Поиск по сайту

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Авторcтво: Тырлова Т.Г., ГБОУ СОШ № 474 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Задача школы и педагога поддержать ребенка в его стремлениях, создать все необходимые условия для наиболее полного раскрытия его потенциала, для развития его способностей. Акцент в подготовке учащихся делается на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
     Внеурочная деятельность по предмету проводится пятый год, начиная с 5-го класс, когда ребята пришли на обучение биологии. Сейчас они уже в 9-м, и интерес к предмету у них не ослабевает, а наоборот, усиливается, становится более осмысленным.
     В 5-м классе учащиеся обучались по программе «Юный эколог». Занятия, в основном, строились в процессе использования игровой формы. Часто осуществлялись презентации по темам курса, применялись различные игровые моменты: решение кроссвордов, викторины, биологические соревнования, используются и другие формы и методы работы: экскурсии на пришкольный участок в сочетании с фенологическими наблюдениями, практические и лабораторные работы с использованием микроскопов и другого лабораторного оборудования. Происходило обсуждение некоторых презентаций и видеофрагментов, что побуждало учащихся к самостоятельному поиску новой информации по изучаемым или возникающим в процессе работы вопросам.
     В 6-м классе, в рамках программы «Юный эколог – исследователь», ребята учились изготавливать гербарий и работать с ним, пользовать определительными карточками.
Особое место во всех курсах занимают вопросы природоохранной направленности. Учащиеся знакомились с организацией природоохранной деятельности на разных уровнях: в мире, в государстве, в регионе, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Овладев этими вопросами, учащиеся пришли к выводу о необходимости изучения данного вопроса на уровне своих микрорайона, улиц и других конкретных адресов. Ребята изучали и самостоятельно готовили материалы по охраняемым территориям, животным и растениям «Красной книги» города и области, оценивали и фиксировали (фотографии, презентации и видеоотчеты) состояние окружающей среды на местном уровне – около своих домов, по дороге в школу и т.д. Работа по оценке состояния чистоты окружающей среды проводилась ребятами 6 класса 2 раза – в марте, когда сходит снег и в мае, когда проведены работы по благоустройству территорий.
     Видео и фотофиксация результатов деятельности с последующей выборкой проводилась по одним и тем же адресам, где изменения или их отсутствие можно было сравнивать.
Полученные выводы были оформлены в виде презентации.
     Воодушевленные результатами своей работы, учащиеся выступили перед детьми детского сада. Самостоятельно по желанию учащихся была оформлена газета на данную тему.
«Неблагополучные» с точки зрения чистоты среды адреса будут переданы в местную Администрацию. Эти же ребята очень активно сами принимали участие в субботниках. Один из учеников вместе со своими родителями и другими энтузиастами принял участие в экологической акции, ими был снят об этом видеосюжет «Мой первый взрослый экодесант!». На городском конкурсе «От года кино – к году экологии» эта работа заняла 3 место.
     Ребята участвовали в школьной операции «Сдай батарейку – спаси ежика!», пропагандируя необходимость утилизации отработанных батареек в специальные контейнеры.
В течение учебного года проводились работы по вегетативному размножению комнатных растений с последующим использованием их в озеленении школы, а также выращивалась цветочная рассада для пришкольной территории.
     Очевидно, что систематическая работа на уроках и последующего вовлечения учащихся во внеурочную деятельность способствует формированию бережного отношения к родной природе, уважение к своему и чужому труду, формированию активной гражданской позиции.

                                                                                Литература

   1. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС. Материалы научно-практической конференции 21 ноября 2015 г. М.: Издательский дом Паганель, 2015.
   2. Экологический практикум школьника: учебное пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина. – Самара: Корпорация "Федоров": Учебная литература, 2005.

Поделиться: