Поиск по сайту

Особенности работы с детьми и взрослыми со слабыми музыкальными данными в вокальных коллективах, сформированных без предварительного отбора (к вопросу об эффективности педагогической практики).


Авторcтво: Терентьева Любовь Сергеевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова, Санкт-Петербург


      В связи с популяризацией телевизионных вокальных проектов и появлением большого количества удобных сервисов для прослушивания музыки потребность заниматься вокалом на любительском уровне, особенно в среде подростков и молодежи, выросла. За последние годы в России открылось множество любительских вокальных студий, как на базе государственных учреждений, так и на базе частных школ и центров.        В ряде случаев прием в такие студии не подразумевает предварительного отбора – принимаются все желающие, подходящие по возрасту (в зависимости от специфики учреждения) и состоянию здоровья. В частности, в Санкт-Петербурге, благодаря активному развитию сети государственных подростково-моложеных клубов и открытию отделений дополнительного образования при общеобразовательных школах, занятия вокалом стали доступными не только для вокально одаренных детей, но и для всех желающих (а в случае с ПМК даже для взрослых), независимо от уровня подготовки и природных данных. С одной стороны, это дает возможность огромному количеству людей интересно и с пользой организовать свой досуг, с другой – система «свободного набора» в вокальные студии порождает ряд характерных проблем, решения которых после детального изучения не кажутся очевидными.
      Цель исследования: выявить и проанализировать характерные проблемы, возникающие при работе с музыкально не одаренными детьми и взрослыми в вокальных группах, сформированных без предварительного отбора
Задачи исследования:
• интервьюировать руководителей вокальных коллективов на предмет поставленной цели,
• изучить проблемы, с которыми сталкивается вокальный педагог при работе с группой, сформированной без предварительного отбора,
• изучить проблемы, возникающие внутри коллектива, сформированного в результате свободного набора,
• изучить пути решения обозначенных проблем, предложенные опрошенными педагогами,
• выяснить, какие проблемы для учреждения могут возникать вследствие свободного набора в кружки и секции.

     Анализ литературы выявил отсутствие научных трудов, посвященных исследованию особенностей работы с музыкально не одаренным контингентом в досуговых вокальных коллективах.
Много трудов посвящено исследованию темы способностей, в том числе и музыкальных (Алякринский Б. С., Анисимов В. П., Венгер Л. А., Кипнарская Д. К., Теплов Б. М.). Многие авторы приводят специальные упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма (Емельянов В. В., Оськина С. Е., Парнес Д. Г, Сафронова О. Л., Карягина А. В., Чустова Л. И., Stoloff B. и др.). Некоторую полезную для руководителя досугового вокального коллектива информацию можно найти в книгах по музыкальному воспитанию (Апраксина О. А., Васильева Т. В., Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А, Осеннева М. С., Стулова Г. П., Огороднов Д. Е. и др.). В книгах для вокальных и хоровых педагогов можно найти практические рекомендации по работе с обучающимися (Стулова, Г. П., Карягина А. В., Сафронова О. Л., Огороднов Д. Е., Вербов А. М.). Много полезной информации по работе с детьми со слабыми музыкальными данными представлено в пособиях, предназначенных для школьных учителей музыки (Абдуллин Э. Б., Алиев Ю. Б. Рудзик М. Ф, Добровольская Н.). Однако вопрос работы с неодаренным контингентом именно в условиях вокального кружка, что подразумевает особую специфику (упор на постановку концертных номеров, необходимость постоянно поддерживать наполняемость групп), на данный момент не изучен.

     В ходе исследования мы опросили 25 руководителей вокальных коллективов в возрасте от 21 до 75 лет со стажем работы от 3-х до 40 лет. Из них 12 человек работают в сфере молодежной политики (подростково-молодежные клубы и дома молодежи), 8 – в учреждениях дополнительного образования детей, 3 – в учреждениях культуры, 2 – в частных центрах.
Каждому участнику исследования был выдан опросник с 4 вопросами:
1. С какими проблемами сталкивается вокальный педагог при работе с группой, сформированной без предварительного отбора?
2. С какими проблемами сталкиваются участники вокального коллектива, сформированного без предварительного отбора?
3. Какие проблемы могут возникнуть в учреждении со свободным набором в кружки и секции?
4. Какие пути решения вы видите по первым двум пунктам?
Мы намеренно не касались вопросов решения обозначенных проблем на уровне учреждений, т. к. эта тема очень многогранна и требует масштабного углубленного исследования.

Полученные результаты.
В ходе исследования мы выявили следующие характерные проблемы.

Для педагогов и обучающихся

     Результатом свободного набора в вокальную студию в большинстве случаев является тотальная разноуровневость обучающихся в коллективе: наряду с воспитанниками с неплохими вокальными данными, в группе могут оказаться дети (или взрослые) с абсолютно неразвитым музыкальным слухом и плохим чувством ритма. Очевидное решение – разделение обучающихся на подгруппы по уровню – часто оказывается нереализуемым вследствие требований, предъявляемых учреждениями по минимальному количеству человек в группе. В такой ситуации педагог стоит перед выбором: «тянуть слабых» до какого-то приемлемого уровня или же развивать «сильных». В случае смещения внимания руководителя на «сильных» воспитанников, «слабые» быстро теряют интерес к занятиям. В противоположном случае, более одаренные дети могут потерять интерес и уйти из студии, а могут сделать неверные выводы и перестать добросовестно заниматься, понимая, что все равно споют лучше своих менее одаренных товарищей. В итоге, получается, что не «слабые» подтягиваются за «сильными», как это предполагается, а наоборот.
     Нередко руководитель, желая показать себя перед администрацией с лучшей стороны, начинает выставлять нескольких своих самых талантливых учеников на все предлагаемые ему мероприятия, что может негативно повлиять на психологический климат внутри коллектива: лучшие начинают чувствовать себя «звездами», а ребята с более скромными способностями расстраиваются, что их не отправляют на конкурсы, не позволяют им петь соло. В итоге, многие не задерживаются в коллективе надолго. Чтобы избежать такого исхода, педагог вынужден постоянно «балансировать» между «сильными» и «слабыми», пытаясь учесть нужды и первых, и вторых, сохранить контингент, повысив при этом общий уровень группы, что бывает крайне затруднительным и требует больших энергетических и эмоциональных затрат.
     Зачастую ребята, пришедшие в кружок со свободным набором, не только не могут адекватно оценить свои способности, но и совершенно не понимают сути музыкальных занятий: у них не хватает мотивации для серьезной работы над произведением, они хотят «просто петь песни» и им кажется, что они и так делают это достаточно хорошо для выхода на сцену. Необходимость постоянно повторять одно и то же действие для достижения результата становится для таких детей непреодолимым испытанием. Более того, шестеро опрошенных педагогов не раз сталкивались с детьми, которым абсолютно не интересен даже сам момент выступления на сцене, что вынуждало этих коллег искать какие-то иные мотивации. Родителей таких детей тоже зачастую сложно вовлечь в процесс: они не приходят на родительские собрания и крайне неохотно отвечают на телефонные звонки педагога. Все 12 сотрудников учреждений молодежной политики, прошедшие опрос, отмечают, что в своей практике встречали как минимум одного подростка, чьи родители были не в курсе, что их ребенок посещает вокальный кружок.
     Отдельной проблемой при работе с неодаренным контингентом становится поиск репертуара. Как правило, те песни, которые такие воспитанники хотели бы исполнять, им не по силам. Руководителю приходится тратить очень много времени, чтобы подобрать песню, которая будет и посильна, полезна, и эффектна, особенно, если он ограничен тематикой мероприятия. Так двое опрошенных коллег периодически сами придумывают песни для «сложных» обучающихся, другая коллега, принявшая участие в опросе, вынуждена иногда использовать детские песни при работе со взрослыми. Если же в группе присутствуют и одаренные обучающиеся, репертуар нужно подобрать так, чтобы удовлетворить и максимально раскрыть всех, не вызвав при этом обид и конфликтов.
     Пятеро коллег, принявших участие в опросе, отметили, что порой в результате свободного набора в коллективы приходят не просто дети без музыкальных данных, но и дети с особенностями развития: с дефицитом внимания, нарушениями памяти, легкими интеллектуальными нарушениями, проблемами с координацией движений. Далеко не всегда такие особенности можно заметить сразу, а родители очень часто не спешат сообщать об этом педагогу. Введение такого ребенка в номер может стать мучением для всех участников процесса.
     Занятия с детьми и взрослыми со слаборазвитым музыкальным слухом подразумевают очень долгую и кропотливую работу, часто не сопровождающуюся ощутимым результатом. Грубо говоря, воспитанник начинает петь немного лучше, но это «лучше» могут оценить только он сам, его педагог и, возможно, пара товарищей по коллективу. Если у педагога таких воспитанников большинство (а, например, в ПМК и кружках при общеобразовательных школах это норма), педагогу порой начинает казаться, что его труд не имеет смысла. Это может стать причиной профессионального выгорания. Ситуацию усугубляет и убежденность большинства людей в том, что у хорошего руководителя должны быть исключительно талантливые ученики: несмотря на то, что работа со «слабыми» воспитанниками оказывается гораздо более энергозатратной для педагога, требует постоянного поиска нестандартных подходов и занимает в итоге гораздо больше времени, в глазах общественности такой педагог все равно будет проигрывать своим коллегам, работающим с одаренными детьми, прошедшими серьезный отбор, потому что ученики последних поют значительно лучше.
     К сожалению, проблемы работы с музыкально не одаренным контингентом не принято широко обсуждать: титулованные преподаватели вокала, делясь опытом на семинарах, мастер-классах и конференциях, как правило, демонстрируют работу именно с одаренными детьми и взрослыми. Зачастую, методики, которые демонстрируются на таких мероприятиях, не применимы в коллективах со свободным набором. Так коллега, прошедшая опрос, рассказала, как одна известная преподавательница эстрадного вокала на своем мастер-классе в ответ на вопрос, что делать с вообще не интонирующими детьми, предложила ей научить таких детей битбоксу из пособия Боба Столоффа. На возражение коллеги о том, что это слишком сложно для ее ребят, ведущая мастер-класса посоветовала выдать таким детям бубны и дать ответственное задание – отстукивать слабую долю. Коллега ответила, что ее ученики далеко не всегда справляются и с отстукиванием сильной доли, поэтому бубен – не лучший вариант. Тогда известная преподавательница посоветовала позволить неинтонирующим детям «петь», но тайком отключить им микрофоны.
     Четверо опрошенных обозначили также проблему нерационального использовании голосовых ресурсов педагога. Дети и взрослые с плохим музыкальным слухом довольно часто не могут соотнести тоновую высоту звуков, сыгранных на фортепиано, с тоновой высотой звуков своего голоса, но вполне способны сориентироваться по голосу руководителя. В итоге, руководителю приходится постоянно использовать свой голос, причем эмоционально-наполнено (для наилучшей демонстрации) и порой в крайне неудобной тесситуре, что даже приводило у двоих коллег к возникновению профессиональных заболеваний. Одна из этих коллег решила данную проблему использованием в работе заранее записанных аудио-заготовок со своим голосом.
     Любой руководитель старается сформировать хороший имидж для своего коллектива, воспитывая в обучающихся гордость за коллектив. В случае с кружками, сформированными без предварительного отбора, это приходится делать с большой осторожностью. Трое опрошенных заметили, что иногда сам факт причастности к вокальному коллективу формирует у обучающихся неправильное представление о своих возможностях. Так одна коллега приняла в свой ансамбль девочку с очень плохими исходными данными. До этого девочка «провалила» множество прослушиваний, и коллектив опрошенной коллеги стал для нее и ее матери последней надеждой («нам сказали, вы берете всех»). Девочка оказалась целеустремленной и трудоспособной и за год занятий показала вполне достойный для себя результат, о чем коллега сообщила ее матери. Последняя не услышала уточнения «для себя» и, сделав неверные выводы, повела дочь на кастинг в детский музыкальный театр. Вердикт членов комиссии стал для девочки настоящим ударом.
Другая коллега, принявшая участие в опросе, так мастерски подбирала репертуар своим воспитанницам, что умудрилась вывести объективно очень слабый ансамбль сначала на районный, потом на городской, а потом даже на всероссийский уровень. Она продумывала номера таким образом, чтобы интонационные и ритмические огрехи вкупе с невыразительностью исполнения усиливали эмоционально-смысловой посыл произведения. Особенно хорошо это работало с социальной тематикой. В итоге, получив ряд наград на мероприятиях серьезного статуса, участницы ансамбля решили, что являются весьма достойными исполнительницами. В дальнейшем некоторых из них ожидало разочарование.
     Только двое опрошенных считают, что обозначенные выше проблемы не требуют специального решения. С их точки зрения, единственной сложностью являются временные и энергетические затраты педагога. Эти коллеги уверяют, что при использовании определенных методик (А. В. Карягиной, В.В. Емельянова) «слабые» в любом случае подтянутся «за сильными», правда, на это может уйти больше времени, чем хотелось бы. Остальные коллеги не разделяют этого энтузиазма.
      Пятеро опрошенных считают, что отбор необходим, потому что решить проблемы, возникающие при свободном наборе, в реальных условиях государственного учреждения невозможно. Один из этих пятерых даже утверждает, что работать с неодаренным контингентом вредно для здоровья педагога, ссылаясь при этом на литературу (Белухин Д. А. «Как возненавидеть себя, детей и педагогику»). Двое коллег утверждают, что обучение вокалу, даже на любительском уровне, возможно только в комплексе с занятиями сольфеджио, хореографией и актерским мастерством, а в таком коллективе неодаренные и немотивированные дети, в любом случае, надолго не задержатся.
      Остальные полагают, что с контингентом без музыкального слуха следует работать отдельно: либо индивидуально, либо в малых группах - однако эти же коллеги отмечают, что такое решение далеко не всегда реализуемо, особенно в государственном учреждении. Одна коллега считает, что необходимо «сильных» воспитанников досуговых коллективов переводить в более серьезные студии, но зачастую «сильные» воспитанники ПМК, во-первых, все равно не дотягивают до уровня среднего обучающегося музыкальной школы, а во-вторых, не готовы и не хотят заниматься вокалом серьезно. Эта же коллега предлагает придумывать для явных гудошников ответственные невокальные задания вместо участия в концертах. («Так дети будут чувствовать свою важность без ущерба для остальных»).
Пятеро опрошенных говорят о необходимости разработки новых форм вокальной деятельности для коллективов со свободным набором, но затрудняются ответить, что именно должны представлять собой эти формы.
Чуть менее половины опрошенных в своей практике хотя бы один раз отключали микрофон не интонирующим детям на время выступления. Четыре человека признались, что проводят отбор, хотя формально не имеют на это права.
      Таким образом, получается, что в настоящее время имеющиеся проблемы свободного набора в вокальные коллективы не решаются: большинство коллег пытается эти проблемы «обойти», отключая микрофоны гудошникам, устраивая скрытый отбор, давая плохо поющим детям «ответственные организационные задания» вместо выхода на сцену и проч. Важно понимать, что перечисленные «решения» противоречат смыслу свободного набора.
      Очевидно, что данная тема требует более детального исследования. Целесообразно создать специальные методические группы педагогов-вокалистов, работающих с контингентом без музыкальных данных. Это позволит систематизировать имеющийся опыт и наметить пути решения проблем. Кроме того, необходимо провести более углубленное исследование с большим количеством опрошенных.
Важно добавить, что очень многие коллеги в начале общения, словно смущались обозначенной темы, однако, получив опросник, воодушевлялись и отвечали развернуто. Это косвенно подтверждает тот факт, что на данный момент проблемы работы с вокально не одаренным контингентом обсуждать не принято, несмотря на их очевидную актуальность.

 Для учреждения

      Нельзя не отметить, что при системе свободного набора не только педагоги и обучающиеся испытывают характерные сложности. Данная система порождает ряд труднопреодолимых проблем для учреждения (здесь и далее мы говорим о государственных учреждениях). С одной стороны, отсутствие отбора практически всегда подразумевает низкий уровень номеров, а значит, и невозможность достойно участвовать в статусных мероприятиях, что влечет за собой падение престижа учреждения. С другой – учреждения не могут снизить требования по минимальной наполняемости групп из-за угрозы сокращения финансирования. Вследствие этого описанные нами проблемы выявляются не только в коллективах с предусмотренным свободным набором, но и в коллективах, программы которых направлены на развитие именно одаренных детей, в случае недобора. Руководителям учреждений приходится выбирать между укомплектованностью групп и результативностью, хотя требуется и то, и другое. Становится совершенно непонятно, каких педагогов поощрять: тех, которые обеспечивают количественные показатели, или тех, которые приносят дипломы и кубки. К сожалению, это часто разные люди.
      Другой характерной проблемой для учреждений со свободным набором в кружки и секции становятся воспитанники, записавшиеся во множество коллективов одновременно. Некоторые из них постоянно переходят из одного коллектива в другой, а некоторые ходят на все занятия сразу, но нерегулярно. Формально учреждение обязано принять подходящего по возрасту и состоянию здоровья воспитанника в столько кружков, во сколько он пожелает записаться, однако на практике такие дети вызывают путаницу с документами и мешают педагогам работать. Учреждение обязано предоставить свои услуги таким детям в полном объеме – они же ничем не обязаны учреждению в ответ. Несмотря на то, что они не получают наград на конкурсах и фестивалях, на них нельзя рассчитывать при планировании массовых мероприятий, а их родители, как правило, не готовы включаться в процесс, им требуется столько же внимания и сил педагогов, сколько и активным воспитанникам (а иногда и больше). Никаких инструментов воздействия на таких воспитанников и их родителей у учреждений нет: формально их нельзя не только отчислить, но и отстранить от участия в концерте в случае многократных пропусков занятий.
       Еще одной трудностью для учреждений со свободным набором является намеренное несоблюдение правил участия в любительских мероприятиях некоторыми руководителями коллективов. Недобросовестные педагоги с целью гарантированного достижения высокого результата выставляют конкурсантов со специальной подготовкой на любительские конкурсы. Наиболее часто это можно наблюдать в сфере молодежной политики в силу возрастной специфики. Из года в год на Городском фестивале самодеятельного творчества подростково-молодежных клубов Санкт-Петербурга обнаруживаются студенты музыкальных вузов и ссузов, а порой и состоявшиеся профессионалы – артисты музыкальных театров, - пришедшие на фестиваль под видом любителей, занимающихся в ПМК. Некоторых из них дисквалифицируют на этапе прослушивания, некоторых – уже после присуждения им лауреатства или Гран При, некоторые так и остаются «нераскрытыми». С одной стороны, это обесценивает старания и воспитанников, и педагогов, убивая сам смысл свободного набора в кружки и секции, с другой – косвенно препятствует решению проблем, описанных в данной статье. По результатам упомянутого фестиваля получается, что уровень самодеятельности в Санкт-Петербурге растет, а, следовательно, обозначенные нами трудности эффективно решаются. Тем не менее, наш опрос показал, что это не так. Уровень Фестиваля растет за счет «нечестных» участников, а тема работы с вокально и музыкально не одаренным контингентом остается неизученной.

           Выводы

1. Система свободного набора воспитанников в вокальные коллективы порождает множество специфических проблем для руководителя коллектива, для его участников и для учреждения, на базе которого работает коллектив.
2. Опрошенные педагоги (за исключением двоих) не видят эффективных способов решения обозначенных проблем.
3. Необходимо более серьезное исследование по данному вопросу.
4. Целесообразно создать методические группы для педагогов-вокалистов, работающих с контингентом без музыкальных данных в условиях свободного набора в кружки и секции.

                                                         Список литературы

1. Алякринский Б. С. «О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании». М.: Знание, 1971
2. Анисимов В. П. «Диагностика музыкальных способностей». М.: Владос, 2004, с. 36-53
3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». М.: Знание, 1973
4. Кипнарская Д. К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности». М.: Таланты-XXI век, 2004, с. 8-34, 383-403
5. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». М. - Л.: АПН РСФСР с. 24-49, 96-115
6. Емельянов В. В. «Развитие голоса». СПб: Лань, 2000
7. Оськина С. Е., Парнес Д. Г. «Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования». М.: АСТ, 2005
8. Сафронова О. Л. «Распевки. Хрестоматия для вокалистов». СПб: Лань, 2016
9. Карягина А. В. «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих». СПб: Лань, 2008
10. Чустова Л. И. «Гимнастика музыкального слуха». М.: Владос, 2003
11. Stoloff B. «Scat. Improvization techniques». New-York: 1996
12. Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе». М.: Просвещение, 1983, с. 167-169
13. Васильева Т. В. «Обучение музыке детей с ограниченными возможностями здоровья». https://pdshi.klgd.muzkult.ru , с. 2-7
14. Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М.: Издательский центр «Академия», 2007, с. 70-79
15. Осеннева М. С. «Теория и методика музыкального воспитания». М.: Издательский центр «Академия», 2012, с. 39-44
16. Стулова Г. П. «Акустические основы вокальной методики». М, 2015
17. Огороднов Д. У. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры». М., 1994
18. Вербов А. М. «Техника постановки голоса», М.: Музгиз 1961
19. Абдуллин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». М.: Просвещение, 1983
20. Алиев Ю. Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
21. Рудзик М. Ф. «Специальные методики музыкально-певческого воспитания». Курск: Издательство Курского государственного университета, 2015
22. Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М.: Музыка, 1969.
23. Белухин Д. А. «Как возненавидеть себя, детей и педагогику». М. : Изд.-торг. корпорация "Дашков и К°", 2002

References
1. Alyakrinsky B. S. "About talent and abilities: Essays on self-education". Moscow: Znanie, 1971
2. Anisimov V. P. "Diagnostics of musical abilities", Moscow: Vlados, 2004, p. 36-53
3. Venger L. A. "Pedagogy of abilities", Moscow: Znanie, 1973
4. Kirnarskaya D. K. "The Psychology of special abilities. Musical abilities", Moscow: Talents-XXI century, 2004, pp. 8-34, 383-403
5. Teplov B. M. "Psychology of musical abilities". Moscow - Leningrad: Academy of pedagogical Sciences of the RSFSR, p. 24-49, 96-115
6. Emelyanov, V. V., "Forming of voice". Saint Petersburg: LAN, 2000
7. Oskina S. E., Parnes, D. G. "An ear for music. Theory and methods of forming and improvement". Moscow: AST, 2005
8. Safronova O. L. "Chants. Anthology for vocalists". Saint Petersburg: LAN, 2016
9. Karyagina A. V. "Jazz vocals. Practical guide for beginners". Saint Petersburg: LAN, 2008
10. Shustova L. I. "Gymnastics for musical ear". M.: Vlados, 2003
11. Stoloff B. «Scat. Improvization techniques». New-York: 1996
12. Apraksina O. A. "Methods of musical education at secondary school". Moscow: Prosveshchenie, 1983, p. 167-169
13. Vasilyeva T. V. "Teaching music to children with disabilities". https://pdshi.klgd.muzkult.ru , p. 2-7
14. Gogoberidze A. G., Dergunskaya V. A. "Theory and methodology of musical education of preschool children". Moscow: publishing center "Academy", 2007, p. 70-79
15. Osenneva M. S. "Theory and methodology of musical education", Moscow: publishing center "Academy", 2012, p. 39-44
16. Stulova G. P. "Acoustic bases of vocal technique". M, 2015
17. Ogorodnov D. U. "The method of complex musical and singing education and the program as a method of education of vocal-speech and emotional-motor culture". Moscow, 1994
18. Verbov A. M. "Technique of voice production". Moscow: Muzgiz 1961
19. Abdullin E. B. "Theory and practice of music education in secondary schools". Moscow: Prosveshchenie, 1983
20. Aliyev Yu. b. "Table book of a secondary school music teacher". M.: Ed. VLADOS center, 2000
21. Rudzik M. F. "Special methods of musical and singing education". Kursk: Kursk state University Press, 2015
22. Dobrovolskaya N. "Singing in the secondary school choir". Moscow: Music, 1969.
23. Belukhin D. A. "How to hate yourself, children and pedagogy", Moscow: Publishing house-Torg. Corporation " Dashkov and Co.", 2002

Поделиться: