Поиск по сайту

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть


Авторcтво: Гаврилова Оксана Ивановна, воспитатель ГБДОУ №112 Санкт-Петербурга


              «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу». Демокрит
       Все знают, что в детском саду закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца», ребенок, не воспитанный с раннего детства добром, всем прекрасным будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества.
       С чем можно сравнить труд воспитателя в детском саду? Наверное, с яблоней, которое не сразу дает плоды. Ждать придется долго, но яблочки обязательно будут и принесут радость.
Наша страна переживает непростое время. Самая большая опасность, подстерегающая нашу Россию, наше общество сегодня это -  разрушении личности. Сегодня  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  А ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения и отношение к другим людям. Важность этой задачи очевидна
    Я провела опрос родителей с целью выяснить что такое для родителей   культура поведения,  и выяснила, что в понимании родителей это очень узкое понятие – в основном это умение правильно вести себя в общественных местах.
Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. Поразило то, что никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей. На вопрос: «Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть родители в своих детях?» ответили: вежливость, деликатность, предупредительность.
Атмосфера, дух, который царит в семье и детском саду, является определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Так наши бабушки учили наших мам, наши мамы учат нас, что «спасибо» и «пожалуйста» - это главные слова, которыми человек выражает свою благодарность, вежливость и хорошее воспитание. Почему? Да потому, что слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является волшебным.    Психологи уверены: слово «спасибо», обладает магическими свойствами и может согреть своей теплотой.  Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Получив устную благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив.
        Участники ЮНЕСКО и ООН выделили в году самый благодарный из всех дней – Всемирный день «Спасибо».  11 января каждому надо произнести «спасибо» 100 или больше раз в хорошем настроении т.к. издавна в народе существовало очень мудрое поверье — не произноси слова благодарности в состоянии раздражения. Слово «спасибо» говорят каждый день люди разного возраста, пола, национальности, вероисповедания и даже воспитания.
                   Добрые сердца – это сады.
                   Добрые слова – корни.
                   Добрые мысли – цветы.
                   Добрые дела – фрукты.
Позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел.

       Так хочется, чтобы сердца наших детей наполнились добротой, состраданием, сами  дети владели навыками культуры общения, были успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, не испытывали в дальнейшем трудности при адаптации в школе и социуме.
Поэтому я разработала проект "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".
                  Прикоснись ко мне добротой,
                  И болезни смоет волной,
                  И печаль обойдёт стороной,
                  Озарится душа красотой!..

Цель: Создание условий для формирования и сохранения психологического и нравственного здоровья детей, сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающему.

               Задачи проекта:
     1.Формировать  первоначальные представления о нравственных ценностях   (доброта, уважение, отзывчивость, сострадание, доброжелательность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
     2. Научить правилам вежливости и приучить к  большей самостоятельности в  поступках и мыслях. Учить культурно общаться, усваивая речевой этикет – правила речевого поведения (приветствие, выражение благодарности, извинение, просьба, вступление в разговор,      прощание, обращение к собеседнику и т. д.).
     3. Обогащать опыт нравственного   поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Закреплять нормы поведения и понимать необходимость их соблюдения в повседневной жизни.
     4. Воспитывать внимательное, заботливое отношение к другим людям, сострадание .(акции: День добрых дел, День Спасибо и т.п.)  Доброжелательно относиться к собеседнику, уважать его мнение.
     5. Учить справедливо, оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми.
     6. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
Тип проекта:  долгосрочный, познавательно-игровой.
Возраст: младший и старший дошкольный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат:
     1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
     2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
     3. Формирование готовности разрешать конфликтные ситуации.
     4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
     5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к нравственным ценностям, ее взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, музыкальному воспитанию, свободной игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей

Проект разбит на 3 блока:
     1. Блок «Мир вежливости»
     2. Блок «Мир доброты».
     3. Блок «Мир спасибо»

    Каждая тема предполагает обращение к литературному материалу, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках.
Проектное задание: беседы, консультации родителям, чтение художественной литературы,  сказок, проигрывание сказок, работа с различными иллюстрациями, разучивание пословиц и поговорок о доброте, вежливости и т.д., приобретение практические навыков.
    Проект построен по тематическому принципу.

Тематический план  (младший дошкольный возраст)
    1.    Знакомство с Феей Вежливости
    2.    Вежливые слова
    3.    Ласковые слова
    4.    Как вести себя на занятии
    5.    Как вести себя на улице
    6.    Как вести себя за столом
    7.    Мы -  помощники
    8.    Что такое хорошо – что такое  плохо
    9.    Мы играем дружно
  10.    Вежливость закон для всех

Тематический план (средний дошкольный возраст)
    1.    Путешествие в Страну Вежливых  наук
    2.    Добро и зло
    3.    Вежливые слова: спасибо и благодарю
    4.    Правила поведения
           -  в детском саду
           - на улице
           - за столом
    5.    Ласка и внимание – залог взаимопонимания
    6.    Что такое настроение?
    7.    Правила общения
    8.    Хорошо, что есть друзья
    9.    Быть опрятным и аккуратным – очень приятно
  10.    Каждой вещи – свое место
  11.    Как поступить правильно.
Тематический план (старший  дошкольный возраст)
    1.    Что такое этикет
    2.    Правила поведения в общественных местах.
    3.    Поведение за столом
    4.    Правила общения:
       -  в детском саду;
           -  на улице;
           -  в общественном транспорте;
    5.    Поведение в театре (музее, магазине, кафе…)
    6.    Давайте говорить друг другу комплименты
    7.    Через добрые дела… (о чуткости, отзывчивости)
    8.    О дружбе и правилах дружной игры.
    9.    Правила дружной работы.
  10.    О поступках плохих и хороших.
  11.    Обо всем понемногу.
  12.    Путешествие в Страну Вежливости

Проект включает в себя 4 основных этапа:
     I этап -   распределение проектного задания
         Задачи этапа: определение темы, уточнение цели, определение методов и приемов работы, предварительная работа с детьми, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, выбор оборудования и материала, изучение методической литературы по данной теме
    II этап – разработка проекта
         Задачи этапа: сбор и уточнение информации. Дети вместе с родителями собирают информацию в соответствии с возрастом. Воспитатели и специалисты консультируют родителей.
   III этап – оценка результатов
         Задачи этапа: выполнение и анализ проектных заданий. Дети вместе и родителями участвуют в поведении тематических мероприятий (акций, тематических дней, «копилке добрых дел» и т.д.)
   IV этап - защита проекта
         Задача этапа – коллективная защита проекта на празднике «Чтобы радость людям дарить,  надо добрым и вежливым быть»

   Анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик показал, уровень общения и взаимоотношений детей в повседневной жизнедеятельности продемонстрировали высокий
уровень проявления таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость - высокий.

Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с октября по апрель, один раз в неделю.

Формы проведения совместной деятельности
       -    элемент игры используется практически всегда;
       -        моделируются различные ситуации, в ходе которых детям необходимо найти решение возникшей проблемы;
       -        переживание ситуации в образе сказочного героя (театрализация);

Для реализации проекта  предлагается следующие методы и приемы:
      Словесно-образный метод наиболее эффективный:
        •    взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример);
        •    чтение художественной литературы;
        •    словесные методы (рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы  и беседы воспитателя с элементами диалога, обобщающих рассказами и пояснениями воспитателя);
        •    игровые методы (занятие-игра, игровые упражнения,
        •     дидактические игры,
        •     игры-путешествия,
        •    элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы);
        •     наглядные методы (использование видео-аудиоматериала; широкое использование разных видов театра, литературы, музыки;
        •     рассматривание картин, иллюстраций; использование фотоматериала);
        •    драматизация и театрализация (спектакли для детей на темы этикета (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т.п.),
        •     инсценировки в исполнении отдельных детей;
        •    наблюдения и экскурсии;
        •    загадывания и отгадывания загадок;
        •    рассматривания наглядного материала;
        •    рассказов детей о своих впечатлениях;
        •    разбора житейских ситуаций;
        •    загадывания и отгадывания загадок;
        •    проведения разнообразных игр (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
        •    рассматривания наглядного материала, (наборы открыток, наборы картинок (в театре, в транспорте, в магазине, в библиотеке и т.д);

Организуемая деятельность детей в течение всего времени пребывания в детском саду:
        •    самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола); наблюдение (за действиями взрослого, за действиями ребенка, любование красотой эстетического оформления (стола, букета, подарка, салфетки и др.);
        •     создание игрушек, аппликаций, рисунков, коллективных панно и другие виды практической работы художественной направленности;
        •    просмотр презентаций  и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов;
Предполагаемый  результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Формы работы с детьми:
        •    НОД; создание специальных ситуаций; игры-занятия;
        •    чтение художественных произведений в режиме дня,
        •    совместная деятельность в уголке этикета;
        •    сюжетно-ролевая игра; дидактическая игра; праздники и развлечения;
        •    Детская благотворительность (подарки для пожилых людей);

В старшем дошкольном возрасте -  моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
        •    Организация
                   -  выставок (совместная деятельность детей и родителей);
                   -  встреч с интересными людьми.

Формы работы с родителями:
           • родительские собрания на нравственные темы;
           • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
           • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
           • организация с родителями субботников в детском саду;
           • консультации;
           • выставки педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
           • практикум, мастер-класс специалистов;
           • проведение акций по теме проекта;
           • индивидуальное собеседование.
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и  предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям.
В заключении
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями

                          Литература:

1.    Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003    
2.    Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. –  М.: Мозаика – синтез, 2004
3.    Богуславская Н.Е., Купина Н.А.
4.    Веселый этикет (развитие коммуникативных  способностей ребенка) – Екатеринбург: АРГО»;1997
5.    Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников. Профессор Алфавит в городе Веселинске.- М.: Гуманист. изд –е центр ВЛАДОС, 1999
       Есина Л.Д.
6.    Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство  “Скрипторий 2003”, 2008.
7.    Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2007.
8.     Лаврентьева Г.П  Культура общения дошкольников.
9.     К.Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005
10.    Сорокина Г.И. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Под ред. Т.А. Ладыженской, - М.: Просвещение, 1995
11.    Шалаева Г.П, Журавлева  О.М, Сазонова О.Г.Правила поведения для воспитанных детей – М.: Филологическое общество « СЛОВО»;Эксмо, 2006
12.     Шорыгина Т.А.  Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2001

Поделиться: