Поиск по сайту

Аналитическая деятельность в рамках ВСОКО: результаты Всероссийских проверочных работ в управлении качеством образования


Авторcтво: Десяткова Ирина Ивановна, заместитель директора МАОУ «СОШ№3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина» г. Ревда


        Одним из актуальных вопросов современной системы образования является повышение качества образования. Качество образования проходит контроль по внутреннему и внешнему мониторингам. Немаловажным фактором является внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), обеспечивающая поступление объективной и актуальной информации о качестве работы школы.
Вопросы относительно качества образования стали наиболее актуальными в последнее время. Широкое обсуждение качества образования ведется в социальных сетях. Среди причин, оказывающих влияние на качество образования, чаще всего называют квалификацию учителей, качество методической работы, качество внутришкольного управления. Действительно, каждая из этих составляющих имеет важное значение.
        Приоритетным направлением деятельности в нашей школе стало повышение эффективности управления качеством образования.
                 Задачи:
        - Организация необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа качества образования учащихся в школе.
        - Определение критериев и показателей оценки качества образования
        - Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их.
        В качестве объекта управления качеством образования выступают результаты освоения учащимися образовательных программ. Для определения результатов используем показатель «Анализ результатов внешних независимых процедур» (используются результаты Всероссийских проверочных работ).
        Для обучающихся и их родителей ВПР полезны с точки зрения определения уровня подготовки, выявления проблемных зон, планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Важной и интересной для родителей может оказаться информация о результатах выполнения ВПР в целом по школе, в которой учится их ребенок. Такая информация весьма актуальна, поскольку ВПР проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым для всей страны критериям, что позволяет увидеть результаты школы на фоне общей картины по стране. Однако для такого сравнения важно, чтобы полученные результаты были объективными, то есть соответствовали реальному положению дел.
        Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования.
Наступает момент, когда перед педагогическим коллективом встают вопросы: насколько мы успешны и результативны в своей работе? Насколько качественно мы реализуем поставленные задачи? Как можно использовать результаты ВПР в управлении качеством образования? Для полного ответа на эти вопросы необходимо: вспомнить несколько определений связанных с оценкой качества знаний; сформировать единую базу данных для анализа результатов на основе данных о результатах процедуры оценки качества образования (ВПР); определиться с алгоритмом обработки данных результатов процедуры оценки качества образования; провести анализ полученных результатов ВПР; представить результаты проведенного анализа; использовать результаты проведенного анализа для повышения качества образования.
Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства Российской Федерации, мониторинг реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся[7].
        Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
С помощью Всероссийских проверочных работ оценивают соответствие знаний учеников школы федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Результаты ВПР показывают, нужна ли образовательной организации помощь, которая может выражаться, например, в дополнительных курсах повышения квалификации для педагогов.
        Результаты ВПР на уровне ОУ позволяют осуществить текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, вести индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования. Также ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий.
        Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
        На данный момент в школе сложилась определенная система по подготовке обучающихся к ВПР.
Учителя самостоятельно изучают нормативные документы Всероссийских проверочных работ, на школьных методических объединениях рассматриваются вопросы совершенствования структуры и содержания учебного материала; проводятся практикумы по овладению необходимыми компетенциями (педагог должен сам уметь решать все задачи, включаемые в ВПР). С учетом типичных ошибок, допущенных при написании ВПР предыдущего года, педагоги-предметники систематизируют повторение программного материала. На уроках используются тестовые технологии (в ходе работы с контрольно-измерительными материалами на основе личностно-ориентированного подхода).
       После проведения в сентябре-октябре 2020г. Всероссийских проверочных работ, были выделены основные статистические показатели: количество участников по отдельным предметам, минимальный первичный балл по школе, максимальный первичный балл по школе, медиана первичных баллов, среднеарифметическое значение первичных баллов, мода (наибольшая из всех возможных). При подсчёте моды по школе учитывалась только максимально возможная мода (так, если моды 2 или 3, то показано будет только максимальное из возможных значений). Анализируя статистические показатели можно сказать, что медиана и мода симметричны относительно центра (среднего арифметического), т.е. максимально близко расположены к среднему арифметическому.
       Для эффективной организации и корректировки образовательного процесса в МАОУ «СОШ№3» был составлен план мероприятий («дорожная карта») по реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования на основе результатов ВПР, проведенных в сентябре-октябре 2020 г., включающий несколько этапов.
                       Аналитический этап.
       Проведение анализа результатов ВПР в 5-9 классах по учебным предметам в разрезе каждого обучающегося, каждого класса. Учителя-предметники определили проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося и класса по каждому учебному предмету, по которому выполнялась процедура ВПР, на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные отметки за работу.
       Обсуждение результатов анализа ВПР на ШМО позволило выявить дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждой параллели по каждому учебному предмету. По каждому предмету были выявлены причины возникновения ошибок и даны рекомендации по их устранению.
                       Организационно-методический этап.
       Внесены коррективы в рабочие программы по всем предметам 4 – 9 классов (в раздел «Календарно – тематическое планирование») и технологические карты (конспекты, планы) уроков, с целью повторения и отработки проблемных зон основных содержательных линий, работе над комплексным анализом текста.
       Результаты ВПР рассмотрены на ЭМС: запланировано совместно со школьным психологом определить технологии выявления и психолого-педагогического сопровождения обучающихся (групп обучающихся) с высокими достижениями (проблемами) в обучении, через формирование индивидуальных образовательных маршрутов ученика (индивидуальных планов); предложено разработать «Положение о нормах оценивания по учебным предметам» с учетом дистанционного обучения.
                        Обучающий этап.
       При анализе классных журналов, посещении учебных занятий особое внимание уделялось вопросам периодичности текущего контроля успеваемости педагогами в соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» (утверждено приказом от 26.08.2019 г. № 144-Д).
Учителям – предметникам рекомендовано использовать в процессе обучения технологии, позволяющие учитывать индивидуальные особенности обучающихся, уделять особое внимание практико-ориентированным технологиям обучения. Отдельно были даны рекомендации для учителей-предметников, чьи учащиеся показали низкие результаты.
                         Оценочный этап.
       В состав учебных занятий для проведения тематической оценки обучающихся включены задания для оценки несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах проверочной работы по конкретному учебному предмету.
       Анализ результатов текущей, тематической и промежуточной оценки планируемых результатов образовательной программы основного общего образования показал, что включение в состав учебных занятий заданий используемых при проведении ВПР, показал положительную динамику формирования умений и знаний, таким образом, происходит ликвидация дефицитов обучающихся по отдельным предметам.
                         Рефлексивный этап.
       На основании анализа результатов ВПР, каждому педагогу-предметнику были даны адресные рекомендации и определен срок по их реализации.
По результатам ВПР определены учащиеся группы риска, занятия с которой будут организованы дополнительно.
Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования в основной школе имеет важное значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ средней школы, обеспечивает целостное развитие личности, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка, формирование основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществление самоконтроля и самооценки результатов обучения.
        Результаты оценки качества образования используются школой для совершенствования преподавания учебных предметов.
Проведение оценочных процедур важно для осуществления и развития ВСОКО школы.
        Всероссийские проверочные работы дают педагогам школы возможность сравнить результаты своих учащихся со средними результатами по городу, области, федерации.
Администрация школы также проводит анализ ВПР, выявляет причины низких результатов. Совместно с учителем-предметником определяют разделы рабочей программы недостаточно усвоенные обучающимися и причины. Полученные результаты находят отражение в графике внутришкольного контроля на учебный год. Планируется проведение педагогических советов и совещаний при директоре (заместителе директора), экспертно-методических советов. Администрацией определяются мероприятия, способные повысить качество подготовки обучающихся, например, повышение квалификации учителей (через курсовую подготовку, участие в вебинарах, семинарах, конференциях, работа в творческих группах), изменение форм и методов работы с обучающимися. После проведения анализа принимается управленческое решение: педагоги получают индивидуальные рекомендации.
         Знания реальных результатов уровня подготовки каждого обучающегося позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, ставить перед обучающимися достижимые цели.
Решение проблемы оценки качества образования требует целенаправленных усилий по формированию единого системного подхода при изучении учебных предметов на уровне школы.
Залогом эффективных управленческих решения является правильная интерпретация результатов не только ВПР, но и любой другой оценочной процедуры (НИКО, ОГЭ, ЕГЭ). Таким образом ВПР может стать для школы инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы.

                                                        Список используемых источников

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2. Всероссийские проверочные работы (ВПР) как оценочная процедура. http://novoschapovo1.ucoz.ru/000001/vpr_prezentacija.pdf
3. Всероссийские проверочные работы (ВПР) / Ответы на часто задаваемые вопросы. http://shkola47.ru/rubric/vserossiiskie-proverochnye-raboty-(vpr)/otvety-na-chasto-zadavaemye-vopros...
4. Выступление на педагогическом совете по теме "Анализ результатов внешних оценочных процедур как составляющей ВСОКО в деятельности администрации и педагогических работников школы. Атуева М.Э. https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-teme-analiz-rezultatov-vneshnih-ocenoch...
5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ, проведенных в сентябре-октябре 2020 г. http://www.instrao.ru/images/Rekomendatsii-po-rezultatam-VPR.pdf
6. Мониторинг – как основной механизм оценки качества образования
7. Общая информация о Всероссийских проверочных работах http://rcoi09.ru/index.php/features-mainmenu-47/adresa-punktov-ege
8. Программа управления качеством образования МАОУ «СОШ№3» http://school3-revda.ru/data/officers/norm_prav_doc/documents/programma_upravleniyz_KO.pdf
9. Результаты ВПР 2020 (ГО Ревда) http://edurevda.ru/images/imaging/Kachestvo_obrazovaniy/Sistema_ocenki_kachestva_podgot_obuch-sya/Re...

Поделиться: