Поиск по сайту

Дистанционное обучение учащихся. Опыт разработки учебной программы по географии для учащихся 10 класса


Авторcтво: Макалова Нина Леонидовна, учитель географии СПб ГОУ СПО «Техникум олимпийского резерва №1»


Создание данной программы дистанционного обучения стало насущной необходимостью для успешного проведения учебно-воспитательного процесса СПб ГОУ СПО Техникум (колледж) олимпийского резерва  № 1.

На необходимость использования дистанционного обучения (ДО) повлияли следующие факторы:

  • Учащиеся-спортсмены имеют большую временную и физическую загруженность, усиленно занимаясь определенным видом спорта.
  • Учебные занятия проходят между утренней и вечерней тренировками, и многие учащиеся не имеют возможности присутствовать или плодотворно воспринимать учебный материал в стенах учебного заведения.
  • Неоднократно в течение учебного года учащиеся выезжают на длительные учебно-тренировочные сборы или спортивные турниры, находятся в отрыве от учителей, не имея возможности перевозить с собой учебные пособия.
  • Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий (а бывают случаи до 5 месяцев суммарно за учебный год), выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала, что в рамках данного ОУ и постоянстве пропусков невозможно.
  • Особенно использование ДО актуально для учащихся-спортсменов 10-11 классов, которые будучи в командах мастеров, имеют наиболее напряженный режим тренировок и соревнований, и вместе с тем уже более осознанно и ответственно подходят к процессу обучения, готовясь к сдаче ЕГЭ.

Технология использования программы.

Каждый учащийся (уезжающий на сборы или желающий самостоятельно заниматься по программе дополнительно к урокам) получает программу ДО по географии на электронный носитель (флэш-карту или диск), где к каждой теме и уроку имеются ссылки на конкретные образовательные ресурсы сети Интернет, ЭОР (уроки и тесты).

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются следующие типы информационных услуг:

1) образовательные ресурсы мировой сети Интернет

· http://interneturok.ru/video/geografiya/10_klass/ - интернет школа с лекциями известных преподавателей, открытая в любое время, конкретно и четко представляющая материал школьной программы, ссылки соответствуют поурочному планированию.

· http://files.school-collection.edu.ru/ - коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, карты, иллюстрации, предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.

· http://www.fipi.ru/ - для самостоятельного тестирования учащихся в ходе подготовки сдаче ЕГЭ с помощью КИМов и тестовых заданий, для контроля уровня знаний со стороны учителя.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гиперссылок, используются в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. С помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет подготовлен набор ссылок на WWW-страницы, содержащие интересный с точки зрения географии материал по изучаемым темам. Если учащиеся имеют выход в Интернет, то могут воспользоваться этими материалам.

2) электронная почта. С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к обучаемым и преподавателю).

3) ЭОР, созданные учителем (презентации уроков, тестовые и практические работы), прикрепленные к конкретной теме или уроку, готовые к просмотру и выполнению даже при отсутствии выхода в Интернет.

Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают ученику, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения спортсменов в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни.

Данная программа прошла апробацию в 2010-2011 учебном году в СПб ГОУ СПО Техникум (Колледж) олимпийского резерва №1 и показала свою эффективность для проведения процесса обучения и аттестации учащихся. Ребята после знакомства с темой присылали выполненные работы, а после возвращения на базу ОУ демонстрировали знания при проведении устных форм работы. Учащиеся проявляют большую заинтересованность в использовании нетрадиционных методов своего образования, активно работают в сети Интернет, проявляют большую активность в подаче приобретенных знаний.

Данная программа может быть востребована также

1. В образовательных учреждениях специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Даже при компактном проживании детей с ОВЗ многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий, телеконференций, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования;
2. Для организации экстерната.
Не секрет, что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, география, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Программы дистанционного обучения позволяют восполнить этот пробел.
3. Для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни.
Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. ДО могло бы возместить этот пробел в системе образования.

Приложение. «Рабочая программа учебной дисциплины «География» 10 класс (для дистанционного обучения учащихся СПб ГОУ СПО ТОР №1)»


Поделиться: