Поиск по сайту

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки.


Авторcтво: Кудряшкина Ольга Михайловна, инструктор по физической культуре ГБДОУ - ЦРР №129 Выборгского района Санкт-Петербурга


          Более 80% современной популяции детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют различные нарушения осанки. По сравнению с шестидесятыми годами прошлого столетия число детей, имеющих те или иные особенности осанки, увеличилось в три раза. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики, устранения нарушений осанки и достигнутые результаты, до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы для последующих исследований.
Таким образом, проблема нарушения осанки у детей дошкольного возраста является актуальной, что и определило выбор темы данной работы.
         Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с нарушением осанки
         Предмет исследования – психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки.
         Цель исследовательской работы состояла в выявлении психологических особенностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки.
         В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что нарушение осанки оказывает влияние на психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста в следующих областях:
Волевая регуляция (более низкие уровни по сравнению с детьми без нарушений осанки).
Эмоциональная сфера: амбивалентность и инверсия эмоций, с предпочтением (актуализацией) негативных и отвержением позитивных эмоций.
Предпочтение интроактивных видов деятельности, отвержение экстрактивных.
          В исследовании принимали участие 30 человек детей 6-7 летнего возраста, с нарушением осанки во фронтальной плоскости и без нарушения осанки.
   1 группа (7 мальчиков и 8 девочек) – дети с нарушением осанки;
   2 группа (9 мальчиков и 6 девочек) дети без нарушения осанки.
Для решения задач исследовательской работы применялись следующие методики:
   1. «Методика «Оценка статического равновесия»» (автор методики Н.А.Ноткина) [4,5,12].
   2. «Методика «Домики»» (Автор методики О.А.Орехова) [5].
   3. «Методика «Графический диктант»» (автор методики Д.Б.Эльконин) [5]
 1. Исследуя статическое равновесие по методике Ноткиной, выяснилось, что дети из группы без нарушения осанки, по сравнению с детьми с нарушением осанки, имеют достоверно более высокий показатель статического равновесия, что, вероятно, связано с неравномерностью мышечного тонуса.
 2. Следующая.применяемая нами методика «Домики» выявила, что у детей с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки, отмечается достоверно более низкие показатели эмоций справедливости, дружбы, доброты и восхищения. У детей с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки отмечается достоверно более высокие показатели по всему блоку негативных эмоциональных отношений: горя, обиды, ссоры, злобы и скуки. То есть дети с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки, чаще сталкиваются с негативными эмоциями в межличностных отношениях и по отношению к себе.
Так же исследование по методике «Домики» выявило, что для детей с нарушением осанки характерно достоверное предпочтение интроактивных видов деятельности и отвержение экстрактивных. У детей с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки отмечается достоверно более низкие показатели практически по всем видам деятельности (наше ОУ, рисуем, танцуем, поем, играем, наблюдаем природу, музей,) и достоверно более высокие показатели по экстрактивному виду деятельности «читаем».
        Корреляционный анализ позволил выявить, что у детей с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки, отмечается большее число компонентов в корреляционной плеяде и большее количество связей между показателями, чем в корреляционной плеяде у детей без нарушения осанки. То есть для детей без нарушения осанки характерна дифференцированная в соответствии с возрастной нормой эмоциональная сфера, отличаемая ярко выраженным предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций. Для детей с нарушением осанки характерна эмоциональная сфера с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций, а их эмоциональная сфера проявляется в предпочтении (актуализации) негативных и отвержении позитивных эмоций.
 3. Исследуя волевую регуляцию по методике «Графический диктант» выяснилось, что дети с нарушением осанки, по сравнению с детьми без нарушения осанки, имеют достоверно более низкие показатели волевой регуляции, таких качеств как сознательный контроль над своими действиями, умение преодолевать трудности, прогнозировать свое поведение.
 4. Результаты исследования свидетельствуют о существенном влиянии нарушений осанки на равновесие детей, их волевую регуляцию, личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации. Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста, основанные на результатах данного исследования, позволят эффективно доказать важность коррекции нарушений осанки методами лечебной физической культуры.
Это хорошо согласуется с выдвинутой гипотезой исследования.
По результатам исследования мною была создана дополнительная образовательная программа комплексной направленности для детей дошкольного возраста «Игровая гимнастика с элементами ЛФК», которая была успешно апробирована на базе ГБДОУ № 129 Выборгского района.

                  Литература.

   - Аганянц Е.К., Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. Краснодар 1995.
   - Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника //Гигиена и санитария, 2009. - №9. - С. 13-16.
   - Арсян А.Б. К вопросу о физическом состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ереван, 2010
   - Баландин В.А. Сравнительная характеристика динамики и показателей физической подготовленности и морфологических особенностей детей 6-7 лет // сборник научно-методических трудов НИИ КГАФК, 2007.
   - Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
   - Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М: Просвещение, 2010 - 128 с.
   - Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М: ПО"Сфера" ВГФ им. Пушкина, 1992.- 89с.
   - Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков /по материалам продольных соматометрических исследований: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук, - М., 1984. - 36 с.
   - Жданкина Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста/ Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
   - Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников/ И.Д. Ловейко // Пособие для учителей и школьных врачей. – М., 1990.
   - Пагосян И.А. Ранняя диагностика и коррекция функциональных нарушений опорно-двигательной системы у детей с врожденно-челюстной лицевой патологией / И.А. Пагосян. – Екатеринбург, 2008.
   - Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - М.: Медицина, 2006. -240 с.
   - Фомин И.А. Филин В.Т. Возрастные основы физического воспитания . - М.: ФиС., 2008- 32с.
   - Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки/ Е.И. Янкелевич. – М., 2009.

Поделиться: