Поиск по сайту

Развитие движений девочек и мальчиков. Гендерный подход в физическом образовании в условиях дошкольного учреждения


Авторcтво: Петухова Татьяна Валентиновна, руководитель физического воспитания ГБДОУ №34 Выборгского района Санкт-Петербурга


В современном образованном процессе гендерный подход является одной из серьезных и значимых проблем.

Гендер – есть отражение социально-обусловленной природы мужского и женского.

Древний философ Лукиан писал, что создав мужчину и женщину, природа предпочла, чтобы они оставались верному естеству. Женщина, с мужским образованием и даже в мужском платье, всегда должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы.

Под флагом биологии раскручивались некие ужасные идеи. Утверждалось, что, поскольку у женщин мозг меньше они годятся только для ведения домашнего хозяйства и материнства. Вот почему женщины были лишены права голосовать, получать равную с мужчинами зарплату, владеть собственностью.

В XVII – XVIII вв. при Петре I физическое образование стало носить государственный характер, но физическое образование было только для юношей, «Воспитание и образование девушек было совсем бедственным. Всякий физический труд считался для них вредным» (Д.И. Латышина, 1998).

В XVIII веке меняется отношение русского общества к женщине, которой предстоит быть не «Затворницей в тереме», а матерью «новой породы свободных граждан России». Особый интерес представляет опыт организации женского физического воспитания в женских учебно-воспитательных учреждениях Ведомства Императрицы Марии Федоровны, где было обращено особое внимание на гимнастику (И.А. Свиридова, 2003).

Особое внимание заслуживает пропаганда Е. А. Покровским (1838 – 1895г.) физического образования девочек. Е.А. Покровский приводит пример физического воспитания женщин в Спарте: «Чтобы иметь женщин по возможности способных производить отличных детей, там девицам предписывался особый курс телесных упражнений, совершая такого рода мускульные упражнения на солнце и чистом воздухе, они росли крепкими и здоровыми, несмотря на такое мужественное развитие, спартанки в то же время были привязанными супругами и добрыми хозяйками» (1890). В 90-е годы XXI века, в контурах системы гимнастики для девочек он отметил то, что в начале XX века предложил французский педагог Демени в его «каллонистической» гимнастике для женщин.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем П.Ф. Лесгафта (1837 – 1909). В его научных работах нашли отражение передовые идеи индивидуального подхода в системе физического образования. П.Ф. Лесгафт положил принципы учета половых, индивидуальных, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей: «При физических упражнениях мы должны, прежде всего, думать об организме ребенка, его темпераменте и отнюдь не подводить всех под один шаблон» (о физическом образовании в школе, 1984г.). Однако П.Ф. Лесгафт критически относится к гендерному стереотипу в физическом образовании: «Беспочвенная, исключительно эмпирическая педагогика не выяснила до сих пор огромного значения личности, почему и явилась возможность отличать мужское и женское образование, и допускать половое различие при воспитании, человеческой личности. Необходимо, чтобы в обществе укоренилось убеждение, что цель воспитания как мужчины, так и женщины всегда одна и та же: развитие сознательного человека» (Антропология и педагогика, 1898 г.). П.Ф. Лесгафт пропагандировал общее физическое образование, так как долгое время женское образование было не на должном уровне. Половые различия если учитывались в индивидуальном подходе, то акцент на полодифференциацию в образовании не ставился.

В начале XX века теория и методика физического образования в России сформировывается как серьезная научная и учебная дисциплина, «но, к сожалению, многое из того прогрессивного, что было создано на рубеже XIX – XX вв. отечественной и зарубежной школьной педагогикой, оказалось невостребованным и просто отвергнутым» (Б.Р. Голощапов, 2001г.).

В 20-х годах был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Содержание собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программ. С 30-х годов программной и нормативной основой системы физического образования является ГТО, предусматривающий различные учебные нормативы девочек и мальчиков. Ориентир был на военно-физическую подготовку. Материал по гимнастике для девочек и мальчиков содержит принципиальные отличия по структурному содержанию, но только с 5-го класса. Физическое образование переориентировано на спортивную подготовку. С 1970 года программа по физическому образованию становится различной для юношей и девушек старших классов. Для мальчиков вводится раздел – «Борьба классическая», для девочек – «Гимнастика», с материалом по художественной гимнастике. Это значительно повысило интерес школьников к урокам физической культуры, но материально-техническая и профессиональная база для этого нововведения не была готова.

В наше время только около 40% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают урок как развитие двигательных способностей, а девочки – как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т.п. (Е.Г. Еделева).

Доминирующим 47% школьниц, является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 27% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – у 15%, научиться играть в волейбол. Баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье – у 11% школьниц.

Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Учителя испытывают повышенные нервные нагрузки, дети все реже приносят из дома хорошие манеры. Количество педагогов-мужчин катастрофически сократилось. Для большинства мальчиков физкультура – любимый предмет в школе. Это возможность выплеснуть энергию, это закалка характера и повышение самооценки, это укрепление здоровья. Но пока физкультура совместная, энергетический потенциал мальчики используют не в полную силу. А это грозит выходом энергии в какие-нибудь неприятности.

Физическое образование для мальчиков – это школа жизни, школа мужественности, где усваивают:

- как уметь проигрывать;

- как уметь побеждать;

- как быть частью команды;

- как выкладываться «на все сто»;

- как трудом и практикой достигать цели.

Физкультура могла бы стать и любимым предметом у девочек, если бы была раздельной. Девочки бы смогли проявить себя в ритмической гимнастике, танцах, и могли бы приобрести такие качества:

- женственность;

- выразительность движений;

- уверенность;

- грациозность;

- стройность;

- изящество и т.д.

Предпосылки гендерного подхода

в физическом образовании детей дошкольного возраста

Основой физического образования малышей во все времена являлись игры и физические упражнения. Содержание физического воспитания в России определяется, традиционными формами народного семейного воспитания.

Древнерусское воспитание – это дом, семья, «…это воздействие среды, обычая, живого примера» (В.О. Ключевский, 1913). В XV – XVII вв. игровые средства воспитания были одним из первых педагогических изобретений человечества. В атмосфере материнской любви ребенок приобщался к первым играм. С самого начала своей жизни ребенок оказывался во власти пестушек, потягушек, прибауток, потешек. Их цель – забавляя, потешая ребенка, выполнить с ним своеобразные физические упражнения, направленные на укрепление мышц торса (Д.И. Латышина, 1998).

Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий крестьянской жизни. В воспитании маленьких детей не было разделения по половым отличиям, но в играх проигрывалась социальная роль мужчины и женщины. Так, мальчики играли с палками, состязались в стойкости, метали орудие; девочки играли в крестики, классы, фанты, прыгалки. В совместных играх, таких как: «Женитьба», «Невесту искали», в хороводах с песнями, дети проигрывали роли женщины и мужчины. В праздничные дни устраивались игрища: мужчины с мальчиками устраивали кулачные и палочные бои, женщины с девочками катались на качелях и досках.

Значительно от народного воспитания отличалось дворянское. К дворянским детям применялось «нормативное воспитание». Для мальчиков физическая подготовка: с 4-х летнего возраста – фехтование, танцы, плавание. Девочки в этом возрасте находились на воспитании матерей, нянюшек.

Во второй половине XIX века на развитие дошкольного воспитания повлияли идеи Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского. Н.И. Пирогов (1810-1881г.) в статье «Вопросы о жизни» обратил внимание на назначение матери, воспитательницы в жизни ребенка. Он писал: «Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства,…делаются главными зодчими общества…». П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909г.) важную роль в развитии ребенка отводил семейному воспитанию, а в семейном воспитании играм. Игра рассматривается как «упражнение, посредством которого, ребенка готовят к жизни». П.Ф. Лесгафтом была разработана целостная система подвижных игр для детей дошкольного возраста, с учетом анатомического строения тела, природного назначения частей тела: «Системное проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество». В труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт указывает на необходимость образования женщины: «Воспитание ребенка в самые первые годы жизни находится в руках матери. Содействовать действительному образованию женщины составляет самую насущную задачу всякого общества» (1893г.) в связи с этим в 1986 году были организованы курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования. Слушательниц готовили к воспитанию детей дошкольного возраста.

В российском дошкольном воспитании учитывается опыт зарубежный, это идеи Ф. Фребеля, М. Монтессори.

Фридрих Фребель (1782 – 1852г.) создал немецкую систему дошкольного воспитания. В 1840 году дал название «школе для маленьких» – «детский сад». Цель воспитания Ф. Фребель определял как развитие природных способностей ребенка: «Дитя есть часть природы и мира вообще». Ядром педагогики детского сада Ф. Фребель сделал игру: «Детский сад – это большая игра самой жизни, но только в ее маленьких истоках, так как очень важно, чтобы ребенок в будущем стал дельным членом всеобщей большой жизни, то исключительно важно, чтобы он стал и был дельным членом игровой жизни. Поэтому уход за игрой детей и руководство ею требуют величайшего внимания». Большое внимание в воспитание ребенка Ф. Фребель уделял физическому развитию, в частности гимнастике: «…Ведь тело человека с его членами и является тем, чем человек непосредственно дает знать о своей жизни, о своем внутреннем мире, выявляет свое существо вовне и созидает».

Система Марии Монтессори (1870 – 1952г.) – пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, на рубеже XIX – XX вв. В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – жизнь; «любая жизнь есть существование свободной активности». Смысл метода, продвинуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свою природу.

Передовые идеи отечественных и зарубежных классиков педагогики в начальном воспитании основаны были на индивидуальном развитии ребенка. «Детский сад должен обеспечивать ребенку всестороннее развитие, развитие ребенка как целое (как индивидуальность) и как часть целого (как социальных существ)» (Ф. Фребель, 1840г.).

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику.

Государственная регламентация дошкольного физического воспитания началась после революции 1917 года. Были организованы первые дошкольные учреждения – детские сады и ясли. Основоположниками теории и методики дошкольного физического воспитания стали В.В. Гориневский, Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин. Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах советских педагогов. Е.А. Аркин развивал проблему индивидуального подхода к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская – в игровой деятельности, А.П. Усова – в процессе обучения.

Представители дошкольной педагогики указывали на принцип индивидуального подхода к детям, основанного на знаниях психологии, физиологии, анатомии: «Процесс всестороннего развития личности включает в себя целостную систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей и склонностей. Каждый ребенок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи.

К концу XX века сформировывается теория и методика физической культуры дошкольников как серьезная научная дисциплина. Индивидуальный подход является одним из основных принципом советской педагогики. Коллективные формы работы на физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку. В процессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками педагог должен учитывать состояние их здоровья, тип нервной деятельности, а также половые особенности. Необходимо создать такие условия для развития дошкольников, в которых их физические и духовные возможности раскроются полностью.

В дошкольной педагогике наряду с понятием «индивидуальный подход» появляется понятие «дифференцированный поход». Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы. Дифференцированный подход – общее понятие, в которое входит и гендерный подход (дифференциация по половому признаку). Но гендерный подход не рассматривался так широко в дошкольном воспитании, потому что не был еще актуален.

Особенности физического развития

мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Современные требования общества к формированию самобытной и способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. Приоритеты воспитания мальчиков и девочек заключаются не только в закреплении жестких стандартов поведения, но и в изучении потенциала каждого, создании условий для реализации потребностей, организации партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимания в отношениях разнополых детей при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках. Гендерный подход предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. (Рыков С.П. 2001г.).

Гендерная принадлежность ребенка дошкольного возраста не ограничивает его половые принадлежности. Социальная природа самого термина объясняет несовпадение поведенческих характеристик человека того или иного пола с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты: мальчик – сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка – ласковая, ведомая, ожидаемая, нежная, а с другой – гендерная типология проявляется в ситуативном доминировании маскулинности (феминности, и степень проявлений не регламентируется половой принадлежностью. Мальчик в некоторых ситуациях может вести себя по женскому типу, проявлять мягкость и сговорчивость, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.

Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3%. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела – до 10 лет, а в массе – примерно до 8,5 лет.

Дыхательная система

До периода полового созревания максимальное потребление кислорода почти одинаково. С 6-7 лет у девочек преобладает грудной тип дыхания, а у мальчиков – брюшной.

Нервная система

По данным Н.Е. Высотской и А.П. Пинчукова, среди мальчиков 6-7 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин. Девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста.

Физическое развитие и работоспособность

Начиная уже 3-4 лет эффективность выполнения легкоатлетических упражнений у мальчиков выше, чем у девочек.

А.А. Зданевич также выявил, что дальность метания мяча у мальчиков почти в 2 раза больше, чем у девочек.

Мальчики 7 лет имеют более высокие показатели в беге на 30 м, прыжках в длину с места (А.П. Горский). Большая прыгучесть мальчиков по сравнению с девочками выявлена в работах Л.Н. Соловьева.

При одинаковой по мощности нагрузке у девочки ритм сердца ускоряется значительно больше, чем у мальчиков.

Медики отмечают хорошую приспособляемость женского организма к нагрузкам на выносливость. Однако наблюдаются и неблагоприятные изменения в организме.

Тренируемость мышечной силы у девочек тоже меньше, чем у мальчиков.

В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия. Многие авторы отмечают, что «стартовые возможности» в жизни девочек и мальчиков различны. У мальчиков и девочек существуют различия в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах (общий суточный расход энергии несколько больше у мальчиков, чем у девочек); различаются и физические возможности.

В возрасте 6 лет девочки дигестивного типа превосходят мальчиков астеноидного, мышечного и торакального типа по весу и обхвату груди, и почти не уступают мальчикам астеноидного типа по длине тела.

Большие темпы роста и созревания девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить тем, что в крови первых имеется большая концентрация гормона роста – соматотропина, чем в крови вторых.

И.А. Корниенко (1979г.) доказал, что у девочек во всех возрастах (с 5 до 11 лет) энергообмен покоя ниже, чем у мальчиков.

Начиная с трехлетнего возраста, все более различаются отличия мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в проявлении эмоциональности; заметно различается и поведение. Мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминистичны.

Уже в три года у мальчиков выше порог болевой и тактильной чувствительности, они не так скоро чувствуют боль. Мальчики меньше спят. У них лучше развиты мышцы. Мальчики меньше любят сладкое. Ученые выяснили, что в шесть месяцев у мальчиков замедляется сердцебиение при прерывистых звуках, а у девочек при мелодичных. К началу второго года мальчики охотнее уходят с рук матери, не так охотно возвращаются к ней, как девочки. Они более самостоятельны и активны.

Мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что неврозы у мальчиков дошкольников встречаются значительно чаще, чем у девочек).

Ученые О.Г. Аракелян и Л.В. Карманова отмечают, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По их мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности. Авторы указывают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6-7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.

Изучая особенности двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке, М.А. Рунова подчеркивает наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) у пятилетних. Автор приводит следующие данные: средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370; мальчиков 6 лет – 2500, девочек – 2210; мальчиков 7 лет – 3275, девочек – 3040.

Наиболее благоприятным для девочек 5-6 лет, считает Т.Ю. Логвина, является режим двигательной активности (до двух с половиной часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста – режим большой двигательной активности (до трех с половиной часов в неделю).

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников тоже имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их способности, связанные с полом.

В эмоциональней сфере различия столь же показательны. Мальчики, когда устают «перестают соображать», но внешне держатся. Девочки, когда устают – страдают эмоционально, могут расплакаться. На самом же деле мальчики переживают не меньше, чем девочки.

С.О. Филиппова отмечает, что у мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, космонавтов, моряков), чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойные игры на семейно-бытовые темы («Дочки-матери», «Магазин», «Детский сад»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики – с мальчиками. Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки – природу, людей. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны.

Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, девочки отвечают, что они хотят быть врачами, учительницами, балеринами, продавцами, а мальчики – космонавтами, шоферами, летчиками, полицейскими, военными. Дети называют профессии характерные для соответствующего пола.

У девочек отмечают большую зависимость от взрослых, послушание, у мальчиков – большую агрессивность и независимость.

Большая потребность мальчиков в двигательной активности приводит и к своеобразию их поведения по сравнению с девочками. Они больше ерзают и отвлекаются на занятиях, более шумно ведут себя в играх и, следовательно, чаще нарушают дисциплину. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большое пространство, чем девочкам. По данным В.П. Еремеевой и Т.П. Хризман пик работоспособности у девочек раньше, чем у мальчиков. Поэтому чаще на вопросы, сначала отвечают девочки, а затем мальчики. Девочки «забивают» мальчиков в речевом плане, но их ответы более однообразны, их мышление однотипно. Среди мальчиков больше индивидуальности, они нестандартно и мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают в словах, а предпочитают раскрываться в активных движениях.

Гендерный подход в физическом образовании дошкольников рассматривается: в трудах Е.П. Ильина: «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003), «Психология физического воспитания» (2000), отмечаются половые особенности детей в физическом воспитании; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман в книге: «Девочки и мальчики – два разных мира» (2001), отмечают полоролевые особенности детей основанные на нейрофизиологических процессах; Т. Фуряева в издании «Проблема полового воспитания» (1998), указывают на необходимость формирования психологического пола у ребенка в дошкольном возрасте; С.О. Филиппова в книге «Мир Движений мальчиков и девочек» (2003), предлагает формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек на практике, в процессе занятий по физическому воспитанию.

В программе «Театр физического воспитания дошкольников» Н.Н. Ефименко, выдвинута идея о разнополом физическом воспитании детей. Отмечается, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатического ребенка, а не на мальчика и девочку. Предлагается на отдельных этапах занятий по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы. Подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных физических качеств (у девочек – гибкость, ловкость, у мальчиков – силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадлежит мальчику. Автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек. Н.Н. Ефименко утверждает: «В природе уже давным-давно все есть – необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Мы хотим выпускать из детского сада личность, способную не только адаптироваться в любом общеобразовательном пространстве, но и имеющую достаточный потенциал в сфере двигательной подготовленности и функциональных возможностях.

Для реализации этого направления учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими и мужскими.

В нашем детском саду на занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

1. различия в подборе упражнений;

2. различия в дозировке;

3. различия во времени;

4. различия в подборе оборудования.

Предлагаем вам конспект открытого занятия: «Движение девочек и мальчиков» в подготовительной группе.

В течение учебного года был проведен мониторинг физической подготовленности дошкольников, который проводился по двум блокам:

1 блок: уровень развития физических качеств

2 блок: степень сформированности двигательных навыков

Тестирование показателей двигательной подготовленности

Способности

Тесты

Единицы измерения

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места

См

Координационные

Челночный бег 5х6м

Сек

Собственно-силовые

Подъем в сед из положения лежа на спине

Кол-во раз за 30 сек

Координационные

Метание теннисного мяча в цель

Число попаданий

Скоростные

Прыжки через скакалку

Кол-во раз за 30 сек

Координационные

Ведение мяча

Кол-во раз за 30 сек

Проанализировав мониторинг (итоги мониторинга), мы получили следующие результаты, в зоне риска детей нет, мальчики и девочки развиваются в меру своих способностей. Мы пришли к выводу, что проведение таких занятий способствует лучшему развитию физических качеств, у детей улучшились показатели физического развития, изменилось отношение детей к занятиям физкультуры, друг другу.

Гендерный подход на занятиях помогает больше раскрыть и раскрепостить детей, снять психоэмоциональное напряжение, процесс обучения становится интереснее, у детей повышается уверенность в себе, в свои силы, поднимается самооценка, что благотворно влияет на здоровье детей.


Используемая литература

1. Рыжов С.П. Гендерные исследования в педагогике //Педагогика. 2001.№7.

2. ЕремееваВ. П. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.

М.: Линка-пресс, 1988.

3. ЕфименкоН.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Линка-пресс, 1999.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. Пособие для студентов. – СПб., 2000.

5. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб.: Детство-пресс, 2001.


Поделиться: