Поиск по сайту

Ненаучные записки о развитии творческого потенциала детей в раннем возрасте (из опыта работы)


Авторcтво: Толстопятова Надежда Андреевна, воспитатель дошкольного подразделения ГБОУ №469 Санкт-Петербурга


Маленький ребенок не сразу проявляет свои творческие способности и наклонности; вероятно, природа уже заложила их в сложной кодировке генов, но нет еще основы для проявления этих способностей и наклонностей: нет достаточного речевого запаса, нет  развитого внимания к миру, из которого черпаются впечатления. Нет умений и навыков, позволяющих взять в руки карандаш, пластилин или кисть и создать некое подобие того, что впечатлило малыша во время прогулки, вызвало восторг или удивило.

Когда мы бываем рядом с малышом, то вдруг замечаем, как взгляд ребенка задерживается на резной желтой листве, выделенной фоном синего неба; как тянутся маленькие ручки к красивому цветку… Возможно, это то самое начало ЛЮБВИ К ПРЕКРАСНОМУ, которое побуждает человека к творчеству, делает нас поэтами, музыкантами, художниками, или просто людьми, умеющими творчески подходить к своей работе. Это  начало мимолетно, быстротечно, кратковременно, потому что пока ничем не поддерживаемо в начинающем свое развитие разуме, в начальном ВОСПРИЯТИИ МИРА. А нам непростительно его не заметить, упустить чудесный момент, как момент раскрытия редкого цветка! Распознать трудно, но нельзя упустить… (Так и хочется вспомнить здесь фразу из «Фауста» Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» А если это мгновение не случилось, если не заложено природой? Свято верю, что природные дарования есть у большинства детей, но для их проявления иногда нужен некий толчок, стимул или помощь взрослых людей. Присмотритесь к детям в своей группе, и вы увидите, как оригинален каждый малыш, как неповторим даже в каждодневном поведении! Один пришел в группу и сразу стал дружен со всеми детьми. «Талант общения» -говорим мы; другой рассуждает словно взрослый и очень серьезно относится к происходящему вокруг. «Умница!», - оценивают единодушно.  А третий умеет подражать всему и всем: и птицам, и животным и… взрослым. «Необычный ребенок!», - решают все.

Вот здесь и возникает задача перед взрослыми, - воспитателями, родителями, близкими ребенку людьми, - как же помочь малышу развить и проявить заложенный природой творческий потенциал?! Вот здесь и начало нашей работы в заданной теме, - и родителей, и воспитателей,- кто большую роль сыграет- сказать трудно…

Шаг за шагом, день за днем, кропотливо, увлеченно, мы, взрослые, можем помочь маленькому человеку приблизить момент, когда у него будет одним из главных - желание создавать что-либо прекрасное самостоятельно, своими руками, либо своим воображением, своим голосом, движениями и т.д. Творчество- всегда труд, значит, это будет и желанием трудиться. Если же у ребенка больше развито точное мышление, и  нет склонности выразить это на бумаге, в танце , в пении, думаю, такому ребенку тем более важно все, что развивает творческое воображение, так как это способствует развитию личности в целом.

Это теория, а что же на практике? Что нам делать, чтобы помочь раскрыться творческому потенциалу детей? Думаю, что задача прежде всего в том, чтобы все дела, все занятия, в которых ребенок участвует, не вызывали разочарования и приносили новые навыки, умения, знания, практический опыт. Задача многосложная! Но такова она и есть. Значит, каждое наше занятие прежде всего должно иметь результат. Создав  первую колбаску из пластилина, малыш должен увидеть, что у него получилось, что он может, что это интересно. Поэтому наша задача учить так, чтоб обязательно получилось и чтобы было интересно. (Вот она, пресловутая истина, что ребенку в детском коллективе, особенно в самом раннем возрасте, нужна ситуация успеха. Может быть кто-то не согласится, но я думаю, все согласятся с тем, что здесь нам помогает индивидуальная работа, для того она и существует, чтобы больше помочь тому, кому работа дается труднее.                                         Хотя проявление самостоятельности нужно приветствовать особенно. Уверена, что хороший воспитатель никогда не произнесет фразу «У тебя хуже всех!» Принцип «не навреди» в нашей работе всегда присутствует. Вот опять сложная задачка: и интересно должно быть и должно получиться. Интересно ребенку бывает тогда, когда он делает что-то самостоятельно, поэтому, наша помощь ребенку не должна лишать его самостоятельности.

Но вернемся к началу, а что же делать, чтобы у ребенка появился интерес к красоте мира, чтобы вместе с нами он видел, как ярок мир, как прекрасна природа, как красиво звучит мелодия русской песни, какими красивыми бывают движения и т.д., то-есть,  чтобы , подрастая, он мог осознанно произносить фразу «Это красиво!» Чтобы маленький человек смог к этому прийти, он должен испытывать определенные эмоции. Поэтому важная наша задача –развитие эмоциональности детей. О методах  развития детской эмоциональности знает каждый воспитатель. Поговорим лишь о некоторых из них. Самый первый и важный   в раннем возрасте –это игра. Ведущее место здесь стоит отвести ролевым играм и подвижным играм, а зачастую эти два вида игр объединяются. На примере своей группы могу сказать, что это один из любимых видов игр для малышей раннего возраста. (Вспомните всем знакомые  «Спит на крыше Васька кот..» или «У медведя во бору…»).

В ролевой игре в самой незатейливой форме ребенок учится вместе с зайчиком или мишкой  радоваться, грустить, сочувствовать, удивляться и т.д.  Эмоции становятся понятными детям , проникают и в их поведенческие ситуации, способствуют развитию внимания друг к другу, к близким людям, а также позволяют ярче выражать свое отношение к окружающему миру и происходящим событиям. Большим помощником для развития детской эмоциональности является  и театр , в самых разных его проявлениях. В раннем возрасте очень понятен и близок детям театр кукол. Интересно и полезно участие детей в интерактивных представлениях, когда они и зрители, и участники, и помощники для персонажей. Достаточно понаблюдать за реакцией детей на театрализованное действо, чтобы оценить, насколько  это прекрасный способ для развития детской эмоциональности. Став чуть старше, дети с удовольствием принимают участие в театрализации, что тоже развивает творческие способности и развивает их эмоции. Сочувствие, сопереживание , восторг , радость- все это  развивает в ребенке любовь и внимание к миру, взращивает в детской душе Человека, прокладывает мостик к тому, что у взрослых будет называться «струнами души», «тонкой душевной организацией».

Для развития творческого потенциала, в конечном счете, важно взращивать в маленьких людях человечность, сочувствие и сопереживание. Этому будут способствовать и правильно выстроенные, спланированные развивающие прогулки. Малыш сможет услышать на такой прогулке и о старой вороне, которой все труднее добывать еду; и о собачке, которая любит гулять в любую погоду; о червячке, который  рыхлит почву. Он увидит красоту осенних деревьев, потрогает увядающую травку, увидит летящие облака…

Все это –труд для детской души, труд во имя ее обогащения. Воистину «Душа обязана трудиться..»

К развивающей прогулке педагогу  надо подготовиться: продумать, что станет в центре именно этой прогулки. Если на прошлой прогулке рассматривали насекомых и обсуждали, как они встретят холода, -где спрячутся; разгадывали загадку про труженика-муравья, а после прогулки познакомились с некоторыми насекомыми на картинках; следующую прогулку планируем на близкую к предыдущей тему, н-р, «Время года-осень…». Соответственно, подберем загадку об осени, свяжем с ней и художественное слово:

              Облетели листья с клена,

               Клен от холода дрожит

               На дорожке у балкона

               Золотой ковер лежит…

                                 (Авдиенко Е.)

И, конечно, мы продумаем, какие вопросы задать детям, рассматривая с ними осенние картины.  Если возможно, тему занятия в группе лучше связать с темой развивающей прогулки. На занятиях по развитию речи мы знакомимся с русской народной потешкой «Рябинушка» и как замечательно поймут дети, о чем идет речь в потешке, если вместе с ними, на улице, глядя на рябинку  снова прочесть слова:

              -Ты,рябинушка

                Раскудрявая,

                Ты когда взошла?

                Когда выросла?

              -Я весной взошла,

               Летом выросла,

                По зорям цвела,

               солнцем вызрела.

                         (Народ. потешка)

А если и на занятии по рисованию, рисуя рябиновые красные бусы для куклы Кати, дети вспомнят о рябинке, которую видели на участке, то трогательный образ осенней рябинки навсегда будет памятен каждому ребенку…

                 Чтение книг, рассматривание иллюстраций - все это работа многогранная, важная и для развития речи, и для развития внимания, воображения, для развития представлений о мире и, в конечном итоге, для развития творческого потенциала детей. Когда – то, в средней группе был у меня мальчик, Олег; запомнился мне тем, что каждый день просил прочитать отлично иллюстрированную книжку-сказку «Волк и козлята». Как слушал эту сказку малыш, что выражали его глазки,- надо было видеть! Любимая книга находит порой мощный отклик в душе ребенка и может служить отправной точкой в развитии глубокого интереса ребенка к окружающему миру и прекрасному в этом мире. А рассматривание иллюстраций, например, репродукций с картин Виктора Васнецова к русским сказкам, - это работа с таким богатейшим материалом, что о результатах говорить излишне, они и в процессе работы видны каждому воспитателю.

Не буду перечислять всех методов и приемов работы воспитателей и родителей, способствующих развитию эмоциональности детей, и, в конечном итоге, развивающих и раскрывающих творческий потенциал ребенка. Их множество и каждый играет свою роль в достижении выше обозначенной цели. Каждодневно, проводя занятия, развивая умения и навыки детей в рисовании, лепке, аппликации  или пении, мы так же выполняем все ту же  многосложную задачу.

В данный момент, работая с детьми раннего возраста, я придумала очень приемлемую в этом возрасте форму работы, условно именую ее «маленький концерт». (В нашей группе эта форма наиболее уместна во втором полугодии учебного года, когда заканчивается адаптация, и дети в своей группе чувствуют себя уверенно). Подготовку к «маленькому концерту» фактически  начинаем с начала года, с занятий по развитию речи. Слово, в широком смысле, имеет очень большое влияние на ребенка, а если оно ритмично, напевно, звучно, - я имею в виду стихи и песни -  оно тем лучше запоминаемо, тем больше вызывает к себе интерес ребенка. А для малышей, которым пока трудно что-либо запомнить, слово лучше сочетать с движениями. Это и пальчиковая гимнастика и просто ритмичные движения ручками, помогающие ребенку лучше запоминать. В течение года дети запоминают несколько стихов и песенок под такие движения. Когда они знают эти стихи, хочется поделиться, рассказать другим, получить одобрение! Лучше всего малышам это делать в своей группе, где одно стихотворение можно повторить несколько раз, где каждому хлопают, невзирая на ошибки, где привычно и не страшно говорить, сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно; где, наконец, есть аудитория, готовая выслушать. Это и есть наш «маленький концерт», выступать только по желанию, говорить можно что желаешь, и тебе всегда могут подсказать! Чем ближе лето, тем больше выступающих (подрастают за год и набираются знаний детки)! Вот на этом концерте, под аплодисменты сверстников, так расцветает творчество маленькой личности, так горят глазки, что понимаешь: детям это нужно! Кто знает, может быть, этот концерт даст шанс кому-то не бояться в дальнейшем и больших концертов!

Меня спросят, что же дальше? – Разовьем эмоциональность, взрастим творческие наклонности,- все станут художниками, скульпторами, музыкантами? Нет, не все, может быть, один из  всех; но то прекрасное в душе ребенка , чему  мы с вами поможем развиться ,станет  его любовью к миру, любовью к природе, любовью к ближнему и всегда будет определять бытие данного конкретного человека, а сам этот человек будет гораздо интереснее, содержательнее, добрее, чем тот, которому в детстве не помогли увидеть красоту…

  

Литература:   

  1. Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей 6-7 лет», Санкт-Петербург, «Речь»,  2011

  2. «Русское устное народное творчество», Хрестоматия, состав. Кулагина А.В. М., 1996


Поделиться: