Поиск по сайту

Экспресс-оценка одаренности ребенка в массовой школе


Авторcтво: Лиознова Елена Викторовна, педагог-психолог ГБОУ №457 Выборгского района Санкт-Петербурга


Интерес к проблеме одаренных детей возобновился в педагогическом сообществе в связи с требованиями новых образовательных стандартов. В них, в частности, говорится: «Стандарт направлен на обеспечение… условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучений – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» (1, с.2-3). И если относительно критериев выделения последней группы - детей с ограниченными возможностями здоровья – существует определенная ясность (в медицинских картах содержится необходимая информация), то кому еще нужно создавать особые условия, кто относится к одаренным детям и что с ними делать - часто не очевидно.

В связи с этим мы решили посмотреть на проблему одаренных учащихся глазами педагога-психолога массовой общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка, а также поделиться опытом экспресс-оценки проявлений одаренности и стратегией работы с такими детьми.

Начали, естественно, с определения понятий.

В «Психологическом словаре» под общей одаренностью понимается «единство общих моментов способностей, обуславливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности» (4, с.229). В другой работе находим: одаренность – «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» (6, с.136). «При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят» (2, с.147).

Исходя из этих определений, свидетельствами одаренности являются характеристики деятельности: ее уровень, своеобразие, успешность. Успешность (как и уровень, и своеобразие) предполагает субъективную оценку деятельности, в отличие от эффективности, как совпадении цели и результата (3, с. 101). Именно субъективная оценка педагога (у которого есть возможность широкого сравнения с другими учащимися), обратившего внимание на позитивное отличие способов деятельности и достижений ребенка в определенной области, может стать одним из важных сигналов выделения одаренного ученика.

Однако сколько-нибудь продуктивной деятельностью (которую и может оценить эксперт) ребенок начинает заниматься, как правило, не с начальных этапов школьной жизни, а уже в средней школе (где и встречаются более квалифицированные эксперты в разных предметных областях, прежде всего в интеллектуальной деятельности).

Мы учитываем, что время проявления одаренности зависит от ее сферы. «Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность в музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других формируется одаренность к математике…» (4, с.229). В областях, где одаренность проявляется до подросткового возраста (а также при «взрывном», очевидном для всех проявлении одаренности у эксклюзивно встречающихся детей-вундеркиндов), особые возможности ребенка чаще всего первыми замечают родители. Они и стараются направить его не в массовую, а в специализированную школу. Именно в условиях специализированной школы – спортивной, музыкальной, художественной, балетной и т.д., куда отбирается относительно однородный по признакам одаренности контингент учащихся, происходит дальнейшее развитие способностей ребенка. Задача массовой школы в случае, если в нее все же приходит такой ученик, вовремя сориентировать родителей и создать режим максимального благоприятствования учащемуся, то есть, в первую очередь, не перегружать ребенка, создавать для него поле приложения и демонстрации своих интересов. Именно поэтому таких детей целесообразно учить в базовых, массовых школах без какого-либо дополнительного углубления (если нет возможности получать среднее образование в специализированной школе соответствующего профиля).

Поскольку продуктивной деятельностью, в большинстве своем, люди начинают заниматься после окончания школы, мы задумались над оценкой предпосылок этой деятельности, самих по себе способностей. «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности… Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности» (5, с. 381).

Традиционно способности измеряют интеллектуальными психологическими тестами. «Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком…. своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности)...», но « первостепенное значение имеет творческая сторона ума» (5, с. 248). Одаренными в таком случае признаются «дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста» (7). «Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычайно высоком уровне умственного развития … и в качественном своеобразии умственной деятельности» (4, с. 229).

Мы решили уйти от описанного традиционного подхода, основанного на тестах умственной одаренности в связи с тем, что нашей целью была первичная ориентация в количестве детей, которым ФОГСами предлагается создать особые условия по критерию одаренности. Традиционный подход для этих целей неоправданно трудоемок. Кроме того, он учитывает, прежде всего, интеллектуальную составляющую способностей, которая не охватывает одаренность в сферах спорта и искусства. И даже имея ввиду одаренность в собственно научной сфере, важно помнить о широких компенсаторных возможностях интеллекта, индивидуальном стиле деятельности и значении иных психологических особенностях личности (кроме ума), что ограничивает предсказательную силу коэффициента интеллектуальности.

Для наших целей мы разработали экспресс-методику первичной оценки одаренности ребенка (ДЭО «Детская экспресс-одаренность»). Особое место в ней отведено не столько интеллектуальной состоятельности и креативности (которые частично проявляются, тем не менее, в показателе наличия достижений), сколько мотивационному компоненту. Поскольку способности «тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности…» (5, с. 381), мы сделали акцент на увлеченности.

То есть за основу была взята идея, что самой важной характеристикой одаренного ребенка является не столько возможность (принципиально имеющаяся у всех психически здоровых детей), сколько желание заниматься определенной деятельностью, устойчивый интерес к ней. «Для одаренных детей характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности» (4, с. 229). При наличии увлеченности, ребенок сможет найти свой индивидуальный стиль в интересующей его сфере, проявить творческий подход, опираясь на свои сильные стороны.

Анкета включает 5 вопросов. Время проведения около 3 минут. Возможные контингенты от 3-го до 11 класса (от 9 лет и старше).

Цель диагностики – выявление (первичная оценка) учащихся с признаками одаренности.

Анкета ДЭО

Инструкция: «Ребята, я попрошу вас ответить на 5 вопросов о вашем любимом деле. Вы ставите номер вопроса и ответ в той форме, которую я предложу».

1. Есть ли у вас дело (в области науки, искусства, спорта и т.п.), которым вы занимались бы независимо от того, нужно ли это для школьного обучения? (Варианты ответов: «Да» или «Нет»).

2. Какое это дело? (Ответ написать словами).

3. Есть ли у вас уже достижения в этой области (победы в олимпиадах и других соревнованиях, медали, грамоты, другие поощрения)? (Варианты ответов: «Да» или «Нет»).

4. Вы бы продолжали заниматься своим увлечением без поддержки родителей, друзей, школы и т.п.; по собственному желанию? (Варианты ответов: «Да» или «Нет»).

5. О чем вы хотели бы получить книгу, если бы их раздавали бесплатно? (Ответ написать словами).

Анализ ответов происходит следующим образом.

Отрицательный ответ на 1-ый вопрос характеризует ребенка, как не проявляющего (на данном этапе своего развития) признаков одаренности. При этом дальше анкету можно не рассматривать. Понятно, что через некоторое время (например, 2 года: именно с такой частотой проводится диагностика у нас в школе) ситуация может измениться: ребенок может найти свое увлечение и успешно попробовать себя в нем. Положительный ответ позволяет продолжить работу с анкетой.

Ответ «Да» на 3-ий вопрос свидетельствует о наличии объективированной (внешней) положительной оценки успешности деятельности ученика, что работает на гипотезу одаренности. Отрицательный ответ - снижает уверенность в проявлении одаренности ребенка на данный момент.

Положительный ответ на 4-ый вопрос также увеличивает вероятность того, что мы имеем дело с одаренным ребенком. Ответ «нет» говорит о том, что даже достижения ребенка являются в значительной степени результатом социальных влияний, а не собственной увлеченности делом.

Ответы на 2-ой и 5-ый вопросы надо рассматривать в содержательном плане совместно. Мы исходим в данном случае из идеи, что увлеченность проявляется в фиксации на определенном содержании. Следовательно, заинтересованный каким-либо делом ребенок с большой вероятностью захочет почитать книгу про свою увлечение.

Итак, ключ к анкете: ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4 и совпадение содержания в ответах на вопросы 2 и 5 позволяют выдвинуть гипотезу о возможных проявлениях одаренности ученика. Другие ответы позволяют отвергнуть эту гипотезу на данный момент времени.

С целью приблизительной оценки контингента детей, в отношении которых можно выдвинуть гипотезу об одаренности, мы обследовали 97 учащихся 5 классов (мальчики и девочки 10-12 лет). Из них 94% детей указали, что имеют «дело (в области науки, искусства, спорта и т.п.), которым … занимались бы независимо от того, нужно ли это для школьного обучения» (положительно ответили на 1-ый вопрос).

Содержательный анализ 2-го вопроса показал, что в подавляющем большинстве увлечение детей связано со спортом (56%) (у мальчиков преимущественно борьба и плавание, у девочек - плавание и танцы) или искусством (25%) (рисование, музыка, художественное чтение). Наукой и техникой (в первую очередь компьютерной) заинтересованы лишь 19% учащихся.

Большинство детей (71%) имеют объективные показатели успешности в своей области увлечений: грамоты, медали, другие поощрения (положительный ответ на 3-ий вопрос).

Больше половины учащихся ответили, что продолжали бы «заниматься своим увлечением без поддержки» окружающих (ответ «Да» на 4-ый вопрос).

Лишь у 22% ребят совпадает их хобби и содержание книги, которую они хотели бы иметь (содержательное совпадение ответов на 2 и 5 вопросы).

Обращает на себя внимание, что ни один учащийся не назвал в качестве своего увлечения изучение английского языка (предмет специализации школы). Это говорит о том, что родители зачастую выбирают образовательный маршрут для своего ребенка без учета специфики образовательного учреждения, интересов и особенностей будущего ученика. В результате этого и сами дети оказываются не в оптимальных для себя педагогических условиях, и государство тратит деньги напрасно, обучая детей, котором это не нужно и сложно. В связи с этим для экономии государственных средств на реализацию углубленных образовательных программ и создания для детей с разными интересами и возможностями оптимальных условий обучения мы считаем целесообразным использовать селективный принцип поступления в специализированные ОУ с первого класса.

Отметим также отсутствие достоверных различий (критерий Манна – Уитни) по успешности обучения детей с признаками одаренности и без таковых. Этот факт косвенно свидетельствует об отсутствии у первых особо высокого уровня именно умственного развития. (Общеинтеллектаульное развитие за счет, прежде всего, быстроты усвоения метапредметных умений является важным фактором успешности обучения в раннем подростковом возрасте).

Таким образом, по результатам анкеты ДЭО можно сделать вывод, что в этом году на начальной ступени средней школы в нашем ОУ в отношении лишь 14% детей можно выдвинуть гипотезу о наличии признаков одаренности.

Для уточнения этого вывода необходимо собрать дополнительную информацию (об условиях и эффективности реализации увлеченности ученика), провести индивидуальное собеседование и прицельное тестирование именно этого ограниченного контингента детей. Понятно, что в результате такой тщательной работы число учащихся с реальными признаками одаренности существенно сократится.

В этом году все дети, относительно которых можно выдвинуть гипотезу об одаренности, проявили свои способности в области спорта или искусства в системе дополнительного образования.

Однако в предыдущие годы в 5 классе школы учились дети (например, мальчик Т. и девочка А.) с признаками одаренности в области наук (математических). Опыт взаимодействия с такими детьми показал, что для них может быть предложена, например, особая система выполнения домашних заданий. Так в целях экономии времени им было предложено выполнять домашние задания по математике по своему усмотрению (если что-то не понятно – разобрать больше примеров, если материал не вызывает трудностей - ограничиться закреплением на уроке). Это, в частности, обеспечило им время для посещения (и выполнения дополнительных заданий) Юношеской Математической Школы при СПбГУ, куда они поступили по результатам олимпиады. Родители учащихся были проконсультированы относительно их особенностей. Педагог-психолог обсудил со взрослыми возможные трудности взаимодействия одаренного ученика с одноклассниками; специфику проявлений познавательной мотивации (которая, в отличие от социальной и учебной, может характеризоваться существенной не равномерностью успехов в разных предметных областях и т.д.). В ходе консультаций были рассмотрены и адекватные способы взаимодействия родителей с детьми. Позднее ребята успешно поступили в одну из ведущих специализированных школ страны по результатам Олимпиад.

На основе полученных данных можно заключить, что появление одаренных детей в массовой общеобразовательной школе является явлением достаточно редким, единичным. Поэтому мы считаем целесообразным для создания таким детям оптимальных условий индивидуального развития придерживаться следующей схемы работы в ОУ:

1) широко использовать исследовательский, проблемно ориентированный подход, индивидуальные творческие задания на уроках, проводить разнообразную кружковую работу (с целью создания максимально широкого поля поиска увлечений);

2) организовывать и помогать учащимся в подготовке и участии в олимпиадах, смотрах, конкурсах и т.п. (с целью заинтересовать и проявить одаренных ребят);

3) систематически (раз в 2 года) сканировать методами фронтальной экспресс-диагностики одаренности (например, анкетой ДЭО) весь контингент учащихся (с целью ориентации в количестве возможно одаренных детей и в направлении их интересов);

4) при выявлении учащихся, имеющих устойчивый и продуктивный интерес в интеллектуальных областях, проводить с ними для уточнения диагноза выборочно тесты на общеинтеллектуальную одаренность (например, Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттела), на креативность (например, тест Е. Торранса);

5) своевременно информировать родителей и учителей о выдающихся способностях ребенка и консультировать их относительно особенностей таких детей (с целью своевременного направления ученика в специализированное учреждение и адекватного взаимодействия с ним);

6) если ребенок продолжает обучение в общеобразовательной школе необходимо создать ему оптимальные условия (в частности, отрегулировать нагрузку) для максимальной реализации его способностей в системе дополнительного образования.

Итак, мы рассмотрели некоторые подходы к выявлению одаренных учащихся в массовой школе в связи с требованиями новых образовательных стандартов; представили технологию использования экспресс-анкеты оценки одаренности детей (ДЭО); проанализировали результаты такой экспресс-диагностики в 5-х классах; описали опыт работы ОУ с одаренными детьми. Надеемся, что дальнейшая активность в этом направлении позволит школе в еще большей степени соответствовать современным педагогическим требованиям и тенденциям.



Литература:

1. "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" М. 2009г.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2001. - 448 с.

3. Лиознова Е.В. Успешность общения / Вестник СПбГУ, 2006, сер. 6, №1. с.101-106.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

6. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, 320 с.

7. http://ru.wikipedia.org. Одаренность. Одаренные дети.


Поделиться: