Поиск по сайту

Система взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в период адаптации ребенка к условиям детского сада


Авторcтво: Комарова Любовь Николаевна, заместитель заведующей по УВР ГБДОУ детского сада №123 Центрального района Санкт-Петербурга; Большакова Наталья Юрьевна, воспитатель группы раннего возраста ГБДОУ детского сада №123 Центрального района Санкт-Петербурга


Большое количество книг, статей, методической литературы написано про адаптацию ребенка к условиям детского сада, к новому социальному окружению (как взрослых, так и сверстников), разработаны методики изучения процесса адаптации и рекомендации для того, чтобы организовать этот процесс наиболее безболезненно для малыша. Но ежегодно 1 сентября сотни малышей переступают порог детского сада со слезами на глазах. Можно ли этого избежать?

Мы хотим поделиться нашим опытом в вопросе адаптации детей раннего возраста к детскому саду и надеемся, что этот опыт будет интересен и полезен.

Немного об учреждении: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 присмотра и оздоровления.Детский сад расположен в Центральном районе нашего города, на углу улиц Радищева и Рылеева.

Наше дошкольное учреждение имеет 2 площадки: раннего и дошкольного возраста.

На площадке раннего возраста функционируют 3 группы для детей от 1,6 до 3 лет.

Поскольку мы имеем статус оздоровительного сада, то дети к нам приходят уже ослабленными, со 2, 3 и даже 4 группами здоровья. Их диагнозы – это проблемы опорно-двигательного аппарата (плоско-вальгусная деформация стопы, рахит), ЧБД, и очень большая часть детей – это дети с различными аллергиями (атопический дерматит, пищевые и лекарственные аллергии, целиакия).

Поэтому вся система нашей работы направлена на сохранение и, по возможности, улучшение физического и психического здоровья ребенка.

Так как мы говорим об адаптации, надо понять – что же это такое. Мы для себя взяли за основу следующее понятие адаптации:

Адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация- приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

«Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире»,

В нашем учреждении создана система работы по оптимизации процесса адаптации. Основная цель этой работы – сотрудничество всех участников педагогического процесса (родителей, педагогов, специалистов), способствующее постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому коллективу, формированию у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Т.е вся наша работа должна способствовать более легкой адаптации и социализации ребенка.

Исходной точкой создания системы работы по адаптации детей к детскому саду является многолетний мониторинг педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Мы считаем, если малыша окружает любовь и забота, если взрослые последовательны в проявлении своих чувств к ребенку, он научается доверять миру, - он уверен, что мир, окружающий его, не так уж страшен и опасен. Поэтому, мы считаем, что формирование чувства доверия к людям, которые его окружают, - это первое и важное достижение ребенка и взрослого.

Работу в адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

- подготовительно-информационный,

- непосредственно адаптационный,

- заключительный.


I этап – подготовительно-информационный
.

Задача этого этапа – сбор информации о семьях потенциальных воспитанников, изучение условий развития ребенка в семье. И, конечно, установление контакта с родителями или лицами их заменяющими. В работу на этом этапе также входит проведение информационных и тематических мероприятий и приглашения на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ (летние праздники на улице)

Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания. Создание положительного образа детского сада и воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения, сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Встречи с родителями помогают наладить взаимодействие между детским садом и семьями детей, которые скоро станут нашими воспитанниками.

Организация взаимодействия педагогов и социума отвечает потребностям современной жизни, служит:

- объединению усилий детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья детей раннего возраста;

- поиску новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;

- созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

Содержание работы

Ответственный

Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников

Заведующая ДОУ, зам.зав. по УВР, медсестра

Изучение условий развития ребенка в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование)

Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог

Повышение квалификации воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями

Зам.зав. по УВР, старший воспитатель

Создание творческой микрогруппы на адаптационный период (зам.зав. по УВР, педагог-психолог, медсестра, музыкальный руководитель, зам. по АХР)

ЗаведующаяДОУ

Проведение информационных и тематических мероприятий

Заведующая ДОУ, зам.зав. по УВР, медсестра, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог

Наглядные формы работы с родителями: уголки для родителей, разработка памяток, буклетов учреждения, публикации о работе ДОУ на сайте

Специалисты и педагоги ДОУ

Приглашения на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ (летние праздники на улице)

Педагоги ДОУ

II этап – непосредственно адаптационный.

Дети начинают посещать детский сад.

Основная задача этапа - способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому коллективу.

Одной из форм нашей работы является создание творческой микрогруппы на адаптационный период, куда входят зам.зав. по УВР, педагог-психолог, старший воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель, зам. по АХР, воспитатели. Все они постоянно взаимодействуют между собой и с детьми.

Обмен информацией, обсуждение проблем, советы, все это происходит на еженедельных встречах-«пятиминутках» (как мы их называем).

У всех членов данной микрогруппы есть свои должностные обязанности:

Заведующий ГБДОУ

• Предварительное знакомство (родительское собрание)

• Комплектование групп

• Заключение договоров с родителями

• Контроль всей работы

Педагог-психолог

• Ознакомительная беседа

• Анкетирование

• Консультирование

• Регистрация в журнале адаптации

• Анализ адаптации

• Диагностика уровня развития

Музыкальный руководитель

• Изучение амбулаторных карт

• Консультации

• Проведение музыкальных игр

Воспитатели

• Анкетирование

• Наблюдения за детьми

• Заполнение адаптационных листов

• Консультации, беседы с родителями

• Игры и упражнения с детьми

Заместитель заведующего по УВР

• Создание условий в группах (планирование, предметная среда)

• Контроль за организацией работы в группе

• Координация действий педагогов и специалистов

• Проведение семинаров-практикумов по адаптации

Медицинский персонал

• Ознакомительная беседа

• Сбор медицинского анамнеза

• Заполнение карт развития

Но каждый наравне со своими должностными обязанностями, такими как:

организация собраний, составление режимов дня, ведения журнала адаптации, и.т.д. непосредственно участвует в жизни группы, общаясь с каждым малышом. На время адаптации весь коллектив микрогруппы работает «как часовой механизм», каждый выполняет свою работу и каждый взаимозаменяем. И это стало нашей традицией.

Ведь для малыша очень важно в это время почувствовать заботу и искреннее внимание взрослых (погладить малыша по голове, обнять, подержать за ручку, заглянуть в глазки, улыбнуться).

Все специалисты участвуют в жизни малышей и оказывают помощь при проведении режимных процессов:

- укладывают спать;

-одевают;

- помогают кормить малышей;

- играют с ними.

Медицинская сестра Марина Александровна не только следит за здоровьем детей, но и помогает малышам одеваться на прогулку,

123-1.JPG

Педагог-психолог Анжелика Евгеньевна и заместитель заведующей по УВР Любовь Николаевна – помогают кормить детей.

123-2.JPG

Дети подготовительной группы приходят к нашим малышам, играют с ними, читают книжки и показывают мини спектакли, которые организовывает музыкальный руководитель.

123-3.JPG

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе – Самира Амиршах. - незаменимый помощник в налаживании эмоционального и речевого контакта с детьми- мигрантами.

123-4.JPG

В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду мы стараемся организовать его досуг так, чтобы он был интересный, познавательный, эмоциональный и удовлетворял потребность в двигательной активности.

123-5.JPG

Наша работа строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями. В первую очередь это, конечно же, блок - консультирование:

- как подготовить ребенка к детскому саду;

- правила адаптации в детском саду;

- рекомендации специалистов.

Во время адаптационного периода мы принимаем детей малыми подгруппами: первая подгруппа детей приходит к 8.00; вторая к 10.00.

В первые дни дети приходят на 1-2 часа, в зависимости от их эмоционального состояния. Режим функционирования гибкий и строится с учетом привыкания детей. Не раньше чем на четвертой неделе посещения дети начинают оставаться на дневной сон.

Задать свои вопросы любому специалисту учреждения и получить консультацию родители могут на сайте нашего учреждения, через информационные листки и буклеты, а так же в индивидуальных беседах.

123-6.JPG

Когда дети посещают наш детский сад с удовольствием, радостно бегут в группу, играют с другими малышами, мы переходим на III этап работы – заключительный.

Здесь мы подводим итоги адаптации, анализируем результаты своей работы, проводим сравнение с предыдущим годом. Проанализировав результаты за три года мы получили следующее:

Процент легкой и средней степени адаптации вырос, а тяжелой - снизился. Это позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

123-7.JPG

Успешная адаптация – это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, у него там друзья и много неотложных дел, можно считать что адаптационный период закончился.



Литература:

Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ м.: Айрис-пресс, 2006.

  1. Севостьянова Е. О.Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-128с (Ранний возраст)
  2. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребенка в детском саду ''.- Учебно –методическое пособие к курсовым работам и спец. семинарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980
  3. Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д: Феникс , 2008
  4. «Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире», Л.И.Петрова Феникс, 2007


Поделиться: