Поиск по сайту

К проблеме обучаемости младших школьников


Авторcтво: Сергеева Ксения Андреевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №92 Санкт-Петербурга


       Обучаемость – это интегрированный показатель, компонентами которого выступают способности обучаемых к овладению конкретными знаниями, умениями, темпы обучения, «удельный показатель усвоения», «внутренняя сопротивляемость обучению» и некоторые другие.
       Характеризуя условия и показатели умственного развития. необходимо отметить, что в их число в качестве необходимого, существенного компонента входит обучаемость детей. Основу этого понятия составляют выделенные отечественным психологом Л.С. Выготским два уровня мыслительной деятельности: актуальный, наличный уровень – зона актуального развития – и зона ближайшего развития. Этим определяется разница между тем, что ребенок может делать самостоятельно, то есть актуальный уровень развития, и тем, что он может делать с помощью взрослого, то есть зона ближайшего развития. По утверждению Л.С. Выготского, зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития, чем актуальный уровень. Обучение оказывается возможным и наиболее плодотворным тогда, когда оно совершается в пределах зоны ближайшего развития.
       В последнее время в психологии появилось большое число исследований, направленных на раскрытие понятия обучаемости и ее структуры, на выявление потенциальных возможностей школьников. Эти работы касаются общих психологических проблем обучения школьников. К ним относятся и исследования, направленные на диагностику умственного развития обучающихся. Все эти работы объединяет основной принцип, сформулированный Т.А. Власовой, о том, что обучаемость может служить педагогическим критерием определения уровня умственного развития и не противоречит клиническому методу диагностики. Таким, образом, обучаемость, включающая восприимчивость к помощи и раскрывающая скрытые, потенциальные возможности обучающихся, выступает в качестве основного, ведущего показателя умственного развития.
       Обучаемость рассматривается как общая «восприимчивость к знаниям», как «восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности». Уточняя и расширяя понятие обучаемости, Т.В. Егорова указывает, что имеется в виду совокупность достаточно устойчивых и широко проявляющихся особенностей познавательной деятельности ребенка, обусловливающих успешность усвоения знаний, наличие у обучающихся различных уровней усвоения в объективно одинаковых условиях.
       З. И. Калмыкова под обучаемостью понимает: «… совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». Видите, как много здесь оговорок: если есть необходимые условия, если есть какой-то минимум знаний, если есть мотивация и т.д. А в конечном итоге – все сводится к интеллектуальным свойствам. Если так много параметров для определения обучаемости, то – опять же – мы сталкиваемся с тем, что этот феномен принимается как данность и ничего с ним уже не поделаешь.
       А.К. Маркова определяет обучаемость также посредством терминов, обозначающих интеллектуальную деятельность, т.е. как «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития».
      Таким образом, обучаемость основывается не только на интеллектуальных показателях, но и на показателях личностных: организованность, лояльность, исполнительность, инициативность, ответственность, мотивированность и др. Важно понять, что обучаемость – это феномен массового образования, поскольку при индивидуальном обучении любого здорового учащегося можно обучить чему угодно. Обучаемость это – проблема соответствия индивидуальных особенностей учащегося предлагаемым стилю, темпу, требованиям, методам и формам обучения. Зная субъективную картину обучаемости, у нас появляется шанс повысить качество предлагаемых образовательных услуг.
      Для получения достаточно полной картины уровня обучаемости ребенка мало определить только на какие отметки он учится, важно еще проверить на сколько у него сформированы все компоненты обучаемости:
               1. Скорость и прочность обучения – это показатель того на сколько быстро обучающийся может усваивать материал и на сколько долго он может удерживать его в своей голове и пользоваться им в нужной ситуации.
               2. Тщательность и добросовестность – это показатель того на сколько тщательно (полно, хорошо), аккуратно обучающийся выполняет задания и проявляет свою индивидуальность при его выполнении.
               3. Мотивация к учебной деятельности – это показатель того на сколько обучающийся заинтересован в своем обучении и осознает для чего она ему необходима.
               4. Регуляция учебной деятельности – это показатель того на сколько обучающийся умеет планировать свою деятельность и не нуждается в контроле над её выполнением.
               5. Когнитивная организация – это показатель того, что ребенок не только может увидеть в себе недостатки и исправить их, но и, что он способен проанализировать трудный теоретический материал, проанализировать его и осознать.
               6. Общая самооценка обучаемости – это показатель того, насколько обучающийся удовлетворен своей учебой в школе.
В младшем школьном возрасте данные компоненты только начинают развиваться. Ребенок переходит на новый этап школьного образования, а значит у него появляется новый вид деятельности. Школа сейчас предъявляет к обучающимся определенные требования и оценивает насколько ученик им соответствует. Ребенок должен уметь работать с информацией, запоминать её, анализировать, выделять главное, преобразовывать и использовать её на практике, а значит формируются такие компоненты как скорость и прочность обучения, когнитивная организация. Обучающийся должен понимать, для чего ему нужно обучение, для чего он посещает школу, как правильно распланировать свое время, а значит развивается мотивация к учебной деятельности, регуляция учебной деятельности, тщательность и добросовестность. Так же младший школьник только начинает себя оценивать, что ведет к формированию адекватного мнения о себе, а значит формируется общая самооценка обучаемости как представление обучающегося о способности успешно учиться.
         Таким образом, обучаемость – это многокомпонентный процесс, который включает в себя такие составляющие, как скорость и прочность обучения, тщательность и добросовестность, мотивация к учебной деятельности, регуляция учебной деятельности, когнитивная организация и общая самооценка обучаемости. От их развития зависит результат - продуктивность учебной деятельности.

                         Список используемой литературы:

 1. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженным уровнем обучаемости. - Москва: «Просвещение», 2015, 14 с.

Поделиться: