Поиск по сайту

Обучение анималистической скульптуре в детской школе искусств способом эстетического погружения в образ


Авторcтво: Степанова Елена Андреевна, преподаватель школы искусств №10 Выборгского района Санкт-Петербурга, член СХ России


Анималистику можно считать самым древним жанром изобразительного искусства. Пещерные рисунки первобытных людей передают нам зооцентрическую, а не антропоцентрическую картину мира. Огромный мамонт и маленькие фигурки охотников вокруг него. Еще не было, по-видимому, и языка, эти люди объясняются жестами. Но уже кто-то, самый талантливый, впервые изобразил в пещере животное – источник пищи, одежды в виде шкур. И первые фигурки, вылепленные из глины, необязательно были человеческими, ибо фигурку животного вылепить проще.

Еще не существовало музыки, архитектуры, театра, а анималистическая скульптура уже играла значительную роль в жизни человечества – религиозную – тотемы, обереги, которые потом трансформировались в Древнем Египте в фигуры сфинксов – человеко- львов, богов с птичьими и собачьими головами и телами людей, в Древней Греции в кентавров, человеко-коней, причем непонятно, какое начало в подобной фигуре главное – человеческое или животное. Крылатые быки на воротах богини Иштар в древнем Вавилоне, металлические фигуры трех львов в Древней Индии, примеров не счесть.

Эти фигуры львов стали гербом современной Индии. Вообще всю геральдику с древнейших времен не возможно представить без изображений животных. Византийский орел, перелетевший после падения Константинополя на российский герб, есть сейчас на гербах Австрии, Албании, Сербии. Кенгуру, как символ Австралии, на ее монетах.

Подобно тому, как человек в стадиях зародыша проходит этапы филогенеза предыдущих видов позвоночных, так и маленький ребенок, впервые начинающий рисовать, изображает фигурки людей и животных похожими на наскальные рисунки первобытных людей. Это производное генетической прапамяти человеческого рода. Анималистическая скульптура наиболее подходящий жанр для ребенка. С собаками, кошками, морскими свинками, хомяками обычный домашний городской ребенок знакомится с младенческого возраста. Анималистическая скульптура наиболее подходящий жанр для начала обучения скульптуре вообще.

В средневековой России практически не было анималистической скульптуры. В декоративно-прикладном искусстве анималистические мотивы прослеживаются в резных орнаментах, украшающих наличники окон деревянных строений, чаще жилых домов, сельских крестьянских изб. Детские игрушки в виде фигурок животных, птиц, рыб; изделия народных промыслов.

Реальное появление анималистической скульптуры в России произошло на фоне петровских реформ, апофеозом которых можно считать скульптуру льва, символизирующую поверженную Шведскую державу. Льва, пасть которому раздирает библейский Самсон в царской парадной резиденции Петергофе. (Скульптор Б-К. Расстрелли)

Таким образом, Петербург на гребне петровских реформ стал первым центром анималистической скульптуры в России. Появились конные памятники, как в старой римской имперской традиции – Петру у Михайловского замка, так и новаторски- революционный Медный всадник, где одинаково важную роль имеют фигура Петра с указующей направление на европейскую цивилизацию дланью, так и анималистическая скульптура: вздыбленный конь, топчущий змею, символ пробудившейся ото сна России. Не исключено, что Фальконе тяготел больше к анималистической скульптуре и конь изваян с большой любовью, тогда как самое главное – голову самодержца – скульптор поручил своей ученице. В Европе этот памятник сравнить не с чем, тогда как расстреллиевкий памятник вполне традиционен, аналоги есть как в древнем Риме, так и во Флоренции эпохе Возрождения.

Термин «Анималистический жанр» появился в 1831 году во Франции (Антуан Луи Бари , Кристоф Фратен, Александр Жуйоне). В России в 19 веке появился гений анималистической скульптуры Петр Клодт , кони которого украшают не только Петербург, но и другую европейскую столицу город Неаполь. Копии конных фигур были подарены Николаем Первым королю Обеих Сицилий Фердинанду Второму.

Обилие декоративных львов перед барскими особняками Москвы и Петербурга было основным мотивом анималистической скульптуры того времени. Настоящий взрыв, праздник анималистического искусства, имеющий мировое значение, скромный памятник баснописцу И. Крылову в Летнем саду. Пьедестал украшен многочисленными скульптурами животных и птиц, упоминаемых в произведениях.

В начале 20 века вслед за Скандинавией и Финляндией в Петербурге появился архитектурный стиль северный модерн с национальной составляющей в русле поисков русской самоидентичности. Этот период характеризуется появлением декоративной скульптуры в виде животных, обитающих в северных странах – медведей, рысей , сов на фасадах знаменитых доходных домов архитекторов Лидваля, Васильева, Бубыря. Главная фигура анималистической скульптуры того времени Евгений Лансере. Фигуры казаков с лошадьми, скульптуры охотничьих собак представлены в экспозициях Русского музея.

Особенно процветали анималистические мотивы в самых простых бытовых вещах. Лампы в виде птиц, зверей, ножницы с клювом цапли – множество таких предметов было тогда почти в каждой петербургской семье, причем авторы этих вещей в большинстве своем остаются до сих пор неизвестными.

В 20-е годы двадцатого века стала развиваться совершенно новая отрасль зоологической науки – зоопсихология. Центром этих исследований стал московский Дарвиновский музей. Из его стен вышли первые отечественные анималисты. В мастерской при музее, возглавляемой скульптором с дореволюционным стажем В.А.Ватагиным, работали К.Флеров, Н.Формозов, Д.Горлов.

Василий Андреевич Ватагин (1883-1969), учился в Германии у Капштейна, много путешествовал по Азии. Он единственный из анималистов получил сталинскую премию с формулировкой «За работы по анималистической скульптуре». Впоследствии профессор Московского высшего художественного училища. Его ученики, начинавшие студентами- таксидермистами, тоже стали известными художниками и учеными. Константин Константинович Флеров (1904-1980) стал директором Палеонтологического музея, как анималист прославился восстановлением облика динозавров по ископаемым останкам. Дмитрий Владимирович Горлов (1899-1988) впоследствии стал главным художником керамического завода в Гжели. Автор восьми рельефов для памятника И.А.Крылову в Калинине.

В тридцатые годы на анималистов обратило внимание государство в связи с открытием павильона животноводства на ВДНХ. К середине пятидесятых годов станковая анималистическая скульптура уже сформировалась как отдельный жанр. В семидесятые годы природа стала восприниматься не как фон для трудовых свершений, а как условие выживания человечества. Животных все меньше в дикой природе, художники все больше работают в зоологических садах. Для современных анималистов важно отобразить эмоциональные проявления животных – позы, повороты, создать групповые композиции, использовать новые материалы, В этой связи можно процитировать Я. Тугенхольда: «…в этом плане в нашем современном анимализме открывается нам какая-то большая потенциальная энергия , которой иногда не хватает в нашей скульптуре». Основателем ленинградской школы анималистической скульптуры следует считать ученика Ватагина Константина Константиновича Флерова, который после окончания МГУ тридцать лет работал в Ленинграде в Зоологическом институте, параллельно работая совместно с академиком Ватагиным в Дарвиновском музее в Москве. Работы Флерова можно увидеть в Петербурге в Зоологическом музее. Современную анималистическую скульптуру в Петербурге невозможно себе представить без фигуры Виталия Михайловича Новикова-Варгачева . Патриарх ленинградской скульптуры, девятилетним мальчиком эвакуированный из блокадного города, учился у таких мастеров как В. Г. Стамов и В. Б. Пинчук. Он в настоящее время является, по моему мнению, крупнейшим мастером анималистического жанра в Санкт-Петербурге и России.

Пластическое искусство его строится на личных наблюдениях за животными в зоопарках, цирках и в природе разных климатических зон земного шара. В таких работах как «Бык Ватусси» 2000 год, бронза, камень, литье свободная импрессионистическая лепка передает динамику композиции, громадную силу животного, максимально используя возможности материала, избегая при этом натурализма. Работает скульптор и в фарфоре (цикл, посвященный русской фауне) и в дереве. Целиком посвятив себя анималистике, Варгачев расширил рамки жанра, передавая через психологизм образов всеобъемлющую картину природы, красоту окружающего мира.

В Санкт-Петербургском Союзе художников в настоящее время ежегодно проводятся специалированные выставки анималистической скульптуры, на которых заявило о себе много молодых перспективных скульпторов-анималистов. В этом ряду можно назвать М.В.Лапачугина, В.А. Илюхина, А.А.Архипова, О.Л. Жогина. На сегодняшний день с выставкой сотрудничают более двухсот петербургских художников. В период проведения выставка становится пропагандистской площадкой петербургских приютов для животных, прививает посетителям ответственное отношение к животному миру к живой природе в целом. Мой многолетний опыт преподавания анималистической скульптуры в детской школе искусств привел меня к мысли использовать в эстетическом и даже этическом воспитании юных художников весь мощный арсенал средств и возможностей комплекса школы искусств в отличие от обычной детской художественной школы, которую я сама в свое время закончила. Внеклассное чтение Сеттона-Томсона, Виталия Бианки и тогда рекомендовалось мне преподавателем. Эти рекомендации я стала использовать с первых дней работы в школе искусств.

В самой первой моей учебной группе было пятнадцать детей, пять мальчиков и десять девочек. В контрольной группе, где я замещала заболевшего коллегу, было столько же детей с таким же соотношением полов. К моменту, когда я получила в свое распоряжение эту группу учащихся, мои ученики уже десять дней работали, готовясь к созданию скульптуры лебедя из глины. Начали мы с чтения сказки « Гуси-лебеди», потом читали «Гадкий утенок» Андерсена. Поговорили о биологии лебедей, упомянув о знаменитой лебединой верности, когда самец до самой смерти не расстается с единственной однажды выбранной самкой. Это скорее даже этическое, а не эстетическое воспитание. В воскресение я организовала для своей группы поход на пруды Приморского парка Победы, где есть лебединый домик на берегу. Лебеди живут практически на свободе, почти как в естественной среде обитания. Удивительно, но многие городские семилетние дети видели живого лебедя впервые. Ребята сделали эскизы карандашом.

Это был их первый выезд на пленэр. В следующие выходные мы побывали в зоологическом музее, поговорили о работе таксидермистов создавших чучела птиц, в том числе гусей и лебедей.

В моей семье от прабабушки остался совок в стиле модерн, где причудливо изогнутая лебединая шея образовывала стилизованную ручку, а распахнутые крылья ложе совка. Произведено это было в Варшаве в 1908 году, на дне имелось круглое клеймо фирмы. Эту вещицу я принесла как бы невзначай на работу и использовала по прямому назначению при уборке помещения. Эта изящная вещь вызвала интерес у детей. Потом мы посмотрели кассету с записью балета «Лебединое озеро» в Большом театре.

Затем я попросила педагога нашей балетной студии провести несколько занятий с моей группой, поставив силами девочек «танец маленьких лебедей». Девчонки вживались в образ, выдавали очень выразительную пластику движений, в которых действительно проступало нечто лебединое.

Такое последовательное с нарастанием впечатлений воздействие на юные души включало в себя литературную составляющую, музыкальную с видеорядом. Проживание отрезка собственной жизни в образе маленького лебедя, каждой клеточкой тела ощущая пластику классического танца под гениальную музыку Чайковского. Как кульминация уже начавшейся внутренней работы над образом выезд на пленэр, эскизы птиц почти в естественной среде обитания.

Апофеозом стал урок лепки, техника работы с глиной для ребенка тут уже вторична, каждый уже сформировал первичный образ лебедя в душе, выносил и выпестовал его в результате внутренней подсознательной работы .

На выходе пятнадцать маленьких глиняных фигурок, которые были созданы за тридцать минут чистой работы, тогда как подготовительная работа продолжалась месяц. Пятнадцать фигурок очень индивидуально-выразительных с разными линиями изгиба шеи, поднятыми и опущенными крыльями. Статика и динамика в зависимости от характера и темперамента каждого ребенка и той внутренней работы, которая была проделана личностью за месяц. Позже восемь из этих пятнадцати работ, то есть больше половины, засветилось на районных и, даже, городских выставках, остальные остались в экспозиции кабинета скульптуры и находятся там и сейчас, десять лет спустя. Они выделяются своей нестандартностью и одухотворенностью среди серых и банальных стандартных изделий. Контрольная группа из пятнадцати учащихся вылепила лебедя за тридцать минут по репродукции, внимание привлекла только одна работа очень талантливой девочки, которую уже тогда выделяли преподаватели, и которая впоследствии окончила Академию Художеств и стала профессиональным скульптором.

Тогда у меня оформилась идея преподавать анималистическую скульптуру с применением всего арсенала комплексного воздействия всем потенциалом детской школы искусств. Синтез различных воздействий литературы, музыки и балета усиливает внутренний эстетический потенциал каждого ребенка. Если в методику обучения школьников вводить некоторые проблемные задания в сочетании с непосредственным наблюдением и выполнять систему практических умственных действий, то это создает наиболее эффективные условия для формирования у них стойкого и действенного интереса к предмету. Такой познавательный интерес становится основой любознательности, которое воспитывается как ценнейшее качество личности. Пути выработки устойчивого интереса к знаниям разные, а познавательный интерес – один из самых важных факторов учебного процесса. Значит и строить учебный процесс надо так, чтобы у детей вырабатывалась постоянная потребность в приобретении знаний .Чтобы верно направить этот интерес к знаниям в мои задания стали носить творческий характер ,объясню подробнее . Познавательный интерес формируется во время всего обучения . Но уровень его может быть разным. Самым элементарным является обычный интерес (непосредственный) к новым фактам, занимательным явлениям и т. д. Более же высоким уровнем познавательного интереса считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Такой уровень интереса требует поиска, догадки, активности в оперировании имеющимися знаньями. Учащиеся должны выходить за пределы имеющихся у них знаний ,переживать ситуации познавательного затруднения на основе сопоставления выделять более существенные признаки изучаемых явлений. Объясню это на примере нескольких фрагментов уроков изобразительного искусства. Пытаемся определить самостоятельно цвет, обозначающий природную зону. Трудно? Нисколько! Зато очень увлекательно, ведь это открытие мы сделали сами, значит, в памяти останется надолго, да еще и рядом с положительными эмоциями. Район крайнего севера, острова Северного Ледовитого океана, мороз, ветер, лед, скалы, покрытые снегом, солнца почти не видно……., так рассуждаем мы вместе с детьми…

-Каким цветом обозначим эту зону? (синим)

-Почему?(он холодный, как холодна земля)

-Двигаемся дальше, чуть ближе к югу. Это уже материк, солнце скользит по промерзлой земле. Оно согревает почву совсем немного, но за этот короткий летний период расцветает все кругом… тундра похожа на цветущий луг, а в метре от неё в глубину вечная мерзлота…. И опять холодный северный ветер…(Догадались: надо в холодную синюю краску добавить теплую, пусть тундра будет бледно-сиреневой)

-Молодцы! А дальше – тайга. Огромные сосны, кедры… (Значит, берем зеленую краску). Не торопитесь, подумайте. Видите, как долго тянется полоса лесов с севера и все ближе и ближе к югу ,вспомните листву деревьев на солнце и в тени…(Поняли: на севере будет холодный цвет а чем ближе к югу все теплее и теплее. Ведь и деревья будут могучими темно-зелеными в центре тайги).

-Верно, сначала идет лесотундра, где только еще появляются деревья, дальше к югу они становятся все больше, все гуще, а чем жарче и суше, чем дальше от влаги и холодных ветров, тем реже становятся леса. Зелень становиться желтей, суше, начинаются лесостепи…

С помощью этого примера я немного показала характер отношения детей к одному из элементов – навыков использования цвета. Это путь к наблюдательности, путь познания, путь к развитию увлеченности. Приведенный пример урока показывает, что опора ставится на активную мыслительную деятельность, строится на довольно высоком уровне развития и обязательно с учетом эмоциональной атмосферы обучения, что и создает условия успешного развития познавательного интереса. Ни для кого не секрет, что уровень знаний не всегда определяет уровень умственного развития ученика, значит дело не только в объеме усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть необходимыми умственными операциями, логическими приемами мышления. Подобные уроки проводятся легко, если они стали системой, если им предшествует соответствующая подготовка. Задания на уроке могут быть самыми разнообразными, но они обязательно должны нести творческий и познавательный характер. Если обучение ориентировано на систематическое развитие активности и самостоятельности мышления ребенка, на формирования у него познавательного интереса, то создаются условия для гармонизации различных подходов в преподавании предметов начального цикла, усиливает их гуманистическую направленность. Потом мне пришла в голову мысль расширить метод эстетического воспитания с использованием всего потенциала исторического Петербурга для улучшения усвояемости уроков анималистической скульптуры. Элементарная прогулка по историческому центру с обращением внимания учеников на скульптуру на фасадах зданий особенно шедевров северного модерна. Многочисленные стилизованные совы, орлы, цапли, рыси, лисицы медведи, волки. В кафе-мороженом на Старо-Невском до ремонта стояли удивительные керамические цапли, потом бесследно исчезнувшие. Одна прогулка в Летний Сад заменит несколько теоретических уроков скульптуры. Пьедестал памятника Крылову это своеобразная энциклопедия русской анималистической скульптуры. Здесь уместны и устные декламации знаменитых басен и выявление их героев, изваянных гениальным Клодтом.

Затем мы лепили этих персонажей на уроках, чтобы потом ребенок мог появиться в Летнем Саду уже с родителями, взяв с собой собственное произведение лису или мартышку, чтобы сравнить с эталонными шедеврами отечественной анималистической скульптуры.

В заключение хочу сказать, что воспитание только тогда может служить основным источником, фактором развития, когда опираясь на научные знания ребенка, воспитатель будет это развития направлять, стимулировать. Именно правильно организованное воспитание может свести воедино, скоординировать, откорректировать многообразие влияний на современного ребенка, поскольку это единственный из формирующих факторов, которым можно планомерно управлять, постоянно учитывая при этом диалектику, окружающей среды, направляя в единое русло процессы развития и формирования. Думаю,что задачи, поставленные вначале выполнены. Ведь воспитание потребности в накоплении знаний, в активном познании мира и на этой основе познавательно-творческой активности младшего школьника, формирующие такие важнейшие стороны личности как инициатива, самостоятельность, настойчивость, развитые духовные интересы состоялось. И в этом помог мир искусств, который решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.



Список литературы

1. Б.М. Неменский. Мудрость красоты. Москва. Просвещение.1981г

2.В.С. Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства. Москва. Просвещение 1983г

3. А.В. Захарова. Мир детства. Москва. Педагогика.1981.

4.Д.М . Кабалевский. Воспитание ума и сердца. Москва. Просвещение. 1981г

5.Н.Л. Лейзеров. Эстетическое и нравственное формирование личности. Москва. Знание 1980.

6. В.М.Мельников Л.П.Ямпольский. Введение в экспериментальную психологию личности. Москва. Просвещения 1985г.

7.Ю.З.Гильбух. Психодиагностика в школе. Москва. Знание. 1990г

8.П.С. Лабковская. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Москва. Просвещение. 1993г


Поделиться: