Поиск по сайту

Введение нового предмета ОРКСЭ и опыт организации взаимодействия с родителями


Авторcтво: Баглай Наталья Петровна, учитель истории и ОРКСЭ ГБОУ СОШ № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга


В Образовательной доктрине Российской Федерации, принятой Правительством России в 2000 году говорится следующее:

Система образования призвана к 2025 году обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,… обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

Вот такие грандиозные задачи были поставлены перед системой образования и перед каждым учителем на четверть века. Прошло 13 лет, мы как раз находимся на экваторе этого маршрута. Реформа системы образования идет полным ходом, в исполнение поставленных задач в учебных планах должна появиться новая предметная область- Духовно-нравственная культура народов России, а в расписании школьников уже появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики».

И, если в регионах России новый предмет вводился в течении ряда лет, накапливался опыт, готовились кадры, то Санкт- Петербург вступил в эксперимент на завершающем этапе: только в прошлом году новый предмет был апробирован в 21 учебном заведении города, а в нынешнем учебном году преподавание ведется в штатном режиме повсеместно.

Школа №76 Выборгского района, где я работаю, была в числе экспериментальных городских площадок, поэтому наш опыт преподавания нового предмета и опыт взаимодействия с родителями чуть более долгий.

Не буду останавливаться на проблемных моментах, новое всегда пробивается с трудом. Хочу остановиться на вопросах взаимодействия с семьей в рамках преподавания нового предмета. Почему именно эта тема представляется актуальной?

А потому, что без такого взаимодействия реализовать цели задачи, поставленные в национальной доктрине попросту невозможно, а новый предмет обладает огромным потенциалом для их решения.

Хотелось бы отметить, что взаимодействие с семьей при преподавании курса ОРКСЭ выходит на новый качественный уровень. Важным моментом становится выбор модуля для изучения в рамках нового предмета ОРКСЭ. Администрация школы делает все возможное, чтобы выбор был сделан родителями максимально сознательно и ответственно. Родителям предоставляется максимально полная информация о предмете, проводятся презентации учебно-методических комплектов. В нашей школе мы используем весь комплект издательства «Просвещение»: пособие и компьютерный диск для учащихся (есть образцы по всем модулям), пособие для учителя и брошюра для родителей. Ответственный выбор модуля родителями предопределяет и дальнейшее сотрудничество семьи и школы. Администрация нашей школы заняла принципиальную позицию, предоставив полную свободу выбора нашим родителям. В итоге, в прошлом году у нас преподавались Светская этика и Основы мировых религиозных культур, а в этом году вместо этики родители выбрали Основы православной культуры.

Поскольку предмет преподается в начальной школе, то участие родителей в школьной жизни традиционно довольно активное. Обычно к четвертому классу уже складывается определенный стиль взаимоотношений классного руководителя, родительского актива и родителей. Подготовка к введению ОРКСЭ проводится как бы исподволь, на протяжении всего третьего класса. На специальном собрании происходит лишь оформление выбора в виде решения родительского собрания.

Родители обеспечивают все выходы из школы, активно формируют, исходя из своих возможностей и желаний культурную программу, помогают в проведении праздников, концертов, выставок. Активно участвуют в спортивных состязаниях и творческих проектах на школьном, муниципальном и районном уровнях. Конечно, все это является прямым следствием авторитета классного руководителя, его умения организовать, сплотить и увлечь родителей. Большую роль играет и профессиональная работа администрации школы в целом.

Что же нового появляется в жизни класса при введении курса ОРКСЭ? Сверхзадачей нового предмета, безусловно, является не передача новых знаний о различных культурных традициях, хотя когнитивный компонент, безусловно очень важен, а формирование собственной системы нравственных ценностей, которые должны составить основу мировоззрения личности. В суете школьных будней появляется необычный урок, на котором не ставятся отметки, а поднимаются такие вопросы, обсуждаются такие темы, которые могут иметь очень серьезные последствия. Что я имею в виду?

Говоря о совести, милосердии, верности, бескорыстии и других добродетелях, признаваемых всеми народами, учитель всеми способами стремиться вызвать горячий отклик в сердце ребенка, научить его анализировать свои поступки, признавать свою вину, прощать других. В случае удачи, ребенок начинает смотреть на мир по-другому, более чутко, замечая и добро и зло, которое нас окружает. Родители с удивлением могут заметить, что ребенок взрослеет на глазах, что он видит, понимает и не одобряет грубость, ложь и лицемерие, которые исходят от взрослых. Вот к таким поворотам должен подготовить родителей учитель ОРКСЭ.

Каждый ребенок хочет годиться своей семьей, но не у всех в наше время есть такая возможность. Поэтому давая детям творческие задания о семейных традициях, семейных праздниках, подарках и т.п. учитель всегда должен помнить о том, что в классе могут быть ребята из неблагополучных семей и им такие задания будут неприятны. Лучше разбирать жизненные ситуации на примерах из литературы и истории.

Отлично себя зарекомендовала такая форма работы с семьей как олимпиадное движение.

В конце учебного года изучение нового предмета завершается праздником, приуроченным к Дню Славянской письменности, дню Св. Кирилла и Мефодия. Накануне праздника проводится в нашей школе комплексная метапредметная олимпиада Кирилла и Мефодия.

Еще в прошлом году, мы приобщились к системе олимпиад, которые проводятся под эгидой Свято-Тихоновского духовного гуманитарного университета. Это и многопрофильная олимпиада «Аксиос», и Интеллектуальная олимпиада «Наше наследие», и , конечно же, олимпиады по основам православной культуры и светской этики. Отрадно, что, в этих олимпиадах нашлось достойное место и учащимся начальной школы. Задания олимпиады довольно сложные, но очень интересные. Мы в нашей школе придумали проводить предварительные туры. Задания из архива прошлых лет предлагаются ребятам на дом, для семейного решения. По отзывам родителей, это позволяет объединить три поколения, т.к. активно участвуют не только родители, но и бабушки и дедушки. Это очень отрадный факт и этот ресурс нужно использовать более активно.

Очень важной формой работы с семьями мы считаем проведение мониторинга отношения родителей к различным сторонам школьной жизни. Для определения удовлетворенности родителей новым предметом была разработана анкета, которую родители заполнили на родительском собрании в феврале 2013 г. Позади уже две трети учебного года, можно сделать выводы. Что же показали наши исследования:

На слайдах будут представлены результаты, полученные при обработке анкет родителей школ выборгского района Санкт-Петербурга, которые отражают ситуацию в городе. Большинство родителей выбрали Опк, Омрк, или СЭ, другие модули выбирались значительно реже.

Приложение: презентация «Введение нового предмета ОРКСЭ и опыт организации взаимодействия с родителями»

Слайд 1

Уже на этом слайде мы видим, что желания ребенка учитываются примерно 20% родителей, но в

Случае выбора ОПК 70% - предпочтение семьи, а в случае выбора ОМРК или СЭ 70% - по рекомендации учителя.

СЛАЙД 2

Отношение родителей к безоценочному обучению в подавляющем большинстве положительное.

СЛАЙД 3.

Оценка учебного пособия.

На слайде видно, что родители, выбравшие в соответствии с предпочтением своей семьи модуль ОПК , с интересом читают пособие, а вот у тех, кто последовал рекомендациям школы часто не хватает времени на знакомство.

Сложно и непонятно- такое мнение имеют родители, выбравшие для своих детей модули ОМРК и СЭ. Естественно для православных родителей практически все понятно, на любой вопрос ребенка им легче дать разъяснения.

СЛАЙД 4

Отношение к предмету

Среди родителей, избравших модуль ОПК, оценка безусловно положительная, часть родителей выказалась за изучение его в старших классах, и никто не счел его бесполезным.

Среди родителей, выбравших ОМРК или СЭ, более половины считают предмет полезным, но появляются и разочаровавшиеся, считающие его бесполезным.

Слайд 5

Сотрудничество со школой

Большинство родителей в качестве главной формы отметили – помощь в подготовке д/з, ну не будем забывать, что это начальная школа. Отрадно, что при безотметочном обучении родители не пускают процесс на самотек. Примерно треть родителей активно участвует в социо-культурных событиях, а около 10-15% активно контактируют с учителем по поводу нравственного развития детей.

О том, что нет сотрудничества сообщили 5-10% респондентов, чьи дети изучают ОМРК или СЭ.

Хочется опять вспомнить ситуацию выбора модуля. Там, где в основу выбора было положено предпочтение семьи, сотрудничество оказалось более результативным.

В завершении хочется отметить

• Курс ОРКСЭ имеет реальную основу для эффективного сотрудничества с семьей, обладает большим потенциалом для пропаганды семейных и общечеловеческих ценностей, профилактики конфликтного поведения, гармонизации детско-родительских отношений.

• С введением курса ОРКС расширяются возможности формирования нравственного здоровья нации.

Спасибо за внимание!


Поделиться: