Поиск по сайту

Образование и здоровье


Авторcтво: Шапиро К.В.


Директор ГОУ НМЦ Выборгского района, к.п.н.
Шапиро К. В.


Отзвенели первые звонки в новом учебном году, отшумел День Знаний, школьники сели за парты. Что наши дети освоят и узнают за этот учебный год, как проживут его, какими встретят следующий сентябрь? Эти очень важные вопросы касаются и всех нас. Давайте подсчитаем. Школьники – это почти четверть населения страны. Приплюсуйте сюда их пап и мам, бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек, братьев и сестер – и получится, что задача сохранения здоровья и тяги к знаниям у подрастающего поколения касается всей нации. Теперь осталось понять, КАК решить эту задачу. Действительно, как?

На родителей обрушиваются тысячи рекомендаций общего характера, информация разноречивого толка потоком льется из всевозможных источников, а вопросов у мам и пап не становится меньше. Как чувствует себя мой ребенок в школе? Справляется ли ребенок с учебой или он получает сильные перегрузки? Возможно, надо его как-то разгружать? А что это значит? Умудренные опытом бабушки тихо напоминают, что совсем недавно школьники учились и по субботам, и даже 1 сентября был простой учебный день, и условия для учебы были куда хуже. Но, все-таки, какое умное и замечательно поколение выросло. Да и недогруз не менее опасен, чем перегруз. Бабушки знают, что недозагруженный ум ребенка найдет, чем ему заняться. И совсем не факт, что это будет полезное занятие, тем более в подростковый период.

Вот и выходит, что негде в этом полноводном потоке информации бедному родителю взять индивидуальные рекомендации для своего ребенка, те самые, которые касаются только его чада.

В отношении знаний – тут все ясно – тесты, контрольные, диктанты и постоянное отслеживание того, что усвоено, а что пролетело мимо непоседы. Баллы, очки и оценки полностью осуществляют мониторинг знаний ученика. А вот как дела со здоровьем?

Великий педагог Сухомлинский в своей книге «О воспитании» писал: « Опыт убедил нас, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Получается, что в системе баллов и оценок за успеваемость в нашей системе образования не хватает баллов здоровья. Причем эти баллы и оценки должны быть объективными и выставляться так же быстро, как на уроке, т.е. оценка здоровья должна быть оперативной и понятной, как оценки учителя. Говоря научным языком, просто необходимо осуществлять саногенетический (здоровьесберегающий) мониторинг. А уже после такого мониторинга можно сформировать индивидуальные рекомендации, корректирующие выявленные отклонения в состоянии здоровья каждого ученика. «Что-то у Ванечки-Танечки-Коленьки здоровье стало на троечку, надо поговорить с родителями и дать им схему корректирующих мероприятий, которые подойдут только их ребенку и именно сейчас, чтобы помочь вернуть ребенка в норму». И после этого родителям будет понятно направление, в котором необходимо реально работать с ребенком. Ведь помогать школьнику - это значит не только растолковывать усталому ребенку арифметику по вечерам, но и проводить с ним индивидуальный комплекс упражнений, обеспечить ему режим жизни, после которых этот ребенок просто будет меньше уставать и станет просто более любознательным, как все здоровые дети. Улучшается здоровье – улучшаются учебные показатели. Улучшаются показатели – довольны все: педагоги, родители, ученики.

Радует то, что в нашей стране уже созданы приборы и экспресс-система оценки состояния здоровья, которые с успехом применяются в школах. Разработана система баллов, которая отражает фактическое состояние ученика на данный момент. Саногенетический мониторинг здоровья школьников уже работает в 108 школах Москвы и Московской области. Для школьников выпущен красочный Паспорт здоровья. Он не дублирует природоведение, ОБЖ или иные школьные предметы. Заполняя его самостоятельно или вместе с родителями, педагогом, ребенок учится грамотно следить за собой, своим здоровьем. Туда же вносятся данные саногенетического мониторинга вместе с рекомендациями родителям и педагогам. Налицо объединение как минимум трех движущих сил – педагога, медицинского работника и родителей. Ранее они не имели общей базы для совместных усилий. Теперь эта база создана.

Умудренный опытом читатель спросит, раз так все замечательно, где же «НО», где же «подводные камни»?

Конечно, «НО» есть. Это большой и привычный «подводный камень» для внедрения всего нового: отсутствие достаточных ресурсов. Приборы разработаны, система апробирована и работает в школах, результаты радуют. Но знают ли об этих достижениях директора российских школ? Готовы ли они купить необходимые приборы и потратить финансы на внедрение здоровьсберегающих мер в своей школе? Может, они лучше купят несколько компьютеров или сделают небольшой ремонт? Ведь данный путь улучшения учебного процесса более простой, привычный и накатанный. Образование или здоровье? Методика мониторингов здоровья школьников знает ответ на этот вопрос. И образование, и здоровье.


Поделиться: