Поиск по сайту

Использование игр в профориентации


Авторcтво: Жирнова Марианна Александровна, педагог-психолог районного центра профориентации при ГБОУ школе №102 Выборгского района Санкт-Петербурга; Френкель Мария Владимировна, педагог-психолог районного центра профориентации при ГБОУ школе №102 Выборгского района Санкт-Петербурга


Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации возрастных задач учащихся каждой параллели.

Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов – на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

В игре, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

Специфика игры заключается в том, что ее можно использовать как элемент работы, включая в урок, и как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности.

В приложении приведены примеры профориентационных игр, которые могут быть использованы как учителями-предметниками на своих уроках, так и специалистами школ – психологами, педагогами-организаторами и другими. Основной целью этих игр является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Представленные примеры игр являются универсальными с точки зрения возраста участников. В зависимости от возрастной группы и уровня подготовленности учащихся игровые задания-вопросы могут варьироваться от более простых к более сложным.

В рамках статьи невозможно осветить все профориентационные игры, поэтому мы предложили игры, которые не требуют специальной подготовки от проводящего их педагога. Различных ресурсов, предлагающих игры по профориентации великое множество, и любой заинтересованные специалист может пополнять свою картотеку самостоятельно.

Приложение: игры


Источники и литература

Литература

1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов/ И. Д. Агеева// Последний звонок. – 2007. – № 7. – c. 3-8.

2. Емельянова, Л. Угадай профессию/ Л. Емельянова// Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – c. 73-76.

3. Коданева Л.Н. Поле чудес: Игры, конкурсы, викторины, творческие задания. 5-6 классы. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с. (Развитие и воспитание).

4. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 352 с. (Библиотека учителя).

5. Окинина, Г. В. Лабиринт профессий/ Г.В. Окинина// Читаем, учимся, играем. – 2006. – №7. – c. 67-69.

6. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. (Здравствуй школа!).

7. Толстик, С. Турнир "Клуб знатоков профессий": занятие для учащихся 9-х классов/ С. Толстик// Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". – 2007. – № 4. – c. 46-47.

Источники

1. http://festival.1september.ru/search?searchid=1987306&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#

2. http://nsportal.ru/shkola/

3. http://pedsovet.su/index/0-39?searchid=1034006&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#

4. http://www.pandia.ru/text/77/191/15647.php

5. http://www.proshkolu.ru/user/avdeevacut/file/4496456/


Поделиться: