Поиск по сайту

Формирование экологической культуры детей и молодежи через декаду экологии


Авторcтво: Косова Л.А., Яковлева А.А., ГБОУ СОШ №141 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


        Во многих школах отдельного предмета экология нет, но экологическую культуру возможно, формировать через внеурочную деятельность и различные предметные недели.
Одной из таких возможностей является – Декада экологии.
        В данной статье приводится примеры экологических мероприятий, проведенных в рамках Декады экологии.
Для 3-5-х классов нашей школы была проведена игра по станциям «ЭкоБум!» с элементами настольных игр. Данную игру с усложняющими элементами можно проводить и для более старших обучающихся.
Проводить станции для учащихся начальной школы могут ребята старших классов, что поможет также вовлечь их в декаду экологии.

                  1. Станция: «ТИК-ТАК-ЭКО-БУМ!»
        С этой станции стартуют все команды, по два человека от команды. Ребята садятся, в круг и им дается бомбочка (из игры «Тик-так-бум!»). В какой момент закончиться время, и она «взорвется», они не знают. Далее им даются карточки с надписью «В этом раунде называем слово связанное с экологией, в котором есть буква Э». Во втором раунде дается другая буква и т.д.
Ребята называют слово, например: «экология», игрок передает бомбочку и тот называет – «экосистема», затем передает следующему игроку и т.д.
Как только бомбочка «взрывается», игрок выбывает. Выигрывает та команда, представитель которой останется последним.

                 2. Станция «Экологическая пирамида»
        На этой станции ребят ждет 10 вопросов и пирамида (настольная игра «Дженга»). Участникам предстоит отвечать на вопросы. После каждого вопроса им необходимо вытащить брусок из пирамиды не разрушив ее, только тогда они могут отвечать на следующий вопрос и вытаскивать следующий брусок.
        Далее представлен текст речи, который ведущий говорит ребятам по приходу на станцию.
«Сейчас вам предстоит по очереди ответить на 10 вопросов. Если вы ответили на вопрос правильно, то должны вынуть из башни одну детальку (кроме верхнего ряда) и положить наверх. При этом нельзя держать башню рукой. Если вы ответили правильно и смогли переложить деталь, не уронив башню, то ведущий задает следующий вопрос, и при правильном ответе он должен вынуть деталь и положить наверх и т. д. Играем до тех пор, пока не упадет башня, или вы не ответите на все 10 вопрос правильно. За каждый верный вопрос и переставленную детальку команда получает 1 балл.
Максимально можно набрать 10 баллов. Если вы ответили на все 10 вопросов, команда может доиграть раунд в башню, пока она не упадет…

                 3. Станция «Сортировочная»
         На этой станции ребятам предстоит прослушать текст, а затем рассортировать мусор.
Далее представлен текст, который зачитывают ведущие.
«Сейчас вы внимательно прочтете текст, а затем выполните по нему задание: казалось бы, что может быть проще, чем выкинуть мусор! Но не торопитесь. Во многих странах и для этого есть много правил. Здесь нельзя просто выбросить обычный домашний мусор в большой контейнер во дворе дома или в мусоропровод. Почему в обычных европейских кухнях можно найти несколько ведер для мусора? Почему уличные мусорные контейнеры окрашены здесь в разные цвета? Осторожно – если вы выбросите мусор в неправильный контейнер – вас даже могут оштрафовать!
         Первый вид отходов в нашем списке – пищевой, или биомусор, т.е. все натуральное. Кроме остатков еды сюда относятся бумажные кухонные полотенца, салфетки, трава, волосы и ногти. Эти отходы компостируют, используют в качестве корма для скота, а также как топливо для производства электроэнергии: их выбрасывают в зеленые баки.
Следующий вид мусора – бумага. Для нее также есть свои контейнеры, как правило, синего цвета. Причем, картон необходимо выбрасывать отдельно, поскольку технология его переработки отличается от переработки бумаги.
         В большие желтые мешки собирается упаковка из металла, пластика и смешанных материалов, т.е. то, из чего можно получить вторичные материалы. Данные мешки либо выкидываются в желтые контейнеры, либо выставляются на улицу, где их забирает специальная служба.
         Остальной, или оставшийся мусор собирается в черные баки, которые стоят или в подвале дома или возле дома и вывозятся примерно раз в месяц. Переработка такого мусора стоит довольно дорого. В этот бак выбрасываются дискеты, фото, резина, товары личной гигиены, просто сор, кожа, цветные салфетки, мешки от пылесоса, кухонные тряпки…»
А теперь задание! Рассортируйте мусор по бакам (баки делаются из белой бумаги и раскрашиваются). За каждый верный ответ 1 балл, максимально 8 баллов. Примеры мусора (картон, гофрированная бумага, трава, шина, CD диск, бутылка пластиковая из-под сока и т.д.).

                 4. Станция « Крокодил»
       Название станции совпадает с классической игрой «Крокодил», где ребятам нужно за определенное время показать слово, которое им досталось.
Речь ведущего: «Вам дается 6 минут на эту станцию. За это время, команде необходимо выбрать игрока, который первый будет показывать команде слово, которое он вытащит. При объяснении нельзя издавать звуки, показывать буквы или цифры. Если команда угадала и есть еще время, то следующий игрок идет объяснять другое слово, а затем третий игрок. За каждое угаданное слово команда получает 2 балла. Максимально можно набрать 8 баллов…»

                4. Станция «Экология»
       Классическая блиц-станция, где ребятам предлагают ответить на 10 вопросов, за каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
Вопросы станции могут меняться, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей учителя.
Примеры вопросов «приспособление животных к перенесению зимнего времени года?», «Его выделяют растения?», «Территория, где охраняют редкие растения и животные?».

                5. Станция «Агитбригада»
        На этой станции командам дается короткое время, чтобы создать свой плакат на экологическую тематику (можно задать любую тему). Все работы прикрепляются на доску, и в конце игры будет проведено голосование (все участники голосуют, за понравившуюся работу, кроме работы своей команды). И это дополнительная номинация для награждения, причем голосование, возможно, устроить Вконтакте или по QR-коду.

                7. Станция «Памятные места»
        Это станция прототип игры «Мемо». Выкладывается 20 пар карточек, на которых изображены животные из разных заповедников, ребятам необходимо по очереди переворачивать карточку и пытаться найти пару (если ребенок перевернул 2 разных карточки, то их переворачивают назад). Так же в конце ребятам показывается видео (короткое 1,5-3 минуты) про заповедник. Важно пройти станцию быстрее других команд.
В конце игры суммируются все баллы, и выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, а также подводят итоги голосования в номинации «плакат».
По итогу прохождения всех станции и суммированию баллов выявляется победитель.
Еще одно мероприятие, которое возможно провести в Декаде экологии – Фото-кросс «Экая Логика».
Ниже представлено положение этого школьного конкурса.
«В фото-кроссе принимают участие 3-6 классы. От каждого класса собирается команда из 5 человек».
Участие осуществляется в 2 этапа.
      1-й этап: команда получает задание, делает фотографии до 21.09 (дата условная) и загружает в группу ВК не позднее 21.09. Также капитан команды должен на стене написать состав команды и название. При загрузке фото в альбом (каждая категория, свой альбом) необходимо подписать название команды.
      2-й этап: Жюри просматривает фотографии и выбирает команду победителя. Параллельно в группе ВК идет голосование за работы конкурсантов. Команда, набравшая больше всех лайков, получает «Приз зрительских симпатий».
Команда делает снимки в 6 категориях:
   1) «Братья наши меньшие …»; 2) «Вода-Жизнь!»; 3) «Экологические проблемы большого города»; 4) «Мусор атакует!»; 5) «Зеленый островок» 6) «А, это – мы!».
По итогам конкурсов возможно выбрать победителей в каждой номинации, или одного, а также дать приз зрительских симпатий.
         Таким образом, Декада экологии способна захватить и вовлечь практически всех обучающихся школы, а так же их родителей и учителей в экологические мероприятия, что способствует развитию экологического мышления и культуры.

Поделиться: