Поиск по сайту

Организация экологического волонтерского отряда как способ социализации детей


Авторcтво: Колпакова Татьяна Владимировна, учитель биологии МАОУ «СОШ №9», г. Ревда


      В России добровольчество признается как мощнейший ресурс, позволяющий приобрести и укрепить общественную поддержку, сформировать положительный имидж организации, повысить лояльность общества, партнеров и спонсоров, а также решить часть задач общества. Различают разные виды волонтерства, но исходя из личных интересов и специфики преподаваемых предметов наибольший интерес вызывает экологическое волонтерство.
      Экологическое волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.).
Актуальность. Согласно стратегии развития воспитания и образования- 2025 одним из аспектов содержания определено экологическое воспитание и социализация детей. Задачи по реализации этих направлений заложены во ФГОС. К ним относятся формирование экологической грамотности, экологической культуры и мышления, навыков здорового и экологически целесообразного образа жизни и осознание значимости концепции устойчивого развития.
Цель: представить опыт работы по организации экологического волонтерского отряда.
Задачи:
1. Определить особенности механизма формирования и реализации стратегии создания экологических волонтерских отрядов
2. Разработать рекомендации для учителей по организации профильных отрядов
3. Привлечь внимание единомышленников для организации дальнейшей работы по вопросам экологического воспитания и образования
     Идея организации именно отрядной формы пришла постепенно. Преподавая предмет в условиях классно-урочной системы, всегда задумывалась о том, что естественные науки было бы эффективнее изучать вне школы, в реальных условиях природы. Работая первый год в школе, поняла, что есть огромный ресурс, так называемая «Летняя школа». Побывав в такой школе и посмотрев процесс изнутри, мне стало понятно, что условия для реализации проекта по созданию отряда уже созданы. Кроме этого, формирование профильных отрядов среди 5-11 классов в рамках Летнего оздоровительного лагеря при школе дает возможность организовать такую форму работы.

     Этапы работы волонтерского отряда

 1. Подготовительный этап – целесообразно перед началом работы организовать общую встречу так называемой рабочей группы, которая может состоять из учителей единомышленников, учителей предметов естественнонаучного, туристического направления, педагогов дополнительного образования, родителей. Важно обсудить первые шаги и необходимые ресурсы, составить примерный план мероприятий, обсудить этапы предстоящей работы и сроки. Можно инициировать распределение в группы по направлениям работы
 2. Привлечение – это процесс поиска и набора добровольцев, которые станут участниками экологического волонтерского отряда. К этому этапу стоит приступать, когда процесс планирования профильной смены (отряда) успешно пройден.
     Способы распространения информации для добровольцев довольно стандартны, электронные и печатные ресурсы, объявления, мессенджеры, социальные сети.
Кроме этого, в течение года, принимая участие в конкурсах и мероприятиях естественнонаучной направленности, определяется круг детей, которые увлечены предметом, заинтересованы вопросами экологии и проявляют активную жизненную позицию. Этим ребятам на этапе привлечения к эковолонтерской работе важно обозначить основные задачи и примерную программу мероприятий.
 3. Подготовка - волонтера необходимо подготовить к дальнейшей работе. В первую очередь стоит провести небольшое обучение, в котором вы сможете рассказать про волонтерство в целом, про работу в экологическом отряде. Вместе с ребятами в первый день создаем правила работы в отряде, название, девиз, используем социоигровые приемы. Предложите ребятам спроектировать оргструктуру группы, выбрать лидеров, распределить роли, исходя из их интересов, увлечений, желаний. На этом этапе важно провести небольшие тренинги на сплочение отряда. Это способствует точному пониманию поставленных перед детьми задач и позволяет организовать работу наиболее эффективно.
      Еще одной особенностью подготовки волонтера для экологических мероприятий является экологическое просвещение. Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экобезопасности, здоровом образе жизни, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, заповедной системе России в целях формирования экологической культуры в обществе.
      В течение года можно демонстрировать на экранах школы видеоролики экологической тематики, согласно календарю праздников природы или акций, проводимых добровольцами. А при планировании дня в профильном отряде ежедневно выделяется время на «Минутки просвещения» - просмотра видеоролика, чтение экологической сказки, статьи из журнала по теме ближайшего мероприятия. Например, в период отрядной смены было определено, что 8 июня – Всемирный день океанов. Соответственно подобран видеоролик по теме «Мусорный остров в океане». Этот материал позволил осознать существующую экологическую проблему и организовать урок – мастер-класс для младших школьников. При этом ребятам сами предлагается продумать форму занятия. А руководитель только фиксирует их идеи и структурирует последующую работу.
 4. Сопровождение, наставничество осуществляется в течение всего периода сотрудничества, начиная от распределения ролей в отряде при выполнении какой-либо деятельности, заканчивая разрешением спорных моментов, если таковые случаются.
       Например, детям поставлена задача организовать экологическую акцию по теме «Сохраним бесценное. Кабалинские родники». Сами ребята предлагают свое видение этого мероприятия, учитель помогает им скорректировать содержание и распределить роли в данной акции (сбор мусора, создание листовок, размещение листовок, анкетирование населения, роль фотографа и пр.), координирует их работу на месте. Кроме учителя наставниками могут стать более опытные волонтеры (старшие ребята), которые передадут знания и навыки, всегда смогут подсказать новичку. Это должен быть человек, которому доброволец может позвонить, проговорить вопросы, предложить идеи, а также получить ответ и поддержку.
 5. Мотивация. Когда мы говорим про волонтерство, мы имеем ввиду нематериальное вознаграждение. Волонтер работает на безвозмездной основе и не ожидает награды, но это совсем не значит, что ее не должно быть, это значит, что она нужна в нематериальной форме. Это может быть простая похвала, или публикации в социальных сетях, что актуально для современных детей, в большинстве им нравится быть популярными. Кроме этого есть общие мотивы, которые могут привлечь ребят к волонтерству: помощь нуждающимся, приобретение опыта работы, применение неиспользованных навыков, приобретение новых навыков, возможность выбраться из дома, внести какое-либо изменение в свою жизнь, получение удовлетворения от работы, возможность быть активным и вовлеченным, возможность встретиться с другими, возможность испытать чувство того, что ты кому-то нужен, возможность попробовать себя в новом деле, возможность познакомиться с людьми со схожими ценностями, возможность показать, что тебе не все равно и другие.
 6. Главное поощрение волонтера – это признание его труда. можно отметить благодарностью, дипломом, отблагодарить экскурсией, посещением интересных мест, как вариант получением волонтерской книжки
 7. Анализ результатов (обратная связь) Оценка добровольческой работы – это некое подведение итогов, признание достижений, которые позволяют отследить, насколько успешно были реализованы заявленные планы и задачи организации по работе с добровольцами, отметить слабые и сильные стороны, сопоставить затраченные ресурсы с реально достигнутыми результатами. Когда проводят оценку работы с добровольцами, учитывают главным образом степень достижения цели добровольческой программы, а также проводят анализ эффективности всех этапов работы с добровольцами.
Оценка эффективности добровольческой программы (работы с добровольцами) возможна при наличии необходимой информации и заранее выработанных критериев (показателей). Используются два вида критериев: количественные и качественные. И в том, и в другом случае важно помнить, что критерии должны носить измеримый характер. Количественные и качественные данные критериев задаются в зависимости от каждой программы индивидуально. Информация, на основе которой проводится оценка, может включать в себя:
• результаты анкетирования/ беседы с сотрудниками, добровольцами;
• отзывы организаций, учителей, родителей;
• публикации в прессе, СМИ;
• наблюдение

Основные направления работы отряда

 I   Нравственно-эстетическое и трудовое воспитание
1. Озеленение школьных помещений и клумб пришкольного участка
2. Участие в акциях по посадке деревьев
3. Уборка пришкольной территории
4. Уборка общественных мест города
5. Разработка проектов по озеленению комнатными растениями и оформлению клумб
6. Экскурсии в природу
7. Туристические походы «Летняя школа»
 II    Природоохранная деятельность и благоустройство территории
1. Облагораживание и создание родников
2. Размещение табличек, листовок с призывом «Беречь природу»
3. Создание и размещение кормушек, подкормка птиц и белок
4. Изготовление солонца для лесных животных
5. Организация выставок творческих работ
 III Просветительско-пропагандистское
1. Проведение акций и уроков по экологической безопасности
2. Изготовление и размещение листовок
3. Анкетирование и опрос население
4. Работа с источниками СМИ

       Рекомендации при организации экологического волонтерского отряда

1. Оценить возможные ресурсы образовательного учреждения и условия создания отряда;
2. Познакомиться с разными источниками информации о содержании и формах волонтерской работы, особенностями экологического волонтерства;
3. При определении направлений работы можно ограничиться лишь конкретным из предложенных выше вариантов, взять узкую специализацию отряда, но в реальности становится понятно, что любое мероприятие, организованное с детьми, разнопланово и реализует каждое из этих направлений;
4. Важно помнить, что волонтер - это не полноценный сотрудник- работяга, поэтому лучше, если активная деятельность будет рассчитана на 1 – 2 часа. Не забываем, что добровольцы отряда – это дети, которые любят отдыхать, значит нужно в рамках смены продумать их досуг и культурную программу (настольные игры, участие в творческих номерах лагеря, поход в кино, чаепитие, экскурсия и пр.);
5. Одним из самых важных моментов должно быть обеспечение условий труда для волонтеров: весь инструментарий и аксессуары для комфортной работы волонтеров должны быть предоставлены;
6. Собственная мотивация, практический пример, командная работа – залог успеха экологического волонтерства.
Волонтерство – это совершенно замечательный способ использовать свое свободное время. Вы сможете расширить горизонты и познакомиться с замечательными людьми-единомышленниками. Экологическое волонтерство поможет вам раскрыться в природоохранной сфере, получить новые навыки и знания, реализовать свои потребности в этом направлении. Не бойтесь включаться в новые программы, большие события, знакомиться с людьми, обучаться, осваивать новые навыки – это способ самосовершенствования, всегда приводит к потрясающим эмоциям и результату во всех сферах жизни.

                                                                             Список используемых источников

1. Верещак Ю.В. Мир экологического волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 90 с.

Поделиться: