Меняется и роль родителей

Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы!

Текст нужно понять и уметь использовать!

Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике!

Нужно учиться выбирать главное и интересное!

Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!»

Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.

Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.

Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что

наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

В контексте изучения всех предметов будут использоваться различные источники информации, в том числе, в Интернете.

Что такое обучение деятельностью?

В 1-ом классе реализуется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.

Это, например, проекты:

· «Я и мое имя»,

· «Моя семья»,

· совместное издание Азбуки и многое другое.

Что такое интегрированный подход к обучению?

Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится проект – видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность)

Во внеурочную деятельность могут входить:

· выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия);

· индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.);

· экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования;

· поисковые исследования и выполнение проектов.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) внесены изменения, касающиеся названия и содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Для получения инновационного продукта соттветствующего требованиям стандарта необходимо создание новой образовательной программы.

В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной образовательной программы начального общего образования входит «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»

Прежде чем работать над созданием программы необходимо понять суть нового стандарта - ФГОС.

ФГОС – ответ на вызовы времени. Не догонять, а работать на опережение на основе имеющегося прогноза; выпускнику начальной школы дать компетенции XXI века – это инновационное поведение:

· установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности;

· готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям;

· высокая социальная активность;

· требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность;

· способность быстро адаптироваться к новым вызовам;

· компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

Основные принципы построения ФГОС – преемственность и инновационность. Преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах). Принципы ФГОС:

· обеспечивать преемственность, как ступени общего образования, так и всей системы основных образовательных программ – от дошкольных до профессиональных;

· обеспечивать инновационность: образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России;

переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей – к «опережающей» модели;

· гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России: системно-деятельностный подход, который позволяет на каждой ступени общего образования выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Ценностные ориентиры, реализуемые во ФГОС – гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности:

· идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;

· патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;

· ценности личной, социальной и государственной безопасности;

· национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Особенности ФГОС:

· ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством;

· впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;

· впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;

· впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;

· ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования;

И здесь мы сталкиваемся с труднейшей задачей – смены установок на образование: одно дело – порождать новые установки образования, другое дело изменять установки образования. Это намного более сложная вещь.

Перед нами стоит задача не просто формирования новых установок, а изменение установок в сознании учителей, общества в целом.

И в этом смысле слова по большому счету надо начинать с выделения реперных (ориентира, отсчета) точек к пониманию нового поколения стандартов.

Начальная школа – это школа мотивообразования, в том числе школа развития мотивов личности к познанию и творчеству. И школа мотивообразования начинается не со школьника, не с ученика. Школа мотивообразования начинается с директора школы и учителя школы. И сегодняшний стандарт – это, прежде всего, стандарт побуждения мотивации учителя к обучению. Не будет этого, ничего не получится. Поэтому школа мотивообразования – первый и важнейший момент в развитии начальной школы в новой системе координат

Начальная школа – это школа позитивной социализации личности ребенка. Что стоит за этими словами? За ними стоит то, что ключевыми установками позитивной социализации личности являются установки, направленные на приобщение, интериоризацию (от фр. intériorisation – переход из вне внутрь и лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности) социо-культурных образов поведения, социальных норм, социальных эмоций. Без этого ничего не получится. И в этом смысле слова, школа позитивной социализации личности особо требует создания установки на развитие учебной самостоятельности ребенка.

· Одна из ключевых установок ребенка, которая должна быть поддержана в детстве и в начальной школе, – это установка в буквальном смысле слова на поиск, поисковая установка.

· Начальная школа - это школа порождения ценностной картины мира ребенка, ценностной, смысловой картины мира ребенка. А, тем самым, мировоззренческой картиной мира ребенка. И без этого, без системы ценностных и смысловых установок, рождаемых в значимой деятельности, ничего не получится. Наши дети останутся рабами вербальной жизни. И поэтому в начальной школе особенно велик риск разбиения сознания ребенка на отдельные предметы, утраты смысла ценности и целостности картины мира. Мы выделяем вектор перехода от дискретных предметов – к образовательным областям, предметным областям. Без понимания этого вектора в дидактике картина мира ребенка обратится в мозаичное сознание. Этот вектор движения важен для основной и старшей школы, но для начальной школы он важнее всего. Без него мы ребенка разорвем на «части», не передадим ребенку ценностную картину мира. И тогда слепота будет в его движениях, действиях и поступках.

· Начальная школа – это школа понимания, школа ценностной педагогики, школа диалога культур,

· школа понимания, школа ценностной педагогики и школа диалога культур. Начальная школа – это школа проектирования универсальных учебных действий. Ключевой смысл состоит в том, что формула «научить учиться». Начальная школа – эта школа совместных действий ребенка со взрослым и продвинутым сверстником становится главной стратегией в жизни школы. Учитель начальной школы - это режиссер совместных действий. И отсюда режиссура совместных действий – это уникальная и драматургия, и искусство, без которой мы новые стандарты не введем, а останемся людьми, идущими вперед с головой, повернутой назад.

· Начальная школа это школа культурно-деятельностной педагогики вариативного образования. Когда мы говорим о культурно-деятельностной педагогике вариативного развивающегося образования, то ставим задачу разработки программ школьного обучения и новых программ профессиональной подготовки, профессионального развития директоров и учителей начальной школы.

· Начальная школа - это школа игровой и проективной дидактики. Задача невероятно трудная – превращение ребенка в постоянного «почемучку», в постоянного исследователя. Но эта задача решается, и в этом смысле слова для игровой дидактики очень важно то, какие мы ставим перед школой задачи и как, с помощью каких дидактических технологий эти задачи решаем.

· Начальная школа это школа жизненных задач, а не только традиционных задач, в которых «все дано». Мы все время даем в школе задачи с полным набором данных. А в жизни задачи строятся по формуле: «пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю что». В жизни задачи являются моделями неопределенных ситуаций. Вот такие задачи с дидактикой неопределенных ситуаций, с избыточными данными, с недостаточными данными и т.п. необходимы школе. И не надо бояться того, что познание мира ребенка идет через воображение, через сказку. И это очень важный момент развития.

· Мотивация прорывается в жизнь, трансформирует школьные традиционные задачи в жизненные задачи.

· Начальная школа это школа диагностики развития успехов ребенка. Необходимо понять это – диагностики развития именно успехов ребенка.

· Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование – вера в себя. Если мы не добьемся, что в начальной школе смысловая установка «вера в себя, вера в свои возможности» будет порождена системами совместной деятельности, то мы и дальше будем плодить невротиков, тех, кто не доиграл в детстве. Без веры в себя ничего не получится и отсюда уникальная задача новых стандартов связана со смысловой ценностной установкой – порождение у детей веры в себя, в свои возможности, а не в свою беспомощность.

· начальная школа это зона ближайшего развития российского общества, где слова инновационное общество, креативное общество должны быть перестать декларациями, а должны стать делами. И тогда начальная школа, перефразируя Л.С. Выготского, поведет за собой развитие общества, а не будет плестись в хвосте у развития. Перед нами огромное количество проблем и задач. Понятно всем, что надо начать с изменения программ профессионального развития учителей, появления там педагогики, психологии развития, проектной деятельности.

Новая парадигма здоровья в реализации ФГОС – четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением обучающихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интегра­ции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с соци­альной средой, к полноценному выполнению основных социаль­ных функций, т.е. способность к социальной адаптации. Адапта­ция личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли ученика.

Работа в рамках ФГОС должна начинаться с первого класса и, рассчитана на весь курс начальной школы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна включать в себя вопросы физического здоровья, социального и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.


Поделиться: