Поиск по сайту

«Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». Взгляд тьютора


Авторcтво: Смирнова Анна Борисовна, педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга Богданова Румия Мюнировна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Наставничество в хоровых коллективах имеет давние традиции. Любой хоровой коллектив состоит из групп разных возрастов. Старшие дети (наставники) помогают новичкам влиться в коллектив. Как правило, они учат с младшими детьми партии произведений из «Золотого фонда» хора. Такая работа проводится вне репетиционного времени, либо на переменах. Наиболее частая практика – «хоровые смены» в летних лагерях.

В пилотном проекте 2021 года наставники двух тандемов, учащиеся третьего года обучения программы «Старший хор» хоровой студии «Камертон» сами определили итоговый продукт: совместное исполнение песни, написанной наставниками.
Тема наставничества в данном учебном году: преемственность в работе хоровых коллективов «Невская капель» и «Старший хор» хоровой студии «Камертон».
Наставниками являются три девочки 3 года обучения, а наставляемыми – 6 девочек 2 года обучения хора «Невская капель».

Наставляемые – дети, желающие получить новый опыт взаимодействия и расширить свои знания и навыки. Наша задача – показать наставляемым, что в Старшем хоре мы решаем те же задачи в тех же видах деятельности, но с помощью других упражнений, усложненных и на более высоком качественном уровне.

        Тьюторство, как вид деятельности в мировой педагогике, имеет многовековую историю. В современной России это по-прежнему инновационный элемент, который не внедрён повсеместно. Основные тенденции развития тьюторства показывают, что его можно найти в рамках индивидуального обучения, зачастую дистанционного.
В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tutor – заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности.

В данной статье мы хотели бы поделиться опытом организации процесса наставничества, условно разделенного на несколько этапов: мотивация, координация, анализ и контроль.

Этап 1. Мотивация. Все учащиеся хоровой студии – это одна большая музыкальная семья со сложившимися традициями. И мы видим, как младшие дети хотят быть похожими на старших и радуются совместным проектам. Поэтому, вопроса мотивации как таковой не стояло. Участие коллективов в совместных проектах, выезды на оздоровительные смены Дворца позволяют учащимся находиться в частом взаимодействии друг с другом.

Сводные репетиции двух коллективов, совместные исполнения произведений с более опытными певцами стимулируют детей в их желании быть наставляемыми.

1.                 Проведение стартовой встречи с наиболее активными учащимися, на которой рассказывают о наставничестве и его истории, формате, планах и возможных результатах.

2.                 Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника.

3.                 Анкетирование включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников: навыки, знания, возможная частота встреч. Тестирование – вопросы о реальных коммуникационных возможностях и уровнях эмпатии.

Этап 2. Координация. На данном этапе тьюторы активно включаются в процесс планирования.

Задачи тьютора: помочь детям определить цели взаимодействия, составить план работы, совместно разработать график встреч наставников и наставляемых.

Происходит обучение наставников в формате регулярных встреч с тьютором, на которых учащимся-наставникам предлагаются ролевые ситуации, которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией.

Также учащиеся-наставники знакомятся с приложениями и пособиями, помогающими планированию совместной деятельности и самоорганизации участников проекта, такие как: гугл-календарь, «рабочие тетради» наставников и наставляемых, разработанные методическим отделом ДДЮТ (цели, результаты, техника «собственный герб», манифест, кодекс наставника, качества успешного наставника, чем отличается успешный наставник, что он «НЕ» должен делать, мудрые мысли о наставничестве).

Этап 3. Анализ. Анализ работы мы проводим, используя вопросно-ответные технологии. Формы тьюторского сопровождения:

·         индивидуальные консультации;

·         по группам: среди наставников, среди наставляемых;

·         рефлексия после взаимодействия наставников и наставляемых.

Среди обсуждаемых тем:

·         выявление сильных сторон с перспективными зонами роста;

·         формулировка приоритетных целей развития;

·         вопросы подготовки к мероприятиям (концерты, соревнования, фестивали, конкурсы и т.д.).

Этап 4. Контроль. Контроль за ходом работы, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемых, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь, координация организационных моментов и системность встреч.

При анализе каждой встречи/серии встреч наставник и наставляемый могут заполнять рабочую тетрадь, оценивать результаты и рефлексировать. После того как проблема наставляемого (адаптация, поведение, успеваемость, особые образовательные потребности) решена, наставники и наставляемые представляют свои выводы, результаты и обратную связь тьютору. Проводится праздничное мероприятие с представлением результатов всей образовательной организации. Наставники награждаются грамотами, значками наставников, признаются активными участниками коллектива.

Тьюторское сопровождение на каждой встрече:

·         анализ проведенной встречи;

·         обсуждение плана следующей встречи;

·         совершенствование методов и форм взаимодействия при подаче материала;

·         обратная связь тьютору (google-тест).

Каждый новый набор наставников и наставляемых, а также выбранная тема дарят нам новый опыт. Наблюдая за учащимися хоровой студии «Камертон», мы, педагоги-тьюторы, видим и понимаем, что каждый ребенок уникален, неповторим и имеет свои индивидуальные грани и таланта, и мастерства. Дети каждый раз учат нас чему-то новому, таким образом и развивается, как живой организм, педагогика.

Наставничество является не только важным элементом развития детей, но и позволяет детям «примерить» на себя роль Учителя, педагога, хормейстера, концертмейстера, что может благотворно сказаться на дальнейшем выборе профессии.


Поделиться: