Поиск по сайту

Стихи как средство экологического воспитания дошкольников


Авторcтво: Панчайкина Н.В., ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга


     Проблема экологического воспитания ребенка всегда была актуальной для общества, а в настоящее время приобрела особенную значимость. Экологические проблемы современного мира настолько глобальны, что под угрозой вымирания за представителями животного и растительного миров оказался сам человек. Загрязнение окружающей среды, исчезновение видов представителей флоры и фауны, производство вредных для систем организма продуктов питания, неизвестные ученым заболевания людей и других живых организмов и т. д. – об этом не умолкают, кричат средства массовой информации. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления, возможно, один из немногих оставшихся выходов из опасной реальности, те соломинки, из которых, при правильном уходе, вырастут достойные колосья, способные спастись и спасти других.
     Современные федеральные государственные образовательные требования в дошкольном образовании отводят экологическому воспитанию и развитию дошкольника большое внимание, рекомендуя педагогам использовать в планировании совместной с детьми деятельности в сфере экологического воспитания и развития ребенка весь спектр видов деятельности, обуславливающих заинтересованность и активность детей в самопознании и самоопределении себя в этом мире.
     Анализируя методическую литературу по отечественной дошкольной педагогике нельзя не оценить и отметить то, что проблемам ознакомления детей дошкольного возраста с природой, формированию бережного отношения к ней, уделялось внимание всегда, и педагогу были рекомендованы как уже готовые формы, приемы, темы по экологическому воспитанию, так и подразумевалась и его самостоятельность, творчество в подаче материала.
    Так в 90-е гг. прошлого века появилось сразу несколько авторских программ воспитания и обучения дошкольников, стали внедрятся инновационные методики: мнемотехника, ТРИЗ, моделирование и т.д. Полки книжных магазинов постепенно наполнялись яркими наглядными пособиями и развивающими играми, что значительно облегчило работу воспитателя, еще в недавнем прошлом вынужденного самому, вручную, без современной оргтехники изготавливать пособия и игры. В городе открылись центры, лаборатории, музеи, выставки экологического содержания, доступные посещению воспитанниками образовательных учреждений (ОУ).
     Благодаря трудам научных сотрудников кафедр СПБ АППО, а именно кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека (ранее, кафедры экологического образования), кафедры дошкольного образования и кафедры специальной (коррекционной) педагогики – педагоги ОУ нашего города и других регионов Российской Федерации смогли, обучаясь на курсах, познакомится с новейшими методическими разработками ученых, поделиться собственным опытом на семинара и конференциях.
     Благодаря этому город, страна в настоящее время имеет ученых, педагогов, волонтеров, просто не равнодушных, а это ценно, людей, активно изучающих экологию, по силам своим оказывающим отпор наступающим –организованным ли, стихийным ли бедам природной, да и социальной окружающей сред.
     И, тем не менее… Поколения подрастают, а проблемы не только не уменьшаются, а возрастают, несмотря на проделанный и проделываемый труд. Почему-то нарушаются, кажется понятные разуму и сердцу, правила и нормы жизни, прививаемые с детства. Что-то мы упускаем… Алчность бизнесменов в вырубке лесов, отравление природы ядовитыми отходами, экономия на очистительных сооружениях, да просто равнодушие к любой беде живого...
     Что-то упускаем – родители, педагоги, психологи…
Вспоминается персонаж добрых сказок финской писательницы Туве Янссон о муми-троллях – Снусмумрик – автор чудесных песенок о своих друзьях и красоте окружающей природы, подыгрывающий себе на губной гармошке, свободолюбивый бродяга-путешественник, ночующий на природе в палатке и… приходящий в негодование от написанных и развешанных строгими Хемулями запрещающих табличек, полный решимости тут же, не откладывая, нарушить запрет, нравоучение. Например, пройти по газону. «Правильный» педантичный Хемуль и, с другой стороны, независимый маленький (пока) нарушитель. Не скрывается ли в сказке рекомендация –воспитывая, облекать правила в форму, понятную и приятную слуху снусмумриков и других малышей – песенку, стихотворение.
      Стихи, песенки, сказки в стихах с яркими диалогами и монологами героев не только повышают внимание и настроение детей, активизируют его познавательную активность, оживляют, легки при запоминании, привлекают малышей красочностью, яркостью образов, выразительностью слова. Ребенок, получая таким способом, информацию не устает, не отвлекается, внимателен и активен, и даже сам может поучаствовать в сочинительстве. Да, Снусмумрик уже в детстве может сам сочинить свою песенку, и, возможно, что когда он станет взрослым, то не забудет ее и не навредит когда-то воспетой им в ней природе. Это и есть цель моего проекта.
      В августе этого года будет 25 лет как я работаю в детском саду, 20 лет из которых – с детьми с лграниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенности в развитии этих детей подразумевают подбор педагогом методов и приемов для облегчения усвоения ими материала. Я сама пишу стихи и давно использую их в своей работе в разных видах деятельности, а особенно по экологическому воспитанию – для снижения тревожных и конфликтных ситуаций, для повышения настроения и самооценки у детей, для активизации внимания и развития творческих способностей воспитанников. Дети знают, что это мои стихи, им это интересно. Один из воспитанников даже выступил и победил на городском конкурсе чтецов с моим стихотворением.
      Наш детский сад уже много лет участвует в различных экологических проектах, в том числе и в Международной программе «Эко-школа / Зеленый флаг». Знакомим детей с многообразием мира природы, активно участвуем в проектах по ее охране, участвуем в конкурсах районного и городского уровня и сами проводим в ДОУ конкурсы, выставки, квесты для развития экологического сознания детей, активно привлекая во все мероприятия родителей, которые с удовольствием принимают в них участие: «Бумажный бум»/сбор макулатуры и пластика/, «Крышечки добра», облагораживание клумб на участке детского сада, посадка цветов ко Дню родного города, сбор батареек и сдача их в эко-мобиль (до ужесточения правил приема), создание с детьми экологических плакатов по охране окружающей среды и многое другое.
      Возвратимся к стихам как средству экологического воспитания. В работе используются естественно не только свои авторские стихи, а все литературные произведения, рекомендованные для чтения детям дошкольного возраста. Мы много читаем произведений о природе, обсуждаем прочитанное, рассматриваем картины, фотографии и иллюстрируем сами. Анализ рисунков подтверждает лучшее усвоение детьми знаний при использовании в подаче материала стихов, а творческие работы, выбранные сюжеты, цвет и способы передачи образов, говорят о развитии у детей воображения, самостоятельности, интереса к услышанному и увиденному.
      Родители рассказывают, что часто дома дети просят листы бумаги, рисуют и делятся новыми знаниями. Поэтика, ритм, выразительность слова и возникающие образы и картины, переживания героев позволяют ребенку не только увидеть, узнать о проблемах и бедах героев и самой природы, но и, сопереживая, задуматься, как можно помочь им, исправить ошибки, иногда совершенные и им самим, а в будущем избежать, предотвратить подобное. Песенка, стих, запевка… – помощники зовущие, напоминающие. В работе с детьми с диагнозом заикания, песенка, небольшое пропетое стихотворение как раз одна из доступных форм решения этой логопедической проблемы.
      Таким образом, успешность экологического развития и воспитания детей зависит от использования стихов как средства для лучшего усвоения материала и возникновения у ребенка чувства сопереживания проблемам в жизни окружающего мира, развития творческих и нравственных качеств личности, улучшения микроклимата в группе, а для педагогов – избавления от нравоучительных интонаций.
      Экологическое воспитание достигается через решение следующих задач:
-  Учим детей видеть красоту природы родного края в литературных произведениях, используя различный иллюстративный материал. В подборе произведений учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.
-  Развиваем интерес к познанию мира природы.
-  Воспитываем бережное, гуманное отношение к живому, учим задумываться о последствиях своих поступков – не являются ли они причиной бед для обитателей планеты, учимся исправлять собственные и чужие проступки и ошибки и предотвращать их появление в будущем.
-  Формируем знания, умения и желания защищать, охранять и созидать природу.
-  Учим отображать как красоту, так проблемы природы в собственных поделках-рисунках, аппликациях, коллажах, пропагандируя наглядно значимость охраны природы для жизни и здоровья планеты.
Проект подразумевает подбор литературных произведений природоведческой тематики для разных возрастных групп, разработку тем по формировании нравственного отношения к природе. Отображение услышанного детьми в изобразительной деятельности. В дальнейшем стихи можно использовать на праздниках и других мероприятиях.
     Стихи используются в процессе бесед, наблюдений, игр и других видах деятельности по экологическому воспитанию, да и во всех режимных моментах. Опыт показывает особую результативность использования «экостихотворений» во время проведения прогулок, при организации детей во время наблюдений за природными объектами, рассматривании пейзажей, проведении подвижных игр и организации труда на природе.
     Предлагаем Вашему вниманию Экологический кодекс в стихах, позволяющий детям в доступной и привлекательной форме узнать, осознать и запомнить правила поведения на природе, а представленная в приложении красочная презентация-отчет с фотографиями наглядно познакомит с деятельностью и достижениями нашего дружного коллектива в различных мероприятиях по охране природы.
             Экологический кодекс.
Планета – наш Зеленый дом! Она – живет! И мы живем!
Нам в доме этом дальше жить! И нашим детям сохранить!
С надеждою глядит природа на жителей планеты нашей!
И, безусловно, должен каждый ответить на добро заботой
К цветку и лесу, к малой птице, к любому чаду на планете!
Готовым взрослым быть и детям беречь природу научиться:
Не рви цветок – пусть он растет! Ведь он картин музейных краше!
И бабочка крылом помашет, и песню соловей споет.
Деревьям ветви не ломай – они – дома для птиц и белок.
Зимой студеной помогай – кормушку им с друзьями сделай!
Ты жизнь им сохранишь зимой – подарят песенку весной!
Не разоряй дом муравьям! Не трогай колыбели-гнезда!
Не засоряй пути ручьям! Не трудно это-это просто!
И если кто-то бросил спичку – ты затуши костер лесной!
Так ты спасешь зверей и птичек, и лес с зеленою листвой!
И каждый благодарный лист вдохнет, и будет воздух чистым!
Задыхается земля – мусор кем-то брошен.
Ей поможем – ты и я! Разобрать не сложно:
Пластик, пленку соберем, банки, лист бумажный…
Сортируем и сдаем! Это может каждый!
Напоит ручей водой, угостит куст ягодный. Лес укроет в летний зной, и ковром нарядным
Глаз порадуют цветы, птицы- дивным пеньем… Все – Природа. Я и ты. Вечность и мгновенье!

                                                 Литература

1. Жебровская О.О., Костылева Н.В. «Город над вольной Невой»: кн. Для семейного чтения об истории, природе и культуре Санкт-Петербурга.- СПб.: Специальная Литература, 2011. – 176 с.
2. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. - 3-е изд., дораб. – СПб.: Первый класс: Специальная Литература, 2011. – 288 с.

Поделиться: