Поиск по сайту

Специфика работы с подростками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, прошедших комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних


Авторcтво: Кубарев Константин Альбертович, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга


     Каждому учителю, социальному педагогу, педагогу-психологу все чаще приходится в своей практике так или иначе иметь дело с детьми с СДВГ. В силу своего состояния, манеры общения и поведения таких обучающихся обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные, они очень активны, подвижны, агрессивны. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны педагогов, так как часто нарушают дисциплину, могут быть склонны к асоциальным формам поведения, неподчинению общественным нормам и законам, и как следствие попадать на рассмотрение их поведения в КДН, ЗП, состоять на учете в ОДН [1,45].
Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа. Особенности профилактической работы с обучающимися с СДВГ обусловлены спецификой проявлений СДВГ у обучающихся разных возрастов. Для профилактики девиантного поведения важно учитывать особенности стратегий совладающего поведения, применяемых детьми с СДВГ для решения трудных жизненных ситуаций.
     В рамках опытно-экспериментальной работы ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга было проведено исследование специфики дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений обучающихся с СДВГ (2018,2019) [8]. Применялись методы фиксированного педагогического наблюдения и психолого-педагогической диагностики. Было определено, что в группе обучающихся 4-5-х классов уровень «неугомонности» меньше, чем у обучающихся 1-3 классов и меньше, чем в среднем по выборке. Таким образом, по наблюдениям педагогов, с возрастом выраженность нетерпеливости, неусидчивости, избегания долговременных усилий (первичных симптомов СДВГ) у обучающихся снижается, однако происходит нарастание вторичных симптомов, проявляющихся в нарушении поведения, влияющего на успешность обучения. Так, у обучающихся 5-х классов заметного уровня выраженности» достигло выраженность качества «асоциальность». Это указывает на то, что неуверенность подростков в одобрении взрослых может выражаться в различных формах негативизма, в том числе в нарушении социальных нормативов. Кроме того, в данной возрастной группе появляется, пока еще слабая выраженность «невротических симптомов», что говорит о том, что нервная система этих детей еще слаба, чтобы справляться с предъявляемой учебной нагрузкой. Поэтому, наряду с созданием условий для успешной адаптации этой категории детей при переходе на другую ступень обучения (из 4-го в 5-й класс) требуется обеспечение помощи в предупреждении закрепления проявлений асоциального поведения в устойчивые качества личности [8]. Анализ показал, что средние результаты показателей «невнимательность» и «импульсивность» у обучающихся 6-7-х классов практически не отличается от нормативных показателей.       В данном возрастном периоде коррекция первичных нарушений, связанных СДВГ должна осуществляться с опорой на формирующуюся личность подростка, формирование мотивации достижения успеха, навыков целеполагания, развитие Я-концепции, снижения эмоционального напряжения. Среди обучающихся 5-7 классов заметного уровня выраженности достигают невротические нарушения, не проявляющие себя в более раннем возрасте. В то же время, они испытывают комплекс тревожных симптомов, связанных с общением со сверстниками и взрослыми. Они беспокоятся о том, принимают ли их взрослые и сверстники, могут из-за этого их избегать или вести себя враждебно. Их тревожность в отношениях с детьми может выражаться в соперничестве и конфликтом поведении неприятии, избегании контактов, подозрительности, враждебности, в некоторых случаях в асоциальном поведении. При этом с возрастом у обучающихся с СДВГ увеличиваются проявления недоверия к новым людям, вещам и ситуациям, тревога по отношению к детям и конфликтность с детьми. Тревожность по отношению к взрослым, напротив, уменьшается. В исследовании установлено, что сильная выраженность симптомокомплекса «неугомонность» прямо связана со снижением произвольной саморегуляции, «зависимостью работоспособности от внешней обстановки, снижением качества и скорости когнитивных процессов при эмоциональной активации. Это характеризует испытуемых с СДВГ как нетерпеливых, ограниченно способных к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления, как избегающих продолжительных усилий.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что личностные («чертологические» по Р. Кеттелу) особенности детей с СДВГ, которые можно рассматривать как locus minoris («слабое звено»), требуют учета в педагогической и психологической работе. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на повышение эмоциональной устойчивости детей 10-14 лет с СДВГ, развитие волевых (регулятивных) качеств, формирование социальной активности, снижение тревожности и фрустрированности с учетом уровня развития его мышления. Для решения данных задач важно знать особенности стратегий совладающего поведения, применяемых детьми с СДВГ для решения трудных жизненных ситуаций.
     Полученные специалистами ЦППМСП результаты исследования позволяют выделить и уточнить содержание дефицитарных функций при СДВГ. В эмоционально-волевой сфере – напряженность, эмоциональная незрелость (обидчивость, плаксивость, лабильность, агрессивность, эмоциональное напряжение), волевая незрелость (импульсивность, неугомонность, низкая произвольность, низкая способность к волевому усилию и преодолению препятствий). В когнитивной сфере – высокая утомляемость, истощаемость в условиях высокой нагрузки и, особенно в интеллектуальной деятельности, низкая произвольность познавательных процессов и деятельности в целом, низкие показатели свойств внимания, снижение объемных характеристик внимания и памяти, нарушение координации оперативной, кратковременной и долговременной памяти. В личностной сфере – обучающиеся с СДВГ более замкнуты, имеют низкую самооценку, импульсивны, склонны к доминированию над другими, неуверенные в ситуации социального взаимодействия, тревожны, обладают плохим контролем над своим поведением, фрустрированы. В поведенческой сфере – враждебны, используют деструктивные, в.ч. связанные с психологической незрелостью, формы социального взаимодействия в виде несоблюдения правил и норм поведения, навязчивости, игнорировании потребностей других людей, повышенной привязанности к кому-либо при гипопртекторском воспитании (особенно со стороны матери), чаще используют копинг-стратегии преодоления трудностей, но выбирают социально неприемлемые стратегии. [8].
     Многих подростков с СДВГ отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам [3,34]. Это состояние, возникает у них через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. Подростку приходится выбирать – учиться жить «как все» или жить «по своим правилам». Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Считается, что подростки с СДВГ при наличии проявлений оппозиционно-вызывающего поведения, имеют высокий риск формирования антисоциального поведения. Зачастую результатом такого поведения являются правонарушения и преступления. Но в этих случаях они, как правило, оказываются ведомыми, подчиняясь воле более сильных по характеру сверстников или лиц старше себя и не задумываясь о возможных последствиях своих действий [3,112].
В своей практике многие педагоги-психологи сталкиваются с непониманием со стороны воспитателей, педагогов и родителей специфических особенностей проявления СДВГ детей, а также особенностей психолого-педагогической коррекции и сопровождения, которые требуются таким детям. Оказание помощи подросткам с СДВГ, антисоциальное поведение которых рассматривалось на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и состоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних УМВД, всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы), работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции. Основная работа по организации и координации этой работы возложена на социальных педагогов образовательных организаций.
     Как правило, родители и многие педагоги в этом случае, не всегда правильно понимают, что происходит с ребенком. Родители и другие члены семьи нередко склонны видеть причину девиантного поведения ребенка в «неправильном воспитании», и поэтому начинают обвинять сами себя и друг друга. Обычно родители не знают, что делать с ребенком, как помочь ему в сложившейся ситуации, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам в семье [5,24]. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка с СДВГ, причинах, имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком. Если психологу удается установить контакт с родителями, обсудить с ними их личные переживания и тревоги, то в большинстве случаев после периода разочарования и подавленности они приходят к пониманию проблемы [2,86]. С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. Родственникам ребенка требуется разъяснить его проблемы. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения. Родителям ребенка, необходимо донести, что улучшение поведения ребенка зависит не только от специалистов, но в значительной мере еще от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему [4,82].
     Безусловно, каждый отдельный случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций. В беседах с родителями важно подчеркивать, что поведенческие нарушения ребенка с СДВГ поддаются коррекции, но процесс занимает длительное время. В каждом отдельном случае необходимо выработать свои приемы. Но существует ряд общих рекомендаций. Педагогам-психологам, работающим с такими детьми, родителям, педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований. В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. они сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми. Необходимо избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку. Общаться необходимо мягко и спокойно [1,149]. Дети с СДВГ восприимчивы как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Желательно разговаривать ровным тоном, не давать им категорических указаний, избегать слов «нет» и «нельзя», так как они могут отреагировать непослушанием, агрессией. Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо быть особенно последовательным. Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными и продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. При выполнении санкций следует быть последовательными. Рекомендуется применять гибкую систему вознаграждений за хоро¬шее и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям, так как ребёнку делают часто замечания и в школе и дома (страдает самооценка) поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные [3,74]. Но похвала неискренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять. Если вы что-то пообещали ребёнку, а он выполнил необходимое, вы обязаны сделать обещанное! Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в по¬стоянном поощрении желательного поведения. У детей с гиперактивностью нередко наблюдается высокий уровень агрессивности, как ответной реакции на негативное воздействие окружающих. В процессе работы с такими детьми нужно раз за разом стимулировать осознание особенностей вспыльчивого поведения, разговаривать о палитре его эмоциональных состояний, стимулировать положительные эмоции с целью переключения с агрессивного состояния на неагрессивное поведение, объяснять, что означает «контролировать» собственную агрессию [3,163].
     В нашей практике был довольно показательный случай. Отклоняющееся поведение у Сергея (имя изменено) отмечалось уже в начальной школе. Ребенок проявлял признаки гиперактивности, все разрушал на своем пути, говорил, что ему никто не нужен, люди его раздражают, все вокруг глупы до безобразия и никто его не понимает. В школе ребенок ни с кем не дружил и даже не пытался наладить контакт, не признавал авторитеты. Сменил 3 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже были довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями не было. Не любил проводить время с семьей, старался закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорил родителям фразы: «я вас ненавижу», «когда мне будет 18 я уйду». В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоял.
     В индивидуальном консультировании с Сергеем была проведена следующая работа: диагностика и структурирование сфер, в которых у ребенка есть сложности, валидация поведения и эмоций ребенка в соответствующем контексте, использование техник активного слушания с целью формирования доверительного контакта и эмоционального отреагирования со стороны ребенка, мягкие последовательные конфронтации в сочетании с поощрением за успехи в поведенческом аспекте, метод поведенческой репетиции в наиболее трудных сферах для ребенка, использования техники жетонов как визуального критерия успехов ребенка.
     В работе с семьей Сергея – развитие психолого-педагогической компетентности родителей и других членов семьи на предмет синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей с конкретной актуализацией симптоматики у их ребенка. Научение новым поведенческим моделям в обращении с ребенком, важности принимающего, доброжелательного и терпимого отношения к особенностям ребенка, необходимости оказывать поддержку ребенку, формировании навыков эмоциональной саморегуляции. Валидация семьи как среды способствующей социальной адаптации и компенсации их ребенка. Валидация - это средство, с помощью которого педагог-психолог помогает развить у пациента чувство эмоциональной безопасности. То есть клиент может верить: «Моя уязвимость здесь безопасна. Я могу доверять этому человеку с моими чувствами. Этот человек хочет знать меня, заботиться обо мне, даже чтобы защитить меня». Валидация является фундаментальным компонентом всех привязанностей. Люди, которые уязвимы, хотят, чтобы их проблемы были решены, но они также ищут безопасности и понимания. [9].
     Групповые психолого-педагогические занятия Сергей посещал в ЦППМСП Выборгского района в рамках дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Программа направлена на тренинг навыков межличностной коммуникации, поддержания эффективных отношений, создания и повышения самоуважения ребенка, навыков перенесения дистресса, контроля гнева, повышения осознанности к своим эмоциональным переживаниям, формирования навыков эмоциональной регуляции в социальных ситуациях, в отношениях с коллективом и с семьей.
Семейная, индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа, в этом конкретном случае, была направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, повышения заниженной самооценки, оппозиционного поведения, агрессивности на развитие навыков общения, социального взаимодействия.
Вышеперечисленные меры дали свои положительные результаты, Сергей снят с профилактического учета в ОДН, его отношение к себе и окружающим изменилось, снизился уровень агрессии, повысилась самооценка, отношения в семье наладились. Сейчас Сергею 13 лет, он посещает занятия по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программе для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Родители Сергея работают с психологом Центра в рамках семейного консультирования.
Главным результатом работы специалистов Центра и школы стало создание условий для комплексной психолого-педагогической поддержки Сергея и его семьи способствующей социальной адаптации и психоэмоциональной устойчивости Сергея.
     Таким образом анализ результатов практической работы и результатов исследований ЦППМСП Выборгского района в рамках опытно-экспериментальной работы показывают необходимость использования комлексного психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ, состоящих на учете ОДН и их семей на основе социального партнерства семьи, школы, ЦППМСП в рамках межведомственного взаимодействия. Данное сопровождение должно быть направлено на преодоление дефицитарных функций детей с СДВГ, коррекцию психоэмоционального состояния, поведенческих расстройств, а также повышение психолого-педагогической компетенции членов семей.

                                                                 Литературные источники:

  1. Грей Д. Дети – с небес / Д. Грей - Москва: Книжное издательство «София», 2014. – 352 ст.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: книга вопросов и ответов / Ю.Б. Гиппенрейтер – Москва: АСТ, 2017. – 192 ст.
  3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно / Л.В. Петрановская – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 142 ст.
  4. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям / Д. Бек – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 416 ст.
  5. Варга А.Я. Введение в семейную психотерапию / А.Я. Варга – Москва: «Когито-центр», 2012. – 182 ст.
  6. Вантеева Е. В. Контроль поведения как ресурсная основа в трудной жизненной ситуации / Е. В. Вантеева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - № 6 А. - С. 56 – 64.
  7. Хазова С. А. Интеллект как ментальный ресурс субъекта / С. А. Хазова // Ананьевские чтения сборник материалов международной научной конференции 2015 г.
  8. Цыганкова Н.И., Цветков В.В., Воробей А.А., Попова А.В., Пырьев Е.А. Аналитическая справка. Особенности дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений обучающихся с СДВГ как мишени психолого-педагогической коррекции в образовательном процессе. 2019 г. https://цппмспвыборгский.рф/doc/Аналитическая%20справка%20«Особенности%20дефицитарных.pdf
  9. Федоров А.В. Терапия эмоциональных схем. (Валидация) https://www.b17.ru/article/139502/

Поделиться: