Поиск по сайту

Школа как пространство воспитания экологической грамотности и ответственности через использование мультипликационных ресурсов


Авторcтво: Агафонова Светлана Викторовна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 3 г. Сосновый Бор Ленинградской области


Аннотация. В статье проводится анализ особенностей современного школьного экологического образования. Делается вывод о необходимости развития разнообразных видов экологически ориентированной деятельности обучающихся, связанных с их практическими действиями. Особое внимание уделяется использованию мультимедийных ресурсов, таких как мультипликационные экологические ролики, которые позволяют заинтересовать детей, делать процесс обучения более наглядным и доступным, гармонично соединяя традиционные методы с современными.

Ключевые слова: экологическое воспитание, мультипликация, анимация, эмоциональное восприятие информации, экологическое сознание, экологическая грамотность, экологическая ответственность. 

        В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, роль образовательных учреждений в формировании экологического сознания и гражданской ответственности у подрастающего поколения приобретает особое значение. Школа, как основное пространство для обучения и социализации детей, имеет уникальную возможность не только передавать знания, но и формировать у обучающихся активную позицию по отношению к окружающей среде. В этом контексте экологическое воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса, а использование современных технологий, таких как мультипликация, открывает новые горизонты для эффективного усвоения экологических знаний.

        На центральные позиции в этой программе выходят учителя, которые способствуют формированию экологической грамотности у детей, передавая им не только знания о природе, но и умения взаимодействовать с ней ответственно и бережно – формированию экологической ответственности [1].

        Экологическое воспитание в школе охватывает широкий спектр тем, начиная от основ знаний об окружающей среде, заканчивая более сложными концепциями устойчивого развития и охраны природы. Важными инструментами для достижения этих целей служат специализированные информационные центры и библиотеки, которые предлагают учащимся разнообразные ресурсы, способствующие лучшему пониманию экологических процессов и явлений [9]. В условиях современного рынка труда навыки устойчивого потребления становятся все более актуальными, и школа должна активно включать их в образовательные программы.

        Проблема заключается в том, что, несмотря на наличие четкой законодательной базы, экологическое образование в России часто отодвигается на второй план. Практические занятия по экологии иногда числятся как дополнение к основным предметам, а не как важный компонент учебного процесса. Важно реализовать интеграцию экологического воспитания не только в изучение основных учебных предметов, но и во внеурочной деятельности. Это позволит создать сообщество осознанных граждан, готовых брать на себя ответственность за окружающую среду [10].

        Экологическая программа может включать различные формы деятельности, такие как проекты по защите природы, волонтерские акции и конкурсные мероприятия, адаптированные под интересы и возраст учащихся. Важным аспектом является тесное сотрудничество с родителями и местным сообществом, что также значительно повышает уровень вовлеченности детей в практическую деятельность [3]. Включение семей в проектные работы способствует более глубокой интеграции экологических знаний в повседневную жизнь.

        Запросы общества изменяются, и экологические вопросы становятся жизненно важными. Учащиеся должны понимать не только текущее состояние окружающей среды, но и перспективы ее развития. Учителя играют важную роль в этом процессе, формируя у детей критическое мышление и способность анализировать сложные экологические проблемы. Поощрение школьников к постановке вопросов о природе и ее защите отвечает на вызовы времени, помогает осознать, что каждое действие, как положительное, так и отрицательное, влияет на экологическую ситуацию [7].

        Изучение экологии в школе, таким образом, должно быть не только теоретическим, но и практическим. Школы могут организовать экскурсии на природные территории, где учащиеся смогут наблюдать за экосистемами в их естественной среде обитания и обучиться проводить простые экологические исследования. Урал делает акцент на том, что взаимодействие с природой и практические действия по сохранению окружающей среды формируют у детей устойчивые паттерны поведения, способствующие возникновению эколого-ориентированных моделей поведения в будущем [1].

        Помимо классных и внеклассных мероприятий, необходимо развивать доступные библиотечные ресурсы с экологической литературой, что позволяет учащимся расширять свои горизонты. В современных условиях важно создавать не только базу знаний, но и платформу для обмена мнениями и идеями, что важно для развития экологического сознания среди подрастающего поколения [9]. В этом контексте библиотека становится центром активного изучения экологии, где проходят выставки книг, лекции и мастер-классы.

        Интегрирование нового контента с использованием мультимедийных ресурсов, таких как мультипликационные ролики, представляет собой еще одну перспективу улучшения экологического воспитания. Это позволяет заинтересовать детей, делать процесс обучения более наглядным и доступным, гармонично соединяя традиционные методы с современными [10]. Анимационные материалы могут изменять восприятие детей, привлекая их внимание к проблемам, которые они, возможно, не замечали ранее.

        Введение новых подходов к экологическому образованию в школе на сегодняшний день критически важно. Мультипликационные ролики представляют собой уникальный инструмент для формирования экологического сознания у детей. Отметим, что эмоциональное восприятие информации у детей достаточно ярко, они реагируют на визуальные образы, что делает анимацию эффективным средством передачи экологических знаний. Дошкольный и младший школьный возраст — это критические периоды для формирования устойчивых экологических представлений, когда закладываются основополагающие представления о мире и ответственности за его состояние [6].

        Современные мультфильмы, такие как «Команда Флоры», открывают детям доступ к пониманию таких вопросов, как загрязнение окружающей среды и вымирание видов. Яркие персонажи и увлекательные сюжеты не только обучают, но и вдохновляют детей принимать положительные действия в своем поведении. Анимация становится окном в мир, где дети могут увидеть последствия своих действий и их влияние на природу. Это выражается в желании подражать любимым героям, что подчеркивает их влияние на формирование экологической ответственности [11].

        Мультфильмы помогают визуализировать сложные концепции в доступной для детей форме. Анимационные фигуры-модели демонстрируют принципы бережного отношения к природе, а также различные способы заботы о окружающем мире. Они создают яркие эмоциональные отклики, которые легко запоминаются. Например, дети, увидевшие, как мультипликационные персонажи заботятся о животных и растениях, могут перенести эти уроки в свою жизнь, делая осознанные выборы и действия, связанные с охраной окружающей среды [4].

        Изучая влияние анимации, мы можем выявить интересные аспекты, связанные с ее эффективностью как средства воспитания. Мультипликация формирует не только визуальные образы, но и стимулирует развитие воображения, мышления и даже языка у детей. Информация о том, как отдельно взятый персонаж решает экологические проблемы, становится понятийной основой для детей в формировании их взглядов на экологические проблемы. Это может проявляться в том, что они начинают обращаться к окружающему миру с уважением и интересом и активнее участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды [5].

        На практике образовательные программы, использующие мультипликационные ролики, позволяют не только закрепить знания, но и превратить их в активные действия. Мультфильмы дают возможность детям обсудить свои мысли и чувства по поводу увиденного, что служит катализатором для глубже усвоения материала. Важный момент заключается в том, чтобы дети не просто принимали информацию, а активно осмысляли и применяли ее в своих повседневных действиях [8].

        Актуальность экологического воспитания через анимацию также заключается в создании устойчивых убеждений и установок с раннего возраста, которые впоследствии могут оказать влияние на общую экологическую культуру общества. Таким образом, мультипликация помогает сформировать моральные и этические нормы, связанные с заботой о природе, что становится важной основой для экологической ответственности [6].

        Каждый мультфильм, будь то развлекательный или образовательный, создает определенный информационный контекст, который может сформировать представления о важности охраны окружающей среды. Именно с этого контекста начинается экологическое воспитание, которое должно продолжаться и углубляться в дальнейшем по мере взросления детей. Важно, чтобы такие программы включали элементы интерактивности и вовлеченности, что поможет детям не только учиться, но и развивать критическое мышление и собственные экологические предпочтения [4].

       Таким образом, внедрение мультипликационных роликов в образовательные программы, особенно на начальных этапах обучения, является не только необходимым, но и эффективным инструментом управления экологическим сознанием у детей, способствуя их готовности стать активными участниками охраны природы.

 

Литература

1.                 Григорян Д.Л., Симонян Г.С. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. – 2017. – № 8 (23). URL: https://goo.su/UcM5iUg (дата обращения: 20.03.2025).

2.                 Девять мультфильмов про экологию для детей и взрослых [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5f74bc2c9a7947161da56f3d (дата обращения: 25.03.2025).  

3.                 Значение экологического воспитания школьников в образовательном процессе / О.М. Корчуганова [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/r0cC    (дата обращения: 25.03.2025).

4.                 Проект Мультипликация, как средство воспитания экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3McGbP (дата обращения: 30.03.2025).  

5.                 Роль анимационных фильмов в экологическом воспитании подрастающего поколения / С.П. Сергеенко [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/rol-animatsionnykh-fil-mov-v-ekologhichieskom-vosp.html  

6.                 Современные мультфильмы как средство экологического воспитания / О.В. Гавриленко [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3McGVs   (дата обращения: 30.03.2025).

7.                 Экологическое воспитание школьников / С.В. Чеботникова [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126 (дата обращения: 30.03.2025).

8.                 Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через короткие мультфильмы / Ю. Рюмина [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3McGhJ (дата обращения: 30.03.2025).

9.                 Экологическое образование в школе / Н.Н. Старкова [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/fdzNO0W   (дата обращения: 30.03.2025).

10.            Экологическое образование учащихся / Н.Н. Изварина [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/OutlayJ   (дата обращения: 30.03.2025).

11.            Экология и мультфильмы / А.Н. Симонова [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/275735-jekologija-i-multfilmy   (дата обращения: 10.04.2025).

12.            ЭкоМультфильмы: ТОП-15 лучших анимационных фильмов о природе и экологии, включая Пеппу, Фиксиков, Остров Собак и шедевры студии Гибли [Электронный ресурс]. URL: https://www.yaom.ru/vse-multfilmy-pro-ekologiyu--top-15---peppa-fiksiki-ost/   (дата обращения: 20.03.2025).   

13.            7 лучших мультфильмов про экологию [Электронный ресурс]. URL: https://tlum.ru/news/7-lucsih-multfilmov-pro-ekologiu/ (дата обращения: 30.03.2025).

14.            10 экологических мультфильмов для детей [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-25437256_675 (дата обращения: 30.03.2025).   


Поделиться: