Поиск по сайту

Ученик «Ломоносовской гимназии» стал победителем олимпиады международного уровня - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Ученик «Ломоносовской гимназии» стал победителем олимпиады международного уровня 12.11.2018

С 23 по 28 октября в Новосибирске прошел заключительный этап олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Каково это – стать участником олимпиады международного уровня и одержать победу, мы узнали у Пономарева Ильи, ученика 10 класса ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовской гимназии» Выборгского района Санкт-Петербурга.

- Илья, как ты оказался среди победителей отборочного этапа?

- Для меня участие в олимпиаде началось ярко. Ярко и, тем не менее, под обыкновенный петербургский дождь за окном в субботу. Для обширного анализа на первом, городском, этапе предлагалось богатое разнообразие произведений-юбиляров (или произведений авторства писателей и поэтов, чьи вехи жизни отмечены в 2018 году круглой датой):

В. Набоков «Поэты»;

М. Цветаева, «Мой Пушкин»;

И. Тургенев, «Сфинкс»… Следовало выбрать и рассмотреть единственное, что отвечало взгляду пишущего; только то, что вдохновило.

Итак, я обратился к уже упомянутым «Поэтам» Владимира Владимировича Набокова: затронул и социальный контекст («И не потому, что боимся обидеть Своею свободою добрых людей»), и контекст духовный (тема «молчания зерна» в мире, пустеющем без одухотворенности).

Анализом произведения был занят не я один. Активные, эрудированные, творческие ребята из десятков школ Петербурга и Ленинградской области составили достойную конкуренцию, в том числе и ученики нашей гимназии: Иконникова К., Луценко Н., Грицай М., Чечурина А.

Триумф самовыражения – вот с чем я вернулся домой: «Написал все, о чем мечтал написать». Мыслил ли я оказаться среди призеров и победителей? Надеялся – и только… Спустя какое-то время получаю на электронную почту приглашение: предлагают принять участие в подготовке петербургской сборной к финалу олимпиады.

- В чем же состояла эта подготовка?

- Я направился на предложенные курсы, за несколько занятий повстречал интереснейших людей, писал тест на лексические познания. А итог предварительной «борьбы» проявился в скором времени: меня направляли в Новосибирск вместе с пятью учащимися, не уступавшими мне по количеству суммарных баллов (за анализ и за тест).

Впереди меня ожидала неделя интенсивной работы: знакомство с вопросами культурологии, истории, литературоведения, лексики и политологии. Признаюсь: интерес ни на секунду не пропадал, а насыщенность предметов не давала ни устать, ни расслабиться…

- Илья, расскажи о самом интересном – как прошла неделя в Новосибирске? 2.jpg

- Нас предупредили: «Работа в Новосибирске нелегкая, не отдыхать едем». И правда: на стол перед участником кладут пять-семь, а то и десять листов на каждый из разделов, выделяют полные четыре часа… Но учиться мыслить неординарно (а в лексике задания в основном на умение неординарно мыслить) – надо!

В столицу Сибири наша петербургская делегация прибыла «в глубокой тьме». В Новосибирске было четыре утра, полночь по московскому. Отель «Маринс-парк» встречал нас широким плакатом над входными дверьми: «Приветствуем участников олимпиады «Россия и Беларусь – 2018»!

Открытие олимпиады шло несколько часов, но, умея чередовать советы жюри с концертными номерами, организаторы не потеряли зрительского внимания. Мы получили важные наставления. На следующий день – за работу!

Спасибо Новосибирску за эту неделю, за встречу и общение с членами сборных Хакасии, Москвы, Алтайского края, самой Новосибирской области, Минска; спасибо за снег, растаявший на второй день; за согревшийся почти к моменту нашего прибытия воздух!

- Чем еще порадовало это время? Что произвело впечатление в городе?

- Во вторник, в день прибытия, мы посетили мемориальный ансамбль защитникам отечества в период Великой Отечественной войны – «Монумент славы».

Среда. Первый этап основного конкурса, литературная работа. Для анализа языка эпохи мною был выбран рассказ В. С. Пикуля «Генерал на белом коне». В середине дня – визит в Новосибирский государственный педагогический университет, всестороннее знакомство с библиотекой и с кафедрами (от информатики до биологии и химии). К концу дня – вечер дружбы народов России и Беларуси в конференц-зале гостиницы, подаривший много эмоций, развлекательные конкурсы и дискотека.

Четверг. Комплексная работа на знания (в основном, не по школьной программе) по русскому языку и литературе – вот она, та самая «лексика», да еще и с литературоведением заодно.

Вечерняя обзорная экскурсия по городу с посещением местного Академгородка. Меня поразили размеры инновационных комплексов, особенная, научная, теплая обстановка и …белки, безбоязненно скачущие по газонам. Экскурсия включала в себя и знакомство с Железнодорожным музеем. Новосибирск – один из городов, возникших благодаря Транссибу, имеет в своих музеях достойные и редкие экспонаты, освещающие многие периоды девятнадцатого – двадцатого веков.

В пятницу прошли конкурсы знатоков и риторов, на каждом из которых команду представлял один человек. На конкурсе знатоков этим человеком был я. И, что самое важное, потрудившись над сложными вопросами, я не только обогнал друзей-конкурентов из других регионов Союзного государства России и Беларуси, но и получил удовольствие от того, что расширил собственные знания.

3.jpgВопросы предлагались глубокие и междисциплинарные: посмотреть отрывок из фильма и лингвистически соединить показанный образ с образом историческим…

После подводили итоги, консультировались с жюри в частном порядке – словом, работали.

Суббота. Экскурсия по Краеведческому музею, детальный обзор древнего якутского быта и традиций. Позднее посещение премьеры «Севильский цирюльник» в Академическом театре, архитектура которого относится к сталинскому ампиру, с самым большим из всех театральных куполов.

Воскресенье. Закрытие и награждение победителей, прощание с Новосибирском, поиск сувениров и поездка на метро только в составе нашей, петербургской, команды. Меня поразил контраст: новосибирского метро отличается от загруженного метрополитена нашего города. В просторных, залах, обустроенных в стиле модерн (но не без мозаик), стояла тишина, пожилые люди сидели на скамейках и играли в шахматы.

- Какой опыт ты приобрел в ходе этой олимпиады?

- Олимпиада развила мои умения, поддержала стремление к работе над самим собою, к уверенности в собственном творчестве и знании. В следующем году я надеюсь также добраться до финала – уже в Могилеве – и достойно представить родной город, достойно проявить свой взгляд на неординарные, вдохновляющие вопросы…

Сейчас я горд тем, что принес Северной столице первое место и благодарен своей гимназии, своим учителям, учителю русского языка и литературы Ирине Федоровне Тулаевой, своим родным. Мне очень помогли их поддержка, знания, советы и рекомендации.




Беседовала и подготовила материал Иконникова Ксения,

ученица 10 класса ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовской гимназии»

Выборгского района Санкт-Петербурга


Поделиться:

Возврат к списку