Поиск по сайту

Методическая разработка урока "Культура СССР в 1920-1930х г.г."


Авторcтво: Кулярский Даниил Дмитриевич, учитель истории и ОДНКНР ГБОУ средней школы №124 Выборгского района Санкт-Петербурга


            Методическая разработка урока «Культура СССР в 1920-1930х г.г.»

   Тип урока: Игровой
   Цель урока: Познакомить учащихся с основными явлениями и направлениями в культуре СССР 1920х-1930х гг.
   Задачи:
Предметные: 1) Актуализировать знания учащихся об особенностях культуры и литературы, в частности: о главных писателях, поэтах и литературных произведениях.
2) Познакомить учащихся с изменениями в архитектуре – новыми архитектурными стилями, рассмотреть влияние эпохи на архитектуру.
3) Выявить новшества и особенности советской школы, роли образования в развитии культуры.
4) Выяснить, какую роль играла карикатура в общественной жизни.
Метапредметные:
Формирование умения сравнительного анализа исторического источника: проводить поиск информации в источнике, устанавливать, что дает данный источник для характеристики событий, явлений. Сопоставлять информацию из различных источников, выявляя совпадения и различия.
Создать условия для формирования умения анализировать иллюстративные источники, «считывать информацию» с изображения архитектурного объекта, фотографий, карикатур.
Формирование оценочных умений - высказывать и аргументировать свою оценку событий.
Личностные:
Формирование коммуникативных умений, при помощи взаимодействия в команде, группе.
Создание условий для формирования познавательного интереса к изучению истории и культуры.
Создание условий для реализации творческого потенциала
Планируемые результаты: умение анализировать информацию из исторических источников – текстов, памятников архитектуры, иллюстраций, карикатур.
Оборудование: Компьютер, проектор, бумага, цветные карандаши, задания к каждой станции.
Средства обучения: Иллюстрации: Дом купцов Елисеевых, дом политкаторжан, здание Мгу. Законы и обычаи юных пионеров.

Модуль

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный модуль

Погружение в игру… Правила: играем по станциям, на прохождение одной станции отводится 8 минут. На каждой станции вы можете набрать до 10 баллов. Команда, к концу игры набравшая наибольшее кол-во баллов побеждает.

Рассаживаются на 4 группы

Игра

Станция №1 Карикатура – это жанр изобразительного искусства, который в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества строителей социализма, высмеивая тунеядство, пьянство, прогулы и тому подобное. Но наравне с официальной карикатурой всегда существовала подпольная, высмеивающая властные структуры, что не могла делать официальная.

 

Представьте, что издание газеты «Крокодил», попросило вас издать карикатуры на следующие темы: 1) Тов. Ленин очищает землю от нечисти;

2) Религия – яд. Береги ребят;

3) Неграмотный тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья.

Опираясь на памятку выше, попробуйте изобразить карикатуры.

 

Станция №2 В сфере культуры с начала 1930-х гг. власти проводили политику жесткой регламентации и усиления государственного надзора. Постановлением ЦК компартии (апрель 1932г.) « О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место вскоре заняли подконтрольные правительству творческие союзы интеллигенции: Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз писателей и Союз художников.

В стране огромными тиражами публиковались произведения М. Горького, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, А.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака и др. Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Подвергались гонениям и замалчивались творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама.

Задание: 1) Предположите, как гонения на вышеперечисленных литераторов, повлияли на их творчество?

2) На обратной странице представлены цитаты из самых известных произведений советских писателей и поэтов 1920-30х годов. Сопоставьте цитату и автора.

 

1)                 М.А. Булгаков

А) «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем,напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

2)      С.А. Есенин

Б) «Ты! Сей руки своей лишусь, —
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!»

3)      Марина Цветаева

В) «А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»

4) Владимир Маяковский

Г) «До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.»

5) А.П. Гайдар

Д) «Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!»

 

6) А.П. Платонов

Е) «Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

7) Максим Горький

Ж) «Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг».

 

8) М.А. Шолохов

З) «Бесшумно соскакивали ребята с чердака и через дыры в заборах, а то и прямо через заборы разбегались по домам в разные стороны»

 

И) «Удивительно! Как только в бой, так у вас открываются старые раны»

 

К) «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...»

 

Л) «Всё равно истины нет на свете или, быть может, она и была в каком-нибудь растении или в героической твари, но шёл дорожный нищий и съел то растение или растоптал гнетущуюся низом тварь, а сам умер затем в осеннем овраге, и тело его выдул ветер в ничто»

 

Станция №3 Вспоминая о начале градостроительства, и рассматривая прошедшие века вплоть до наших дней, ясно видишь то немалое разнообразие архитектуры, что практически всегда отображало своим стилем эпоху современников...

И разумеется, что современная архитектура тоже является "зеркалом эпохи", её небоскрёбы с гладкими зеркальными стенами, скоростные эстакады, напичканные электроникой стены, крыши и т.д. чётко указывают направление архитектуры эпохи индустриализации...

Задание: Перед вами 3 архитектурных объекта. Дом политкаторжан на Петровской набережной, дом купцов Елисеевых, здание МГУ. Они построены в разное время. Один из объектов в начале ХХ века, другой в 20-30-е гг., третий в послевоенный период. Используя памятку ниже, проанализируйте каждый объект(письменно).

Памятка: 1) Название, место нахождения, время постройки;

2) Определите назначение сооружения (Образовательное, культовое, гражданское);

3) Опишите объект: а) Определите его форму (круглый, прямой и т.п.);

Б) Архитектурные элементы и декоративное убранство (если есть);

4) Определите архитектурный стиль;

5) Установите, какую историческую информацию несет объект( о быте, о эстетических идеалах людей и т.п.).

Подсказка: Архитектурные стили: 1) Сталинский ампир – сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность;

2) Конструктивизм – характеризуется строгостью, лаконичностью, геометризмом и монолитностью внешнего облика;

3) Модерн – отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Стремление к созданию одновременно и эстетически красивых и функциональных зданий.

 

СТАНЦИЯ №4 Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

Пионер готовится стать комсомольцем

Пионер равняется на героев борьбы и труда

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества

Пионер - лучший в учебе, труде и спорте

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду

Пионер - товарищ и вожатый младших

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран

     

1)      Как вы думаете, с какой целью создавалась такая организация?

2)      Какие детские организации существуют сегодня? Есть нечто подобное пионерской организации?

3)      Попробуйте составить законы для современного школьника. Они соблюдаются?

4)      Возможно ли сегодня создание пионерской организации?

5)      Назовите основные атрибуты пионера в СССР.

 

СТАНЦИЯ №5 Пока жюри подсчитывает результаты, командам предлагают выполнить следующее задание: Составить четверостишье, используя следующие слова

Революция, гонения, Сталин, Ленин

 

 

Станция№1. Эталона нет Оценивается оригинальность и креативность в рисунке.

Исторически верно должны быть отображены возможные лозунги, так, например: «Долой безграмотность!»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция№2

Ответ на 1 задание: В качестве примера можно взять Есенина. Во многом из-за гонений покончил с собой. В этот период пишет одни из своих самых мрачных стихотворений(«Черный человек»).

Ответы на 2 задание:1-А,Е; 2-Г,Ж; 3-Б; 4-В,Д; 5-З; 6-Л; 7-К; 8-И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция №3 Ответы: 1) Дом купцов Елисеевых на Невском проспекте, нач 20 века, торгово-развлекательное, естественные линии здания, большие окна, украшен различными скульптурами. модерн;

2) Дом политкаторжан на Петровской набережной 30е гг, гражданское, длинный, прямой конструктивизм;

3) Мгу на Воробьевых горах в Москве, построен после войны, образовательное, сталинский ампир.

 

СТАНЦИЯ №4

1)Воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма; 2) Скаутское движение; 3) Не ругаться, уважать старших, приходить во время, прилично одеваться и т.д. 4) Да/почему, нет/почему; 5)Знамя, флаг, галстук, пионерский значок.

 

Подведение итогов

Всем спасибо за работу, вы здорово потрудились. По итогам нашего культурного соревнования победу одержала команда номер…

Итог урока! Каковы были особенности культуры – вопрос детям…объединяют в ответе все, что они узнали

 



Поделиться: