Поиск по сайту

Культуротворческие технологии духовно-нравственного воспитания в контексте диалога культур


Авторcтво: Юрина Марина Геннадьевна, заместитель директора по ВР, Сергеева Екатерина Николаевна, педагог – организатор ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


            Культуротворческая модель школы укореняет в сознании молодого поколения священные понятия, определяющие духовную жизнь нации: семья, родной язык, Родина, природа, вера, духовная культура, национальные традиции. В результате реализации культуротворческой модели создается культуротворческая среда, отличающаяся направленностью на продуктивное творчество:
  *творчество духовно-нравственное (принятие духовно-нравственных представлений, духовно-культурных идеалов, приобретение духовно-нравственного, интеллектуального, трудового опыта);
  *творчество познавательное в освоении наук и искусства, культурного опыта своей страны и человечества (готовность учащихся открывать мир на основе самостоятельного поиска);
  *творчество художественное;
  *творчество коммуникативное.
Следовательно, культуротворческая образовательная среда способствует развитию самосознания человека и понимания себя как творца собственной жизни, стимулирует самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения.
            Культуротворческих технологий, благодаря которым учащиеся осваивают и создают духовно-нравственные ценности, много. Остановимся на некоторых из них.
Технология культуротворческих ситуаций - технология конструирования учебно-воспитательных ситуаций, стимулирующих творческую активность, самостоятельность и креативность на основе диалога «учитель - ученик, ученик-учитель, ученик-ученик», развивающих целостное восприятие мира.
На основе данной технологии, например, организуются заседания клуба журналистов. Для полноценного ориентирования в современном мире учащимся необходимо успешно разбираться в культуротворческом потенциале событийных коммуникаций (информация о событиях как технология формирования национальной идентичности, как технология продвижения социально значимых и актуальных идей, как технология продвижения объектов культуры (Дня духовного здоровья, Дня музеев, Дня посвящения в лицеисты, фестивалей, конкурсов чтецов, музыкальных)
            Исследовательские технологии, стимулирующие активную творческую познавательную деятельность учащихся. 96 % обучающихся по ФГОС классных коллективов (2-7классы) участвовали в разработке учебных исследовательских работ. Охват научно-исследовательской деятельностью среди учащихся 8-11 классов составил 14%. В 2019г. победители и призеры лицейских научно-практических конференций представили свои исследования на 5 районных, 3 городских, 2 межрегиональных, 2 всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. В сборнике Всероссийских ученических чтений «Конференция победиртелей»-12019 опубликованы 2 научно-исследовательские работы (руководители Е.В.Холина и О.М.Цвигун). Анастасия Черных (11 класс) - победитель, объявленного президентом, Всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее», Евгения Андросова (11 ен класс) - победитель Всероссийского турнира юных биологов в г. Москва, участница образовательного центра «Сириус»; Лев Свирид (11фм класс) – победитель и призер всероссийских конкурсов по робототехнике и инженерным технологиям, участник образовательного центра «Сириус.
Музейное культуротворчество - технология, позволяющая значительно расширить диапазон культуротворчества развивающегося человека – учащегося (школьный музей «Звёздный мемориал» как коммуникативная система. музейное пространство как объект интеракцилизаци, музейный предмет как объект культурного наследия).
Кросскультурная технология - это способ освоения культурных ценностей «прошлого» или культурных ценностей другого народа или другой страны в активных формах, то есть во взаимодействии, в процессе активной творческой деятельности на уроках («Что мы знаем о народах России», «Образ художественной культуры древней Японии») и внеурочных занятиях (праздник «Масленица», «О чем поведала оливковая ветвь?») на основе межпредметной и полидеятельностной интеграции. При этом достигается цель: другую культуру сделать своей, воспитать интерес и уважение к истокам своей национальной культуры и культурам разных народов и стран. В процессе интерактивного погружения в прошлое русской культуры (в традиции и обычаи русской старины, фольклор) воспитывается национальное самосознание и патриотизм, а при изучении культуры иноязычной – ценность толерантности.
На основе данной технологии был организован Фестиваль детского творчества «Путешествие с Новым годом» для погружения в культуру новогоднего праздника разных стран. Каждый класс в творческой форме представлял, как празднуется Новый год в различных странах.
             На основе технологии диалога культур осуществляется переход от идеи образованного человека к идее человека культуры. Аспекты образовательного процесса – общение, партнерство, сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, которые в пространстве диалога осваивают определенные позиции, роли. Технология диалога культур в образовании чаще всего используется с воспитательной целью – сформировать толерантность в межэтнических отношениях, отношениях среди подростков, к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Культуру общения, сотрудничества, взаимодействия в диалоге осваивают участники команды добровольцев «Добрые сердца».
Художественно-творческие технологии (студия. клуб), тесно связанные с технологией диалога культур, кросскультурной технологией.
Активно и успешно организуется деятельность хоровой студии «Парус», при которой действует детско-родительский клуб «Музыкальный театр». Её участниками поставлен новогодний музыкальный спектакль «В лесу родилась елочка». Дети познакомились с традициями празднования Нового года в разных странах.
В рамках художественно-творческих технологий осуществляется театральная деятельность (театральная студия «Премьера»), которая развивает, формирует и воспитывает школьника как личность. Важно отметить, что театр – это искусство синтетическое, но воздействует на детей целым комплексом художественных средств: художественное слово; наглядный образ; декоративное оформление; музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода. Театрализованная деятельность способствует: формированию нравственной модели поведения в современном обществе; обогащению культурной жизни школьника, приобщению к духовным ценностям; знакомству ученика с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа; совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев. Театр, таким образом, становится средством духовно-нравственного воспитания школьников. С помощью театра у детей формируется опыт социальных навыков поведения. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу, познает мир не только умом, но и сердцем. Благодаря, театрализованной деятельности, можно говорить с детьми о сложных вещах простым и понятным для них языком. Например, у нас в репертуаре есть спектакль на тему толерантности «Я готов целовать песок», в котором показаны сложные взаимоотношения подростков. В спектакле изображается ситуация, в которой компания подростков издевается над скромной девочкой, «серой мышкой». Но в финале один из главных героев понимает, что эта скромная девочка - очень интересный человек. Как мы знаем, разговоры на тему толерантности не всегда понятны учащимся. А данный спектакль в образной форме дает возможность подросткам посмотреть на себя со стороны, сделать определенные выводы о своем поведении.
            Театрализованная деятельность также способствует знакомству учащихся с культурой народов нашей многонациональной страны в доступной форме. Младшим школьникам предлагается знакомиться с русскими народными сказками, разыгрывая их сюжеты с помощью кукол. Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Мы с детьми обсуждаем каждого персонажа, даем ему характеристику, что помогает детям точнее передать образ героя. Благодаря игре в сказки, ее основная мысль входит в душу ребенка навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение (показываются куклы).
Со старшими школьниками мы осуществили постановку в жанре агитбригад на тему «Многонациональная Россия». В этом проекте ребята не только были актёрами, но и занимались исследовательской деятельностью на этапе подготовки, шили элементы костюмов, разучивали танцы. Наша агитбригада заняла 1 место в районном конкурсе агитбригад «Голос нового поколения». Последняя наша работа – это постановка театрализованного обряда удмуртского народа. В этом проекте дети также шили костюмы, разучивали танцы, язык, национальные традиции.
Театральная деятельность помогает преодолеть такие страхи, как: неуверенность в себе, застенчивость и робость. Театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а также сформирует стремление быть по жизни добрым, отзывчивым и прекрасным человеком.
            Итоги культуротворческой деятельности учащихся подводятся в форме торжественной церемонии – галереи «Достояние года». В прошлом учебном году номинировано 58% учащихся, что свидетельствует о принятии ценности знаний, интеллектуального труда, способов творческой деятельности. В олимпиадах, конкурсах районного, городского и международного уровней участвовали 51 % учащихся лицея, культурологических событиях - 78 %.
Кружковые занятия в лицее посещали в среднем 332 чел., 36% учащихся. Охват учащихся дополнительным образованием составил 57% учащихся. Продукты деятельности в кружках, творческих коллективах, секциях отразились в успешной творческой внеучебной деятельности: 156 обучающихся стали победителями и призерами в районных городских, региональных, всероссийских, международных творческих конкурсах, фестивалях и соревнованиях.
            Анализ продуктов культуротворческой деятельности (проектно-исследовательских и творческих работ, образовательные результаты) подтверждает достаточный уровень культурного кругозора, уважения к национально-культурным ценностям.

                 Литература

   1. Сборник материалов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств.- Красноярск, Сибирский федеральный университет, 15-25 апреля 2016г.
   2. Суркова Л.В. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами культуротворческих технологий социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук.-Тамбов, 2009.
   3. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности-М., МГУК, 1995.
   4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.

Поделиться: