Поиск по сайту

Коучинг в обучении английскому языку (из опыта работы)


Авторcтво: Мосенцева Татьяна Викторовна, заместитель директора по ВР МБОУ Лопанская средняя общеобразовательная школа № 3, Ростов-на-Дону


Не секрет, что английский язык – один из самых простых языков. Однако сейчас свободно владеющих английским языков школьников очень мало, хотя его изучение давно принадлежит к «must have» инструментарию современного человека, ведь ключевым запросом родителей в изучении английского языка является умение их детей уверенно и бегло разговаривать по-английски.
Задача педагога научить ребенка справляться с трудностями при изучении английского языка и научить его мотивировать себя, используя коучинговые инструменты. Я полностью разделяю мнение Т. Голви в том, что коучинг не учит, а помогает учиться.
Что касается языкового коучинга, то он помогает выработать стратегию и индивидуальный маршрут по языку, четко отслеживать динамику обучения и достижения цели, «вписать» английский в повседневную жизнь. Данная техника «вдохновляет» на регулярное использование английского, поддерживает мотивацию, помогает справиться с ленью и перфекционизмом, а также позволяет найти свои уникальные способы «вхождения» в язык. Часто у детей возникает лингвистический барьер – объективное невладение словарным запасом и грамматикой для общения на иностранном языке, а также коммуникативный барьер – субъективная неспособность говорить на иностранном языке. Коучинг английского ликвидирует данные препятствия, а также раскрывает потенциал школьника с целью максимального повышения его эффективности.
Стоит отметить, что немаловажная составляющая успешного обучения в стиле коучинг – доверие. Во-первых, это доверие ребенка, а именно уверенность в том, что полученная информация не будет никому передана и не будет использована против него. Здесь налицо психологическая составляющая коучинга. Во-вторых, это доверие самому себе в том, что ты можешь быть генератором уникальных идей, ты сам являешься источником собственной силы, и ты знаешь и умеешь значительно больше, чем тебе самому кажется. Из этого следует, что практикуя элементы коучинга в беседе с ребенком, нужно быть уверенным в том, что доверительные отношения вы сможете выстроить довольно быстро. В противном случае, задавая «странные» вопросы и прося его выполнить «подозрительные» задания, мы рискуем получить на выходе только видимость взаимодействия – отговорки, готовые ответы «для галочки» или стандартное «Не знаю».
Мне зачастую достаточно проявить искренний интерес к личности ребенка, чтобы получить допуск на закрытую территорию. Я практикую активное слушание, задаю открытые системные вопросы и при любом случае стараюсь побудить ребят к творческому мышлению.
Представим, к примеру, что перед учеником стоит задача систематизировать пройденные времена глаголов. Обычно в таком случае педагог предлагает некую форму закрепления материала или даже систему изучения или повторения. Задача же коуча практически противоположная – организовать работу таким образом, чтобы ученик сам выработал для себя оптимальный способ запоминания системы времен. Вот один из инструментов, который может этому поспособствовать.
Я прошу школьников вспомнить и назвать любимого мультипликационного героя. Далее задается вопрос: «Вам нужно систематизировать и запомнить употребление времен английских глаголов. Вы не ограничены в ресурсах. Какой наиболее эффективный способ Вы для себя изобретете?» Итак, какие же варианты осознания системы времен предложил нам, к примеру, Винни Пух?
Попробуйте сами угадать, какому времени соответствует та или иная картина:
    прямая привычная дорога, по которой обычно идет вини к своему другу Пятачку (Present Simple);
    опушка с рекой, которая все время куда-то течет (Present Progressive);
    осушенное болото, которое недавно было водоемом, но сейчас на его месте сухо (Present Perfect), и т.д.
Здесь, закончив сбор идей и мнений, можно двигаться в различных направлениях. Более детально прорабатывать все предложенные решения, или сразу перейти в план реальности и посмотреть, что из этого мы можем взять на вооружение для наших занятий.
Дети обычно быстро включаются в такую игру и готовы все больше и больше придумывать, но вот с воплощением дело обстоит иначе. Заинтересованный ученик будет стараться «выжать» образы до последнего и перевести их в реальные действия: пойдет и запишет на телефон примеры предложений и будет их прослушивать, или составит для себя пошаговый маршрут медвежонка и даже зарисует его.
Результат, который мы получили в этом упражнении, говорит о многом. С одной стороны, я лично получаю пример того, как может работать голова моего ученика, прощупываю его интересы, убеждаюсь, что творческая мысль ему не чужда, хотя порой кажется, что бьешься о стену. Ребенок сам удивляется тому, какие занятные идеи ему приходят, получает удовольствие от общения на «одной волне» с преподавателем, и, что немаловажно, вдруг видит, что понимание временных форм у него уже есть, причем довольно глубокое. Кроме того, мы значительно расширяем возможности отработки грамматического материала в не совсем стандартных формах.
Со временем я узнаю, что при таком подходе постепенно меняется отношение к учебе в целом. И вместо стратегии избегания трудностей у ребят появится новая привлекательная альтернатива – находить оригинальный выход из любой ситуации, превращать сложное в увлекательную игру, не опускать руки, с удовольствием принимать вызов, будь это сложная грамматика иностранного языка или принятие значимого решения на жизненном пути.
Еще один коучинговый инструмент – это положительный опыт освоения навыка. Предлагаю ребятам несколько вопросов:
1) Что вы хорошо умеете делать? 2) Как вы себя при этом чувствуете? 3) Что вы думаете о себе? 4) Как вы этому научились? 5) Что вам помогало научиться? 6) Как этот опыт вы можете применить в освоении английского? Отвечая на данные вопросы вслух или про себя, школьники осознают то, что все нужное человеку для достижения цели, у него уже есть. Для ребенка становится очевидным, что все, что нужно, он уже имеет. Он только должен поднять свои ресурсы для достижения цели. Данный прием очень хорошо работает.
Таким образом, употребляя элементы языкового коучинга, я достигаю не только «прогресса» в журнале и освоения определенного набора грамматических конструкций, но и учу учиться:
    выбирать наиболее подходящие методы, способы и даже время обучения;
    связывать текущие задачи с глобальными жизненными целями и ориентирами;
    уметь находить нужную именно сейчас информацию и получать удовольствие от самого процесса;
    переживать неуспехи как опыт и признавать собственные достижения.
Большое место в моей работе имеют беседы с детьми, поскольку редко есть опыт, на который можно опираться как на ресурс, в отличие от взрослых. С одной стороны, есть возможность услышать скрытые от глаз педагога установки и шаблоны действий, которыми обычно руководствуется ученик, и обсудить их с точки зрения необходимой помощи или помех в достижении результатов.
То-есть мы получаем способ «заглянуть» за рамки предмета, которому обучаем, и выйти на уровень стратегии обучения. А если повезет, еще и расслышать важную смысл, который откроет более глубокий пласт и даст ценные осознания (пусть даже не сейчас, а в будущем). С другой, возможно впервые в жизни, ребенок получает возможность выговориться и быть выслушанным без каких-либо оценок. Ребенок долго привыкает к тому, что мир не делится на «это хорошо, а это не хорошо», «это можно, а это нет», и в результате ты видишь не просто вопрошающие глаза, ищущие на твоем лице подтверждение правильности выполненного упражнения.
Через некоторое время у нас выстраивается диалог, где ребенок занимает ведущую роль (возвращаюсь к активному слушанию): «а давайте попробуем…», «я считаю, что работу над этим текстом лучше построить так…», «я бы хотел сделать…, но мне нужна Ваша помощь, чтобы понять, как лучше», «давайте в этот раз попробуем по-другому…». От детей такие фразы слышать намного ценнее, чем получать отлично выполненное домашнее задание, хотя и в этой сфере были значительные улучшения и даже запросы на дополнительные задания. В результате данного приема ученик ощутимо продвигается в определении мотивации, прогресс ему самому очевиден и его радует, домашние задания выполняются более тщательно и осознанно, определен оптимальный объем самостоятельной работы, снизилось количество отвлекающих факторов, урок строится по определенной схеме, где всегда есть место ключевым компетенциям (что немаловажно в контексте ФГОС). Ученик видит, что и в каком объеме он может делать сам, даже если занятия по каким-то причинам отменяются, с большим уважением относится к школьному учителю и английскому как предмету, ученик сам создает систему обучения, активно участвует в планировании, учится доверять себе, принимает на себя ответственность за результаты своей работы, ученик получает ощущения «я знаю», «я могу», «я успешен»!
Со своей стороны я не просто инструктирую, а создаю условия для обучения, атмосферу взаимного доверия и уважения, стараюсь избегать ловушки всезнания и всесильности, а значит разочарования от несоответствия желаемого действительности, учусь слышать ученика и его желания, творчески исследую свою роль и меняю тактику поведения по необходимости, задаю побуждающие осознание вопросы, поддерживаю эксперименты с подачи ученика, открываю для себя личность ученика, учусь доверять ему и получаю максимум удовлетворения от совместной деятельности. А это так важно после 20-и лет работы в школе и риска профессионального выгорания!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. - СПб.: Питер, 2003.
2. http://коучинг-центр.рф/club/webinars/touchenglish/  
3. http://www.gulchevskaya.ru

Поделиться: