Поиск по сайту

Знакомство жизнью и с творчеством Ф.А. Абрамова. Методическая разработка образовательного события для детей 6-7 лет


Авторcтво: Огурцова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Звездочка» Борисоглебского района Ярославской области


      В юбилейный год со дня рождения Ф.А. Абрамова в нашем районе прошло много мероприятий, связанных с творчеством писателя. Одно из мероприятий - конкурс конспектов образовательной деятельности для дошкольников, в котором я приняла участие.
      Сама я коренной житель посёлка Борисоглебский, живу рядом с деревней Опальнево, куда приезжал Федор Александрович Абрамов на отдых, где жива память о нём.
Читая произведения писателя чувствуешь себя не читателем, а очевидцем, участником тех событий, о которых говорится в рассказах, повестях.
Моим воспитанником при знакомстве с творчеством писателя-земляка я старалась показать красоту природы, её силу, возможности и в то же время её слабость перед человеком.

                                                 Методическая разработка образовательного события для детей 6-7 лет
   
Тема: Знакомство жизнью и с творчеством Ф.А. Абрамова
Цель: углубление знаний детей о природных и социальных явлениях при знакомстве с творчеством Ф.А. Абрамова
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с историей родного края, связанного с творчеством
Ф. Абрамова;
- Обобщение и углубление знаний детей о природе через знакомство с произведением Ф.А. Абрамова «Началось лето»
Развивающая. Обогащение активного словаря детей
Воспитательная. Воспитание любви к своей малой родине.

                                                    Ход образовательной деятельности

Воспитатель обращает внимание детей на уголок книги, где размещены иллюстрированные экземпляры книг Ф.А. Абрамова и его портрет. Детям предлагается рассмотреть книжную выставку и высказать предположения: кто изображён на портрете, отметить черты характера этого человека и предположить о чём его произведения.
(показ презентации)
1 слайд. Портрет Ф.А. Абрамова
Рассказ воспитателя.
Это портрет русского писателя Ф.А. Абрамова, который много времени провёл в деревне Опальнево, что находится вблизи нашего посёлка. Сегодня мы с вами познакомимся с этим человеком и с его произведениями.

2 слайд. Дом, где родился писатель в селе Веркола.
Родился Ф.А. Абрамов в селе Веркола Архангельской области в 1920 году в многодетной семье, он был младшим из 5 детей.

3 слайд. Детские фотографии писателя.
В школе Фёдор Александрович учился хорошо, за что получал благодарности и премии. Например, в третьем классе ему дали премию материалом на брюки и рубашку, чему была рада вся семья, так как в те годы это была неплохая помощь семье.

4 слайд. Фото Ленинградского государственного университета После окончания с отличием средней школы был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.

5 слайд. Военная фотография Ф. Абрамова
После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года был тяжело ранен. Провёл блокадную зиму 1941—1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера

6 слайд. Фото произведений
После войны окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета и был старшим преподавателем советской литературы ЛГУ.
В летние каникулы 1950 года Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сёстры».
Фёдор Александрович писал повести и рассказы о природе, о людях, которые жили в деревне, их непростом труде, о военных годах, о Победе.
Своими произведениями писатель несёт добро и свет в души людей и побуждает нас с вами добрыми мыслями и поступками улучшить этот мир, зажечь огонёк добра.

7 слайд. Фото улицы, школы, библиотеки, теплохода, аэропорта, названных именем писателя.
Память о русском писателе жива. Его повести и рассказы читают. Его именем названы улицы, школы, библиотеки, теплоход. В 2018 году аэропорт города Архангельска.

1. Воспитатель демонстрирует иллюстрации к рассказу «Началось лето», предлагает детям подумать о чём же сейчас они будут слушать рассказ.

                                       Началось лето

         Вдали глухо бухнуло — тёмные, тяжёлые тучи поползли на деревню (П, представляете эти тяжёлые, тёмные тучи) Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. Под деревней стало темно и немо.(В, Почему стало темно и немо) Даже скотина притихла в ожидании.(В, Почему замолчала даже скотина) И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
По всей деревне захлопали двери, ворота. Люди выбегали на улицу,(В, Как вы думаете, зачем они выбегали) ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По весенним лужам, как жеребята, носились босоногие ребятишки.(В, Чему были рады дети)
         Началось короткое северное лето...

2. Работа со словами: немо (молча), грохот сотряс (очень сильный удар, который чувствуешь всем телом), ушат (деревянный сосуд с двумя «ушками» ручками)
3. Вопросы к детям:

О каком явлении в природе говорит автор?
Как описывает приближение грозы автор?
Как радовались жители деревни?
Зачем жители собирали воду в ушат?
(Детские ответы сопровождаются показом иллюстраций: тяжёлые, тёмные тучи, ушат под дождём, игры детей под дождём)

4. Воспитатель, заканчивая беседу по произведению, говорит детям, что гроза всегда заканчивается, появляется солнце.
        Чтение стихотворения А. Блока «После грозы»

 Под величавые раскаты
 Далеких, медленных громов
 Встает трава, грозой примята,
 И стебли гибкие цветов.
 Последний ветер в содроганье
 Приводит влажные листы,
 Под ярким солнечным сияньем
 Блестят зеленые кусты.
 Всеохранительная сила
 В своем неведомом пути
 Природу чудно вдохновила
 Вернуться к жизни и цвести.

5. Игра «Солнышко и тучи»
   Цель – упражнение детей в беге с увёртыванием.
Среди играющих выбираются двое – это «тучки», остальные «солнечные лучики»
«Лучики» идут по кругу, «тучки» в кругу.
«Тучки» говорят: «Тучи по небу ходили, красно солнышко дразнили»
«Лучики» отвечают: «Солнышко услыхало, лучики послало!»
А я тучек не боюсь, я от серых увернусь!»
«Лучики» разбегаются, «тучки» их ловят. Пойманный «лучик» приседает (превращается в капельку).

6. Детям предлагается изобразить свои впечатления в рисунке на темы «Гроза» или «После грозы»
7. Выставка детских работ.


                                 Методическая разработка образовательной деятельности для детей 6-7 лет

Тема: «Знакомство с творчеством Ф. Абрамова»
Цель - углубление знаний детей о природе на примере произведения писателя Ф.А. Абрамова «Июньский полдень»
Задачи:
Образовательная: обобщение и углубление знаний детей о жизни муравьёв
Развивающая: обогащение активного словаря детей (дуплистый, развилка, дряхлеющий)
Воспитательная: воспитание любви к природе

                                 Ход образовательного события

  1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок –
Дом уютный для семьи
Дружно строят… (муравьи)

  2. Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
  3. Пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза.
(загибают пальцы, начиная с большого)
  4. Чтение рассказа Ф. Абрамова "Июньский полдень"

     Старая дуплистая ива(К, старая ива) росла на самой развилке дорог. Над жёлтыми мохнатыми серёжками,(В, Когда такие серёжки появляются на иве) которыми были сплошь облеплены чёрные крючковатые ветки дряхлеющего дерева, огромным роем трудились неповоротливые, видимо, первый раз вылетевшие из дупла дикие пчёлы, или, по-местному, медуницы.(В, Почему же их так назвали) Тут же под ивой, пригретые солнцем, весело копошились вечные работяги-муравьи.(В, Почему их так называют)
     Дохнул ветерок, две-три серёжки упали в самую гущу муравейника. Переполох поднялся в муравьином царстве.(П. Муравьи быстро забегали и их становилось всё больше и больше) На помощь смельчакам, первыми вступившими в бой, со всех сторон, карабкаясь, спешили всё новые и новые полчища муравьиного люда — и скоро обглоданные остовы серёжек были надёжно уложены в муравьиное здание.

  5. Словарная работа:
Дуплистый – старое дерево с большим дуплом.
Дупло - пустота в стволе дерева, образовавшаяся на месте выгнившей сердцевины.
Развилка - разветвление двумя разошедшимися в стороны частями дороги.
Дряхлеющий - от старости утративший силу и крепость
Остов – твердая часть цветка ивы

  6. Вопросы к детям:
Что заставило пчёл и муравьёв выйти из своих домиков?
Почему поднялся переполох от упавшей серёжки?
Чем муравьёв заинтересовала серёжка от берёзы?
Из чего строят муравьи свои муравейники?

  7. Предложить детям продолжить рассказ. Что же было дальше?

  8. Творческое задание по рисованию «Нарисуй картинку к рассказу»


                                             Методическая разработка образовательной деятельности для детей 6-7 лет

Тема: «Давайте сохраним природу»
Цель – формировать у детей экологическую культуру
Задачи:
Образовательная:
 1.углублять знания детей о взаимоотношениях человека и природы;
 2. упражнять детей в распознавании факторов, отрицательно влияющих на природу;
 3. знакомство детей с Красной книгой природы
Развивающая: обогащение активного словаря детей
Воспитательная: воспитание любви, отзывчивости, сочувствия к природе

                                               Ход образовательного события

 1. Чтение стихотворения:
Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете:
Лягушка, журавль, попугай и лисица
Волк, медведь, стрекоза и синица.
Бабочки, тигры, змеи, ежи,
Львы, носороги и муравьи,
Светлые рощи, лесные дубравы
Реки, озера, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеёк –
Все доверяют тебе человек!
Ты самый умный, а значит в ответе
За всё живое, что есть на планете.

Но очень часто сам человек губит природу. Если он всё уничтожит, то сам же не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб.

 2. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе и ответить на вопросы:
Могут растения и животные себя защитить?
Как животные и растения защищаются?

Деревья, травы, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни.
 3. Словесная игра «Правила поведения в природе»
 4. Рассказ воспитателя о Красной книге природы.
 5. Вопрос к детям: людей, которые неправильно ведут себя с растениями и животными мы считаем какими?(злыми, невоспитанными, жестокими….)
Про одного такого мальчика в своём рассказе написал Ф.А. Абрамов.
 6. Слушанье рассказа.

                         КАК НИНА ВЫЛЕЧИЛА СЫНА ОТ ЖЕСТОКОСТИ
  
      Алешка рос жестоким смала.(К. с раннего детства) Отрывал крылышки у бабочек, подбивал камнями голубей, давил гусениц.(К. очень некрасиво поступал) Нина (К. его мама)увещевала, совестила — бесполезно. И так было до тех пор, пока однажды Алешка не раздавил большого муравья.
— Что ты наделал?
— А что?
— Да ведь ты муравья погубил.
— Ну и что. Разве их мало?
— Дело не в количестве. А вот твою маму бы раздавили, как бы ты к этому отнесся?
— Так ведь то мама.
— А у муравья-то тоже есть дети. И представляешь, как они сейчас плачут, какое у них горе?
— Муравьи плачут?
— А как? Убили папу, их кормильца. И может, они сейчас где-то умирают от голоду.
— Муравьи от голоду?(В. Могут муравьи умереть от голода?)
— Неужели это неясно? Отец-муравей пошел за хлебом, за букашками, чтобы накормить деток, а ты его раздавил. Понимаешь, что будет теперь с ними? Они погибнут от голода.
— А мама?
— А мамы, может, у них нет. Мама, может, умерла еще раньше.(В. Что могло случиться с мамой?)
Алешку это потрясло (заревел). — А как же теперь быть? Где их разыскать?
— Как же ты их разыщешь? Они не люди. Вот потому-то и надо хорошо относиться ко всяким букашкам, зверькам. Все они такие же живые существа, как ты. И всем им больно. И все они хотят есть. И у всех у них есть папы и мамы. А когда умирает папа или убивают его, умирают и они.
— А другие муравьи им не помогут?
— У них свои дети.
После молчания: — Мама, что я наделал?
С тех пор Алешка — защитник и друг всего жи¬вого.
 7. Вопросы к детям:
Почему Алёша поступил так некрасиво?
В тексте нам встретились слова: увещевала, совестила. Как вы понимаете эти слова?
Почему мама Нина ругала своего сына?
Как вы считаете, будет он теперь обижать насекомых?
Какую пользу нам приносят муравьи?
 8. Совместная творческая работа педагога с детьми «Правила поведения в природе»

               В конспектах использованы материалы сайтов:

https://www.fabramov.ru/Biography.html
https://yandex.ru/search/?lr=16&clid=1955454&win=173&text=маам.ру%20для%20воспитателей
https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-doshkolnikov-2806361.html

Поделиться: