Поиск по сайту

Нетрадиционный подход к формированию устойчивого интереса к профессии


Авторcтво: Коновалова Наталия Валерьевна, преподаватель высшей категории, к.х.н. ГПОАУ ЯО "Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н. П. Пастухова"


          Научные детские рассказы позволяют не только упростить преподаваемые дисциплины, модули, но и позволяют вовлечь в учебный процесс студентов, которые помимо учебного процесса основное свое время тратят на свое хобби: пишут стихи, песни, рассказы. Единение педагога с ребятами при построении меж предметных связей позволяет добиться желаемых результатов в учебе. Поднимается и самооценка ученика! Формируется устойчивый интерес к профессии. Повышается стопроцентно успеваемость.

          К настоящему времени существует проблема обучения по программе СПО специальности 19.02.01 «Биохимическое производство» некоторых ребят, которые являются творчески развитыми (пишут стихи, песни и т.д.) и не проявляют должного интереса к профессии, соответствующим модулям и дисциплинам. Поэтому необходимо организовать внеклассные мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся через «научные рассказы». Одним из методов реализации является нетрадиционный «Творческий научный рассказ».
Ниже представлены рассказы, которые были самостоятельно написаны мной в соответствие с основными модулями («Технология производства биохимических препаратов» и «Оператор выращивания дрожжей») специальности 19.02.01. Ребятам представляется возможность написать хотя бы один рассказ, дополняющий каждый из данного списка.

                 Рассказ первый из модуля «Технология производства биохимических препаратов»
                             
                                                      Как зверята земляничные таблетки получали

            Ежик подбежал к лисенку и сказал: «Давай дружить!»
Лисенок хохоча ответил ежику: «А зачем мне с тобой дружить? Твоя дружба будет меня колоть!»
Ежик подумал про себя: «Как же мне с ним подружиться?»
Но вдруг он вспомнил, как сильно любит лисенок душистые ягоды земляники и как ему их не хватает зимой! Можно, конечно, сварить из ягод варенье, да только не было сахара для этого!
И тогда, ежик решился на эксперимент: в самый жаркий день ежик вместе с белочкой высушили ягоды на концах тонких веточек деревьев. И вот, собрались их уже снимать.
Ах! Сушеные ягоды рассыпаются, превращаясь в порошок! Что же делать?
И ежик придумал! Он вместе со своими друзьями аккуратно собрали весь малиновый порошок от ягод и даже равномерно растерли оставшиеся ягоды в такой же мелкий порошок! Разложили равными небольшими порциями земляничный порошок между ароматными листочками мяты, а их, затем, в округлое углубление, которое специально для этого случая в пенечке просверлили жучки-точильщики, и попросили самого сильного в лесу мишку сверху топнуть по листочку!
Ого! А получились вкусные земляничные таблетки!
Наблюдавшая за всем этим мудрая сова объяснила, что так таблетки получились в результате метода прямого прессования! Оказывается, надо только силу давления приложить!
А что же с дружбой между лисенком и ежиком?
Теперь, куда бы ни пошел лисенок, в карманах его одежды всегда есть вкуснейшие земляничные таблетки ... друга ежика!!!

                   Рассказ второй из модуля «Технология производства биохимических препаратов»

                                                       Как лисенок малиновый сироп приготовил

            В лесу наступила зима. Все запорошило белым пушистым снегом. Красивые загадочные сугробы возвышались то там, то здесь. Ежик и медвежонок заснули глубоким зимним сном. Лисенок, конечно, не спал. Ему было одному скучно в норке без его друга ежика. Он часто доставал малиновые таблетки из кармана и вспоминал при этом своего друга ежика. Оставалось совсем немного малиновых таблеток, - с грустью понимал лисенок. Но у него были вода и сахар!
- А что, если тогда приготовить малиновый сироп! – пришла идея в голову к лисенку - На него потребуется всего несколько малиновых таблеток!
И вот, гремя кастрюлями, лисенок стал усердно сначала готовить сахарный сироп. Растворил в одном литре кипящей воды полкилограмма сахара, ведь в настоящем сахарном сиропе содержание сахара должно быть почти не менее половины от объема! Профильтровал готовый сироп через ткань, немного остудил сироп и добавил в горячий сахарный сироп малиновые таблетки, размешал до полного растворения. Ах, какой ароматный получился малиновый сироп!
- Вот бы ежик сейчас был рядом, и я его угостил бы своим сиропом - подумал лисенок, допивая вторую кружку сиропа. – Обязательно оставлю несколько таблеток до момента, когда проснется мой друг ежик…

                    Рассказ третий из модуля «Оператор выращивания дрожжей»

                                                        Как ежик получил кефир

            В лесу наступила долгожданная весна. Ежик пробудился после зимней спячки. Белочка сменила зимнюю шубку на весенний наряд.
Конечно, ежик отведал вкусного ароматного малинового сиропа, ему он очень понравился. Но после весеннего пробуждения ежику так хотелось именно кефира. Да где его взять в лесу сейчас, ведь ему и раньше удавалось его только попить у дачников, да и то тогда, когда те приезжали на свои дачи. И тут он вспомнил про мудрую сову. Может она ему поможет?
- Да, есть у меня такой чудо-гриб. Называется он - кефирный гриб! – гордо отвечала ежику сова. – Из литра молока с помощью одной столовой ложки кефирных грибов можно получить чуть меньше литра кефира! Опускаешь кефирные грибки прямо в банку с молоком и ставишь ее в теплое место на сутки, и, на следующий день получаешь кефир! Этот процесс называется сквашивание молока до кефира! Возьми кефирных грибков, да только не забывай угощать зверят в лесу!
Ежик поблагодарил сову и весело пошел домой с кефирными грибками. -Теперь то я вдоволь напьюсь кефиром!
Прошла неделя, потом еще, и еще. Кефирных грибов стало так много у ежика: ведь при сквашивании они размножаются – увеличиваются в количестве, - что он просто не знал, куда девать столько кефира! Ведь всех, кого мог, он уже угостил в лесу кефиром.
А что если кефирные грибки вынуть из молока и аккуратно высушить, а потом убрать до следующего использования, когда они снова понадобятся?
Ежик попробовал, и точно, получается!
- А я зимой попробую их еще и замораживать, тоже должно получиться! – предложила белочка.
- Друзья, этот процесс называется - «Анабиоз»! – объяснила зверятам сова. - Анабиоз – это временное замедление или прекращение жизненных процессов под влиянием внешних факторов (условий), в данных случаях – высушивание или замораживание.
Так, зверята узнали не только как получить кефир с помощью кефирных грибков, но и как их сохранить до следующего использования (когда не нужен кефир), не навредив при этом кефирным грибкам.

                       Рассказ четвертый из модуля «Оператор выращивания дрожжей»

                                       Как зверята получали «чайный квас»

               Наступило лето. В лесу было настолько жарко, что время от времени все зверята теснясь купались в небольшой лесной речке. Как же было здорово и весело!
- Эх, освежающего кваса бы сейчас – с грустью вздохнул лисенок.
- А мы будем делать свой полезный квас! – торжественно сказал ежик. – с помощью чудо-гриба, который называется «Чайный гриб». Он чай в бодрящий газированный квас превращает, только еще и полезный при этом! Так что, мои лесные друзья, приносите мне сегодня банку с вашим любимым сладким чаем и через 1,5-2 недели получите замечательный «чайный квас».
- Ура! – крикнули в один голос зверята и помчались по своим домикам.
В каждую из принесенных банок со сладким чаем ежик положил по чайному грибу.
И вот через полторы недели, в гостях у ежика проходит первая дегустация «чайного кваса».
Белочке, ежику и сове очень понравился приятный, в меру сладковатый «чайный квас» из напитка иван-чая.
Лисенку – освежающий из каркаде.
А медвежонку – из черного чая.
- А я вот не понимаю, откуда в этом «чайном квасе» пузырьки газа берутся? – спросил медвежонок.
Ему ответила сова:
- Чайный гриб – это дружба маленьких живых организмов: дрожжей и бактерий (живые организмы – это и мы с вами, только крупные). Но их дружба настолько сильна, что они друг без друга вообще не могут жить отдельно. Такая сильная дружба называется по-научному «Симбиоз» (Сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу)! Сладкий чай для чайного гриба – это еда. В результате жизни (жизнедеятельности) чайного гриба в сладком чае и выделяются пузырьки газа.
- Понятно! – ответил медвежонок.
- В других странах наш «чайный квас» называется «комбуча»! – продолжала сова.
- Ком-бу-ча – растянуто повторили за ней зверята – как красиво звучит!
За этот вечер зверята сильнее подружились, каждый нашел себе новых друзей, ведь в компании они так долго и дружно обсуждали вкусы напитков и лучше узнали друг друга.

                           Рассказ пятый из модуля «Оператор выращивания дрожжей»

                      Как зверята пережили трудную зиму с помощью кормовых дрожжей

             Все настойчивее наступала осень. Стало холодать все сильнее и сильнее. - На голодный желудок в спячку не уйдешь! Что же делать? – подумал ежик.
А может подружка белочка позаботилась о пропитании лучше, чем он, и поможет ему?!
Ежик спотыкаясь быстро побежал к белочке на край леса.
- Белочка, а сколько грибочков ты успела запастись на зиму? Не одолжишь парочку? – спросил ежик.
- Ой, дружок-ежик, ты же помнишь, наверное, как редко лили дожди в нашем лесу, поэтому грибочков я совсем не запасла впрок, - грустно ответила белочка.
- О ей-ей, что же делать? Ведь скоро придет зима, а еды в лесу не осталось! – сказал ежик – Может спросим совета у мудрой совы?
- Конечно! – с радостью отозвалась белочка.
Вечер. И вот уже втроем в гостях у совы аппетитно причмокивая, лесные жители пили напиток из иван-чая в берестяных кружечках с черничным вареньем.
- Есть на свете и другие грибы! Микроскопические! Неприхотливые! И которые можно выращивать у себя прямо дома, в любое время года! – произнесла сова. – Вы с ними почти уже знакомы.
- Как же их называют? – хором спросили ежик с белочкой.
- Дрожжи! Они бывают разных видов: для приготовления хлеба – хлебопекарные, пива – пивные, а вот для получения кормового белка – еды для нас, используются кормовые дрожжи. Мне их в том году прислал знакомый филин. – отвечала сова.
- А почему мы будем выращивать именно кормовые дрожжи? – спросил ежик.
- Но, например, для выпечки дрожжевого хлеба кроме хлебопекарных дрожжей нужны еще и как минимум мука, сахар и соль. Они разве есть у нас сейчас? – ответила сова.
- Да, и вправду нет. – грустно отвечал ежик.
- А что едят тогда эти кормовые дрожжи? Что нужно для их выращивания? – быстро отозвалась белочка.
- Будем выращивать их прямо в стеклянных банках, которые зверята нашли, когда убирали лес от мусора. А едой им послужит раствор из специально обработанной древесной щепы, которой в лесу полным-полно! – гордо отвечала сова.
- Ура! теперь мы будем сыты! – громко отозвались зверята.
- Да, но ведь нужно еще и как-то отделить (отфильтровать) дрожжи от раствора, в котором они будут расти, разве вы не подумали об этом? – продолжала сова.
- Ой! Точно... – протянуто сказала белочка.
- А я попрошу паука сплести такую паутину, чтобы она задерживала дрожжи, а раствор пропускала! – сказал ежик.
- Ого! А ведь идея! – весело отозвалась сова.
Спустя несколько дней, зверята освоили этот экологически чистый и очень экономичный (бюджетный) вариант получения пищи дома в любое время года. Кормовые дрожжи росли «как на дрожжах», они были очень сытными, и теперь и спячка для ежика, и холодная зима для белочки были совсем не страшны! А еще они угощали кормовыми дрожжами всех желающих в лесу, и при этом обрели новых друзей и приятелей!


            Результатом проведенной работы с ребятами явилось то, что все творчески развитые студенты активно подключились к предлагаемому заданию: детально изучили ряд биохимических процессов и написали на данные темы стихотворения, рассказы, песни. А также повысилась (на балл) успеваемость данных ребят (сто процентов). Поднялась их самооценка.
            Таким образом, как одним из методов индивидуального подхода к студентам, вовлечения их в учебный процесс, формирования устойчивого интереса к профессии, повышения общей успеваемости может быть применен нетрадиционный метод «Творческий научный рассказ»

     Литература

          Анурин, В.Ф. Интеллект и социум: Введ. в социологию интеллекта: Монография/ В.Ф. Анурин; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1997. - 436 с.: ил.; 21 см. - Ч. текста прил.: англ. - Библиогр.: с. 344-348. - Из прил.: Тесты на выявление уровня интеллекта. - ISBN 5-85746-099-9: Б. ц., 1000 экз.

Поделиться: