Поиск по сайту

Биоадекватная методика преподавания учебных предметов


Авторcтво: Кудрявцева Наталья Васильевна, заместитель директора по учебно-методической работе и информатизации МБОУ «СОШ № 11» г. Майкопа


       На современном этапе ученые выделяют традиционное, развивающее и инновационное системы преподавания. При традиционном преподавании учащимся предлагаются готовые знания, основное внимание уделяется развитию логического мышления школьников. Развивающее преподавание предполагает интенсивное развитие общих (и интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся. В рамках развивающего преподавания выделяют проблемное, которое связано с формированием творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, эмоционального интеллекта.
       Если сравнивать схемы традиционного и проблемного преподавания, то очевидно явное преимущество последнего, так как учитель здесь не сообщает готовые знания, а ставит учебно-проблемную задачу. Однако не каждый ученик может успешно учиться по этой системе. Это объясняется тем, что подобный процесс преподавания ориентируется лишь на возможности логического мышления школьников, при этом не учитывается тот факт, что у многих школьников образное мышление развито лучше логического, а поэтому они не могут в полной мере продуктивно включиться в учебный процесс.
       Биоадекватная методика относится к одной из моделей инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным. Биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления школьников, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом. Идея о необходимости обращения к образному мышлению высказывалась ранее как в дидактике, психологии, так и в методике преподавания различных предметов.
Мышление - сложный психический процесс отражения действительности. Сегодня существуют различные теории мышления (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Веккер Л.М., Рубинштейн С.П., Ж.Пиаже и др.). В идеях Ж. Пиаже, Масловой Н. В. подчеркивается необходимость развития целостного мышления человека, учета в образовательном процессе возможностей и образного, и логического мышления.
       Образное мышление входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы сверх-интеллектуальными и отвлеченными они ни были. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанны с отражением реального и нереального бытия, образ даст знание не об отдельных изолированных сторонах этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка бытия.
       Именно эти идеи, разработанные в отечественной и зарубежной психологии, актуальны для биоадекватного преподавания. Среди западных педагогов, ученых прошлого, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, следует выделить Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо, М.Монтсссори, Г.Лозанова.
В отечественной методике прошлых лет также обращалось внимание педагогов на необходимость развития мышления школьников в процессе обучения. Однако здесь чаще речь шла о логическом мышлении учеников. Впервые в отечественной педагогике высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе её воспитания К.Д.Ушинский.
К.Д.Ушинский указывал, что «дети мыслят формами , красками, звуками, ощущениями вообще».
Кроме того, К.Д.Ушинский утверждал, что грамматические сведения надо приводить в систему: « ... голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке». Таким образом, уже в ХIХ в. делались интуитивные попытки обосновать необходимость опоры на образ, систематизацию материала.
Лишь в середине ХХ века в результате интеграции различных наук, появления новых научных открытий активно заговорили о необходимости опоры при обучении "на образную память учащихся, т.е. на развитие правого полушария головного мозга.
       Среди авторских методик, инновационных по своему содержанию и нацеленных на развитие творческих возможностей учащихся, облегчение процесса восприятия знаний, методик, отдельные элементы которых используются и в биоадекватном преподавании, можно назвать эффект раннего обобщения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, идею концентрированного обучения наукам В.Ф.Шаталова
Появление названных методик мотивировано колоссальной перегрузкой школьников. Стремление авторов облегчить процесс преподавания, задействовать потенциальные возможности человеческого организма нашло выражение в конкретных интересных методических находках
       В инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция - управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций. При этом в биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создаст в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и накладывая на нес полученную от педагога учебную информацию в определенной алгоритмической последовательности.
       Данная методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при этом способствует более качественной осведомленности школьников в системе родного языка и особенностях его функционирования в речи. Здесь задействованы в равной мере как логическое, так и образное мышление. С помощью образного мышления прочно усваивается теоретический материал, который подается комплексно, логическое мышление используется при отработке и закреплении уме¬ний и навыков учащихся по темам.
Анализируя вопросы, связанные с содержанием образования («чему учить»), следует отметить, что БА методика преподавания математики ориентируется на программы, утвержденные Министерством образования РФ.
       Для обучения в биоадекватном образовании применяется REАL-ТЕХНОЛОГИЯ
По форме данная методика - релаксационно-активная. (Relaxation action learning= REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). REAL - метод состоит в разумном расчленении учебного материала по предмету и видов работ на указанные этапы ради эффективного осознания материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются и ни одна из них не остаётся без нагрузки. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие - идеальное физическое самочувствие учащихся. REAL - методика впервые ставит 2-х уровневую цель преподавательской деятельности:
    1. Научение учащихся методике мышления мыслеобразами.
    2. Формирование системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.
Таким образом, в БА методике преподавания цели рассматриваются несколько шире, чем в традиционной. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперёд и успеха. Накопление информации систематически повторяется и активизируется. Активизация и осмысление накопленного материала во время релаксационного курса происходит во время занятий с педагогами. Методические приёмы работы должны соответствовать этапам восприятия информации.
       Первым и обязательным этапом является репрезентация информации. Вторым этапом является восприятие информации. Третьим этапом - переработка (осмысление) информации. Четвёртым - представление в слове и пятым - архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже

       Этапы восприятия информации в проведении данного типа уроков полностью соответствуют стандартной структуре урока, сохраняя все рабочие этапы урока:
  • Приобретение знаний.
  • Формирование умения использовать знания.
  • Закрепление навыка использования знаний.
Примерная структура урока
  • Оргмомент, фронтальный опрос, повторение, проверка д/з - 5 минут (активность).
  • Введение нового материала - 10 минут (релаксация).
  • Обсуждение, рисование, - 15 минут (активность).
  • Прослушивание нового материала - 5 минут (релаксация).
  • Решение задач по новому материалу -15 минут (активность).
Таким образом, биоадекватная методика преподавания представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является формирование целостных мыслеформ по предмету и навыков инструментальной работы с ними.
       Основная цель биоадекватной методики - сформировать учебный мыслеобраз как единицу знания, заложить его в долговременную память ученика и научить пользоваться этим мыслеобразом. Как уже было сказано выше, приобретение знаний происходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа формируется мыслеобраз учебного материала, на который накладывается теоретическая информация в определенном алгоритмическом порядке.
            Результаты:
  • Более легкое усвоение учащимися знаний (усвоение понятий, правил, выводов), следовательно, сокращение времени на усвоение учебной информации в 3-6 раз.
  • Возрастание мотивации учащихся к учёбе, усиление их познавательных потребностей - в 3-6 раз. Изменение мотивации учащихся с уровня «эмоциональной мотивации к учёбе» до уровня "нравственной мотивации к учёбе".
  • Улучшение успеваемости учащихся всех категорий в 3-4 раза.
  • Снижение антисоциальных проявлений в поведении детей и подростков в 3-6 раз. Рост гармонии личности в 2-3 раза;
  • Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке: изменения в личностных структурах (снижение уровня тревожности и агрессивности).
  • Раскрытие творческих способностей личности учащихся в информационной, художественной, производственной, семейной, межличностной сферах жизни и деятельности (до 75-80). Осуществление нравственного, эстетического, трудового обучения без дополнительных затрат (в ходе изучения программных предметов).
  • Формирование целостного мышления учащихся и на этой базе высокой духовности, нравственности, гармоничной личности, т. е. способной жить, мыслить, трудиться в гармонии с природой, собой, обществом, быть устойчивой в разнообразных жизненных ситуациях без нанесения вреда человечеству и природе
  • Формирование жизненной позиции учащихся, изменение в системе ценностей учащихся.

Приложение.   
Фрагмент урока информатики «Файлы. Файловая система» в 5 классе.

     Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы поговорим о том, как устроена постоянная память компьютера. Хочу вам предложить новую форму запоминания, вы сможете и отдохнуть и всё запомнить. Вы хотите этого?
     Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха).
           1. Релаксация.
   а) подготовительный этап (вводная релаксация);
Сядьте удобно, расслабьтесь, прикройте глазки. Подумайте о приятном для вас месте отдыха, представьте его. Посмотрите, что вас там окружает: какие предметы, какие цвета видите, какие запахи наполняют пространство. Пошлите благодарность вашему месту.
   б) формирование учебного мыслеобраза;
Представьте в этом месте волшебное дерево, внимательно рассмотрите его ствол, ветви, листья. Послушайте, как шумит крона, почувствуйте на своем лице лучик солнышка, который пробился сквозь листья. Обратите внимание, что веточки дерева разной толщины и листочки имеют разный цвет и размер. Представьте что дерево – символ постоянной памяти компьютера. Ствол – символ корневого каталога – диска С, ветви – символы папок, а листья – символы файлов. Похожие друг на друга листочки пусть символизируют файлы одного типа. Файлы называют, указывая их имя и тип, а разделяют имя и тип друг от друга точкой.
Представьте, на ветке листок – конверт. В нём содержится письмо – текст. Файл будет называться письмо.tхt, представьте листок – картинку. Файл будет называться графическим.
Представьте листочек – сундучок с окошком. Он будет символизировать файл – программу. Понаблюдайте, как сундучок открывается, и вы попадаете в окошко – программку, в которой можно, например, сочинить сказку. У такого файла тип ехе. (экзе)
Чтобы найти листок на дереве, надо сначала определить, на какой маленькой веточке он расположен, затем проследить, к какой большой ветке маленькая веточка прикреплена.
Чтобы указать местоположение файла, надо указать сначала название ствола – корневого каталога, затем последовательно указать сначала большую ветку (папку), затем ветки (папки) поменьше, на которых расположен листок (файл).
           2. Чёткое повторение структурированной информации.
А сейчас ещё раз посмотрите на дерево, которое символизирует постоянную память компьютера. Ствол – символ корневого каталога, ветви – символы папок, листочки – символы файлов. Одинаковые листочки символизируют файлы одного типа. Бывают файлы текстовые, графические, звуковые, программные. Чтобы указать местоположение файла надо указать сначала название ствола – корневого каталога, затем последовательно указать большую ветку (папку), затем ветки (папки) поменьше, на которых расположен листок (файл).
Почувствуйте, как ступни ног твердо стоят на земле, почувствуйте, как энергия Земли наполняет ваше тело, мысленно поблагодарите дерево, место в котором вы были, все образы и символы, которые помогли вам так легко запомнить материал, пошевелите пальчиками рук и ног, вдохните, улыбнитесь и возвращайтесь в класс.
Динамическая пауза – давайте, выполним зарядку для глаз. Посмотрите по сторонам, вдаль, в свою тетрадь, потрите виски, поморгайте, нарисуйте в воздухе кистью восьмерку 3 раза, разотрите каждый пальчик – активизируйте свой организм.

             3. Закрепление (фаза активности).
   i.
   1.
1. Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.
- Какое место отдыха представили?
- Как называлось дерево, опишите его.
- Что символизировал ствол, ветви, листья ?
i.
1.
2. Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, нанесение на него учебной информации.
Нарисуйте в рабочих тетрадях контур дерева, нанесите учебный материал.
   i.
  1.
3. Проверка усвоенной информации по рисунку в учебнике или сделанному учителем, творческая работа.
Посмотрите на моё дерево. Скажите, куда я должна поместить надпись - «корневой каталог»? «Папка»? «Файл»?
Сейчас Вы будете работать индивидуально за компьютерами. На рабочем столе найдите файл урок, откройте его. Этот файл – презентация. Щёлкнув левой кнопкой мыши, Вы увидите примерное устройство компьютерной памяти. Щёлкните ещё раз: понаблюдайте, как компьютер нашел файл «таблица.хls». Проследите глазками путь. Попробуйте сами найти файл «hello. exe» . Запишите его местонахождение в тетрадь. Проверьте себя – нажмите левой кнопкой мыши – компьютер покажет вам правильный ответ.

                                Список литературы:

   1. Законы Мира и образование. (Сборник докладов на XVII – XX Международных конференциях по ноосферному образованию) - М, 2006 . - 460 с. ( 80гр.)
   2. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. Воспитательный аспект ноосферного образования. Симферополь: издатель ФЛП Лемешко К.А., 2011. – 168с.
   3. Ноосферное образование в Подмосковье. – М.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2008. – 80с.

Поделиться: