Поиск по сайту

Обучение диалогической речи на уроках английского языка


Авторcтво: Щетинина Анна Павловна, учитель английского языка, ГБОУ школы №112 Санкт-Петербурга


Преподавание учебного предмета «Иностранный язык» это не то не только обучение грамматике, чтению или аудированию. На сегодняшний день главной задачей учителя является развитие коммуникативной компетенции. Каждый урок должен учить ребёнка общаться в устной и письменной формах на иностранном языке, преодолевать все трудности в освоении языка. Основной задачей средней школы является не теоретическое изучение языка, а практическое овладение им. Учебный предмет «Иностранный язык» призван обучить детей основам владения различным видам речевой деятельности: монологической и диалогической устной речью, пониманием речи на слух и при чтении. Наиболее распространенной формой общения является диалог. Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (1).
В 5-6 классах важно развивать у учащихся умение выражать личное отношение к воспринимаемой информации и развитие языковой догадки. Когда человек вступает в диалог, он ведёт разговор о какой-то ситуации, которая его волнует или интересует. Именно от интереса к ситуации зависит долгим или коротким будет определённый диалог. На своих уроках в 5-6 классах для достижения более высоких результатов использую различные способы обучения диалогической речи:
1. использование диалога-образца;
2. основа пошагового составления диалога;
3. ведение диалога посредством искусственного создания ситуаций общения [1].
Для учащихся данных классов очень важно подобрать содержание и тему диалогического высказывания. Если тема близка и увлекательна, то и работа будет проходить намного живее и интереснее. Они должны быть близки учащимся, чтобы те могли применить их по отношению к себе. Поэтому в учебнике Биболетовой М.З. “Enjoy English” , по которому я работаю, представлены следующие темы для диалогического высказывания:
1. О себе. About myself.
2. Моя семья. My family and me.
3. Мои друзья. My friends.
4. Место, где я живу. My place.
5. Школа. My School.
6. Мой день рождения. My birthday.
7. Мой день. My day.
8. Как я помогаю по дому. How I help about the house.
9. Хобби. My Hobby.
10. Мой домашний питомец. My Pet.
Стараюсь на своих уроках разные темы проигрывать в различных видах диалога:
1. обмена впечатлениями, мнениями;
2. дискуссия (обсуждение);
3. расспрос о произошедших событиях [2].
Для того чтобы помочь учащимся составить и воспроизвести диалог помогаю им наводящими вопросами, переспрашиваю их, либо добавляю требования, просьбы и приказы.
Обучение, собственно диалогу предшествует большая предварительная работа со словами, тренировочными упражнениями, заучиванием готовых речевых структур, языковых штампов, фрагментов и целых диалогов. Моя задача хорошо, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации. Как правило, данные «реплики-клише» всегда есть в учебнике, но иногда приходиться и выбирать самой и пользоваться дополнительной литературой.
Для более плотного освоения и отработки диалогов можно предложить различные задания:
1. прочитайте отдельные реплики для отработки правильного произношения;
2. восстановите диалог с пропусками;
3. переведите диалог на русский (иностранный) язык;
4. придумайте начало и концовку диалога по смыслу;
5. закончите диалог на свое усмотрение [3].
Для достижения наилучшего результата стараюсь обращать внимание не только на правильность составления диалога грамматически и стилистически, но и на произношение учащихся. Для улучшения произношения использую различные скороговорки, стихи, песни, например:
Betty Botter bought some butter,
But, she said, the butter’s bitter.
If I put it in my batter,
It will make my batter bitter.
But a bit of better butter
Is sure to make my batter better.
So she bought a bit of butter
Better than her bitter butter,
And she put it in her batter
And the batter was not bitter [4].
Отработанная лексика и фразы усваиваются учащимися и входят в их активный запас. Но важно не только, чтобы партнёры хорошо знали свои реплики, но и, то чтобы могли понять собеседника, поддержать диалог, ответить на незаученную фразу, а также в дальнейшем могли превратить диалог в полноценное общение.

Приложение:
Презентация

Литература
1. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2. – С. 43-40.
2. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3. – С. 58-60.
3. Травкина Л. И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. – 1999. - № 4. – С. 21-23.
4. http://skorogovor.ru/

Поделиться: