Поиск по сайту

Выполнение творческого проекта «Технология обработки ткани» в 5-7 классах


Авторcтво: Анисимова Маргарита Юрьевна, учитель технологии ГБОУ средней общеобразовательной школы №62 Выборгского района Санкт-Петербурга


Разработка и выполнение творческого проекта предусматривает самостоятельную, завершенную работу учащихся под руководством учителя. Эта работа формирует способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, применять и использовать приобретенные знания, умения, навыки и информацию, полученную на уроках при прохождении темы «Работа с тканью». Эта тема в каждом классе включает не только знакомство с тканями – материаловедение, но и изготовление одежды своими руками, что является творческим процессом, одним из средств самовыражения, дает возможность реализовать свои замыслы в реальные, конкретные швейные изделия: 5 класс – фартук, косынка; 6 класс – юбка; 7 класс – блузка, ночная сорочка, жилет.

Логика художественного конструирования (дизайна) одежды формирует эстетические и функциональные качества швейных изделий. Девочки учатся составлению эскиза, выполнению чертежа, технологии изготовления женской одежды при поузловой обработке и изготовлению швейного изделия по своему плану.

Следование четкой схеме «идея – эскиз – чертеж – конструкция – технология выполнения – готовое изделие» учит девочек самостоятельно выполнять любое изделие.

В процессе подготовки к творческому проекту, девочки получают не только информацию по всем направлениям, но и определенные знания, умения, навыки, а также знакомство со всеми профессиями: художник – модельер, конструктор, технолог, оператор швейного изделия, демонстратор одежды.

По технологической карте девочки самостоятельно выполняют различные изделия из ткани от начала до конца. Это способствует повышению интереса, выработке навыков в познавательной и трудовой деятельности.

После изучения всей информации учащиеся занимаются аналитическим исследованием аналогичных изделий. Творческий проект включает в себя все полученные знания, умения, навыки, информацию, приобретенные на уроках технологии. Так в 5 классе дети впервые знакомятся с тем, что такое творческий проект, его этапами, путями их реализации, работают на компьютере при оформлении своего проекта.

Этапы включают последовательность выполнения проекта: обоснование возникшей проблемы и потребностей, что является самым первым шагом в процессе выполнения творческого проекта. После объяснения, что может быть проблемой, девочки сами определяют ее для себя, выбирая самую существенную. Затем указывают причину выбора – проблему, ее назначение, применение, ставится конкретная задача и ее формулировка. Создается план работы по изготовлению проектируемого изделия – фартука для того, чтобы не упустить важных моментов в его разработке.

фартук.JPG

Моделирование – выбор модели и описание ее внешнего вида. Учащиеся предлагают модели различной формы и фасона, анализируются достоинства и недостатки, внешний вид и выбирают свой вариант. Оценивают все выбранные идеи: по доступности, срок выполнения, продуктивности, цене (себестоимости). Затем обосновывают свою модель.

Следующий этап – выбор ткани. Здесь надо учитывать способ отделки, ее свойства с учетом экологических требований (гигроскопичность, пылеемкость, электростатичность), необходимое количество ткани.

На качество выполнения работ большое влияние оказывает выбор оборудования, инструментов, приспособлений, дополнительных материалов: бумага для построения выкройки, журналы мод. Перед началом работы обязательным является повторение и соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглой, швейной машиной.

В конструирование и моделирование входит: снятие мерок для построения чертежа выкройки, расчет конструкции по формулам, построение чертежа, моделирование изделия – фасонные линии, дополнительные детали (карман, пояс, отделка). При необходимости проводится корректировка выкройки. Все это включается в технологическую последовательность в виде инструкционной карты.

В расчет себестоимости фартука, косынки, включаются расходы на ткань, нитки, фурнитуру, расходы на электроэнергию, амортизацию оборудования, расходы на оплату труда, с учетом путей реализации готового изделия. Учитываются и экологические обоснования.

С увлечением делают девочки рекламный проект своего изделия – «свое» ателье с товарным знаком «фирмы», наименование изделия и его назначение, несколько рекламных фраз.

В конце проекта идет самооценка своей проделанной работы с описанием своего мнения о выполнении творческого проекта, оценивают трудоемкость работы (в чем были трудности, что удалось, что не очень, что мешало в работе, что помогало).

Оценивают качество выполнения работы, все ли соответствует задуманному. По завершению работы проводится защита проекта в виде показа одежды, которая наглядно знакомит с профессией демонстратора. Учащиеся представляют свое готовое изделие, рассказывают о нем, отвечают на вопросы, защищают свой проект, получают оценки представленного проекта. Изготовление одежды своими руками является средством самовыражения, которое превращается в творческий процесс и дает возможность воплотить свои идеи в реальные конкретные швейные изделия.

При создании творческого проекта у учащихся формируется творческие способности, развивается эстетический вкус, логическое мышление, умение организоваться для деятельности, формируются навыки культуры труда и аккуратности, внимательность, развиваются исполнительские умения.

В 6 классе учащиеся смогут овладеть умением и навыками пошива поясных изделий – юбки.

юбка.JPG


В 7 классе – изготовление плечевых изделий более сложных конструкций с цельнокроеным рукавом – ночная сорочка, блуза, жилет.

Творческие проекты по этим изделиям разрабатываются по соответствующим схемам и отвечают тем требованиям, которые предъявляются учащимся этого уровня обучения.

Компьютерные технологии обучения творческому проекту ориентируются на развитие самостоятельной, познавательной деятельности учащихся при составлении моделирования изделий, оформлении проекта, формированию необходимых навыков и умений. Эти технологии являются более гибкими, чем традиционные, они позволяют определять индивидуальный темп работы, приобретать знания и умения в соответствии с индивидуальными возможностями, а также сочетать с работой в группах. Интернет-технологии дают возможность учащимся практически использовать навыки при составлении и оформлении проекта, обмене мнениями и информацией.



жилет.JPG



Список литературы:

1. Метод проектов в технологическом образовании: пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003

2. Технология: Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы / Под ред. В.Н.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Технология. Обслуживающий труд: Основы мастерства, 5,6,7 кл.: рабочая тетрадь /Под ред. О.А.Кожиной. – М.: Дрофа, 2008.

4. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.


Поделиться: