Поиск по сайту


Авторcтво: Рябкова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы, руководитель клуба семейного общения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12», г. Балахна, Нижегородская область


        Все мы желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от дурного. К сожалению, нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и его отношения с миром взрослых. Для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества — доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность — необходимо приложить максимум усилий. Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны. Однако реально в образовательных учреждениях эти процессы разворачиваются медленно и не всегда эффективно. В современных условиях в воспитательном пространстве школы сталкиваются разные ценностные системы, нередко создавая противоречивые ситуации, препятствующие формированию младших школьников как духовно-нравственных личностей.                Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык — важнейшее средство воспитания и образования личности.
Актуальность: сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека — это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.
Проблема: недостаточное внимание к информированию родителей и привлечение их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.
                 «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу                          воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»
                                                                                                                                                         К.Д. Ушинский.
       Таким образом, чтобы сохранить духовное здоровье детей, выйти из духовного кризиса необходимо объединить усилия школы, семьи, церкви и государства. Только путем целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в человеке семена любви к людям, сформировать основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».
       В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой православие, нам не выжить, не обрести согласия в обществе. И мы, взрослые, должны показать нашим детям верный путь, который направит их к свету. От этого зависит наш завтрашний день. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрерывно продолжать развитие детей, для этого разрабатываются всевозможные консультации, фото- и видеоматериалы, которые служат помощью для родителей в вопросах воспитания и обучения детей в семье. В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные методы работы с родителями, необходимо активно использовать дистанционные формы и методы взаимодействия, с помощью которых можно общаться с детьми и их родителями, не выходя из дома.
                «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
                                                                                                                                                  В.А. Сухомлинский
      В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами — телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение — это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств — не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее. Однако общение с компьютером и дистанционные формы работы должны быть не запрограммированными, бездуховными, когда ребенок остается один на один с компьютером и превращается в какой-то его «придаток». Ребята должны понимать, что и дистанционные формы работы несут в себе духовное, развивающее начало.
       Сегодня одной из проблем нашего общества является то, что у многих вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося из Интернета, телевидения и так далее. Поэтому мы решили организовать на базе нашей школы клуб семейного общения «Какой язык мы теряем!», для того чтобы воспитать стойкий интерес к правильной русской речи и классической литературе.
       Работа нашего семейного клуба в современных нелегких условиях предполагает семейные просмотры видеосюжетов, в которых поднимаются нравственные вопросы, формирующие именно духовный облик современного молодого поколения, а также обращение к книге и живое обсуждение прочитанного.                         Своеобразие и уникальная сила словесности проистекает из её материала, объединяющего в себе язык и литературу. Материалом словесности является язык, а базовым элементом языка художественного творчества является слово, словесный знак. Слово в контексте мировой культуры ассоциируется с Творением и Творцом. Русская словесность всегда была устремлена к вечной гармонии личности, мира и Бога. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? Наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий человек.
      Литературное наследие — это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших составляющих чтения книг — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской литературы. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошими коммуникативными навыками. Кроме того, семейное чтение книг — это хороший способ достигнуть гармонии в семье. Совместное чтение помогает в решении многих проблем, возникающих между взрослыми и детьми. Читая книги современной классической литературы, родители и подростки могут совместно обсудить философские и духовно-нравственные проблемы, которые поднимают писатели в своих произведениях. Для родителей семейное чтение становится возможностью вернуться в детство, а также обсудить многие волнующие детей проблемы. Как же вызвать интерес к чтению? Как сделать так, чтобы личность человека, его внутренний мир стали величайшими ценностями, к которым надо бережно и любовно относиться? Как научить понимать себя и окружающих людей? «Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Так говорил Аристотель.
      Цели работы клуба:
— Приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитие творческих способностей, содействие сохранению и развитию русского языка;
— Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой, добиться взаимопонимания и обретения общих интересов;
— Укрепление традиционных нравственных ценностей и православной культуры; — Приобщение детей и родителей к чтению как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.
       Задачи:
1) Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению;
2) Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
3) Популяризация классической литературы, правильного литературного языка и мотивации к чтению;
4) Оказание консультативной помощи в области выбора литературы для семейного чтения.
Социальные партнеры:
1. Балахнинское благочиние Нижегородской епархии (встречи-беседы «Библейские сокровища» (пословицы и поговорки из Библии); «Мудрость на века» (библейские притчи); «Рождественский рассказ как жанр литературы»; «Древнерусская литература — история народа и его мудрость» (житийная литература) по повести Л. Андреева «Иуда Искариот»; видеоуроки «Последствия нарушения нравственных правил»; «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»; «Мой дом — моя крепость»; «Воспитание характера: тело, душа, дух»; «Правила нравственной жизни»).
2. Централизованная библиотечная система (викторина «Авторская сказка — наследница фольклорной сказки»; литературный вернисаж «Разноцветная земля» («Люби свою землю и все живое на ней»). 147
3. Детская музыкальная школа №2 (литературная гостиная по лирике XIX века «Чудное мгновенье»).
4. Детская художественная школа (литературный вернисаж «Разноцветная земля» («Люби свою землю и все живое на ней»).
5. Сотрудники газеты «Рабочая Балахна» (видеоурок «Нравственная жизнь и современная массовая культура»).
6. Врач-гинеколог (участие во встрече-беседе по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»).

Благополучатели:
Первый год реализации: — двадцать семей учащихся 1-7—х классов школы.
Второй год реализации: — двадцать семей учащихся 8-10—х классов школы.
Благо от реализации программы клуба: — семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка;
— ребенок привыкает к тому, что книга и литература
— неотъемлемые составляющие его жизни и что читать не только нужно, но и очень интересно;
— семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении;
— семейное чтение способствует полному и правильному овладению родной речью.

Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью; — чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).
     В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций, передают младшим свой жизненный опыт.
     Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им; — помощь родителям в формировании основ нравственного воспитания.

«...Общение с книгой— это, прежде всего, общение с жизнью!» Е.Н. Ильин.

                     Реализация программы работы клуба

         Работа в рамках программы клуба направлена на воспитание любви к книге, которая формируется за счет чтения и анализа образцов фольклорной и классической литературы; на формирование коммуникативных навыков; способствует развитию правильной, грамотной речи и сохранению речевой культуры, образцы которой представлены в рамках заседаний клуба.

Программа клуба реализуется в двух направлениях:
1) Заседания клуба семейного общения «Какой язык мы теряем!» с приглашением партнеров (заседания проводятся в разных формах: лектории, викторины, игры, гостиные, вернисаж, встречи-беседы и так далее); охват— 40 семей учащихся школы с 1 по 10 классы; 
2) Информационно-обучающие видеоуроки для членов клуба (современные дети и родители привыкли обращаться к различным средствам массовой информации, в том числе Интернет-источникам.
      Поэтому подача материалов данного проекта через Интернет-ресурсы позволяет привлечь внимание детей и родителей, вызвать интерес к данной теме. Кроме того, это очень удобно — не нужно выбирать определенное время для встречи, можно просмотреть сюжет видеоурока в любое удобное для участников время).
Первый год реализации:
1) шесть заседаний клуба семейного общения «Какой язык мы теряем!» с приглашением партнеров (заседания проводились раз в две недели в разных формах: лектории, викторины, игры, гостиные, вернисаж, встречи-беседы и так далее);
2) шесть информационно-обучающих видеоуроков для членов клуба, а также для всех учащихся, родителей и педагогов школы (сюжеты видеоуроков выходили раз в две недели). Итогом первого года работы стало посещение членами клуба семейного общения овеянного легендами древнего Мурома, родины былинного героя Ильи Муромца (был причислен к лику святых как преподобный Илья Муромец) и не менее прославленных Петра и Февронии Муромских (святых покровителей брака).
Второй год реализации:
1) девять заседаний клуба семейного общения «Какой язык мы теряем!» с приглашением партнеров (заседания проводятся раз в месяц в форме встречи-беседы);
2) девять информационно-обучающих видеоуроков для членов клуба, а также для всех учащихся, родителей и педагогов школы (сюжеты видеоуроков выходят раз в месяц на YouTube-канале).
     В качестве ресурсов используется материально-техническая база МБОУ «СОШ №12» (ноутбук, проектор, интерактивная доска, кабинет литературы, информационные стенды, плакаты, мультимедийные разработки, фото-видеоматериалы, канцтовары, синтезатор, видеокамера, штатив, цветной принтер, выпуски школьной газеты, магнитная доска, книги).
Ожидаемые результаты.
        В результате реализации работы клуба планируется вызвать интерес и потребность в семейном чтении у 40 семей учащихся школы. Ожидается, что в каждой семье войдет в традицию семейное чтение, должна появиться любимая семейная книга. В результате работы клуба семейного общения у членов клуба должен проявиться стойкий интерес к хорошей, грамотной речи, которая, без сомнения, необходима в качестве одного из важнейших коммуникативных средств, а также как средство развития творческих способностей ребят и их родителей.
        Прекрасно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой…»
 Члены клуба должны научиться анализировать и грамотно оценивать прочитанное художественное произведение в соответствии с замыслом автора.
              «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения                                информации, не будем спешить расставаться с книгой». Дмитрий Лихачев 
       Таким образом, создание клуба семейного общения «Какой язык мы теряем!» стало одной из составляющих системообразующей деятельности школы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, при этом подобная форма работы помогла осуществить связь с урочной и исследовательской деятельностью, а также послужила развитию коммуникативных навыков. Заседания клуба семейного общения служат способом привлечения к воспитательной деятельности родительской общественности.
       По итогам первого года работы клуба семейного общения «Какой язык мы теряем!» был издан сборник методических разработок, адресованный педагогическим работникам, общественности, всем, кто считает, что приобщение детей и родителей к совместному чтению содействует сохранению и развитию русского языка, воспитанию любви к книге, способствует развитию правильной, грамотной речи и сохранению речевой культуры. Подобная работа по духовно-нравственному воспитанию важна, актуальна и вносит огромный вклад в воспитание всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Книга, чтение — это то, что помогает понять и почувствовать нерасторжимую связь «человек — семья — родина» в наше сложное противоречивое время.

Поделиться: