Поиск по сайту

Планомерная работа по цветоведению «Игра красок в играх с красками»


Авторcтво: Вовченко Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования ГБДОУ №119 Фрунзенского района Санкт- Петербурга


Цветовое восприятие у детей, как известно из научных исследований, развивается раньше, чем умение передавать воспринятое в рисунках.

Поэтому, приоритетом данной работы является ПРАКТИКА. Игра с красками — это исследовательско-практические действия с ними, проведение «опытов» над красками и постоянный тренинг в дидактических играх на интерактивных магнитных досках с имитаторами этих красок.

Объектом таких действий является цвет необходимый для выполнения заданной темы, но отсутствующий в наборе красок из 3-х основных цветов.

Зеленый цвет — объект данного занятия.

Основная задача: расширение диапазона палитры красок применяемых ребенком в его изодеятельности.

Примечание:
В работе по цветоведению в средней группе набор красок пополняется постепенно, начиная с 3-х основных цветов, и с каждым занятием – новым исследованным цветом.

Задачи занятия:

1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:
- развивать цветовое восприятие у ребенка на примере исследования цвета(объекта данного занятия), сравнивая его с имеющимися «под рукой» красками;
- раскрыть «тайну» зеленого цвета;
- дать представление о композиции как способе размещения предметов на листе(трава — главный объект, лужайкой заполняем весь лист);
-продолжать знакомить с жанром пейзажа;
- закреплять знания о временах года;

2. Формирование умений и навыков:
- научить получать краску заданного цвета(зеленого) способом смешивания красок двух цветов(желтого и синего);
- познакомить с техникой смешивания красок двух цветов непосредственно на инструменте(поролоне), нанося одновременно желтую и синюю краску;
- учить детей использовать разные приемы работы поролоном(штампа или мазка короткого и длинного).

3. Формирование творческой активности детей:
- побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного или услышанного;
- содействовать детям в их поисках способов решения возникшей проблемы(отсутствия цвета — объекта занятия;
- поощрять инициативность детей, стремление к экспериментированию, «опытам» над красками, самостоятельным поискам цветового решения.

4. Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру:
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, на основе воспоминаний собственных ощущений, любоваться сочностью цвета травы, ее шелковистостью и мягкостью — словно ковер.

5. Закрепление полученных опытным путем знаний и умений в дидактических играх на интерактивной магнитной доске

Задание:

Создать (нарисовать) картину на тему «Зеленая лужайка», «Летняя лужайка» и т. д.

Материал:

1. Фото, репродукции картин художников для видеоряда.

2. Бумага А-3, краски (3 основных цвета), кисть, поролон.

3. Цветофильтры для исследования цвета.

4. Магниты и магнитные доски для дидактических игр.

5. Таблицы по цветоведению.

Для решения данных задач сложился некий АЛГОРИТМ подобных занятий.

Главный стимул этой работы — ЧУДО: чудо рождения нового цвета, чудо, когда из «ничего» появляется то, что надо и еще много-много оттенков, цветов, когда ребенок сам становится творцом и на им созданной палитре краска «заиграет» совершенно неожиданными для него переливами.

АЛГОРИТМ занятия:

1. Постановка темы и вычленение цвета — объекта занятия.

2. Создание проблемы.

3. Исследование цвета, сравнение его с имеющимися красками. Работа с цветофильтрами.

4. Поиск, т. е. практические действия по получению данного цвета. Чудо — обязательный эффект результата действий.

5. Создание некоторого количества данного цвета для практического задания по теме.

6. Выполнение задания( рисование по теме).

7. Вывод. Закрепление полученных опытным путем знаний в дидактических играх на магнитной доске.

Ход занятия (содержание):

1. Обзор видеоряда.

Примечание:

Главное на картинках — трава: в лесу на опушке, в парке, на побережье у моря, на газоне. . . Картинки не должны быть перегружены излишними атрибутами, такими как: цветы, насекомые, животные. . .Ведь главная цель занятия — цвет. Внимание ребенка не должно рассеиваться.

Показ слайдов чередуется в режиме 5-6 сек на каждый.

-Какое впечатление произвели на вас эти изображения, в какое время года вы на миг перенеслись?

-Почему?

Вероятнее всего, в доказательство своей версии дети начнут свои высказывания с, цвета, с колорита картинок (они зеленые, там много зелени, зеленой травы, деревьев. . .)

Вывод (педагог):

Верно, летом много зеленого цвета. И это не только от того, что листья на деревьях и кустах зеленые, но даже в чистом поле, где нет их, далеко до самого горизонта — зеленый ковер. Это – трава. Летом много травы, зеленой травы, она повсюду: в лесу, в парке, в сквере, на обочине дороги, на газоне во дворе и даже пробивается сквозь трещины в асфальте тротуаров.

Объявление темы: траву, зеленую травку вы и будете сегодня рисовать. Кто-то нарисует и назовет свою картину «Зеленая лужайка», «Зеленая полянка», «Зеленый газон», а может просто «Трава-мурава».

2.Проблема.

Обращаемся к набору красок, ищем нужную для работы зеленую краску, но там только три основных цвета.

- Что делать?

3. Исследование цвета, работа с цветофильтрами.

Рассказ о волшебнице Природе, у которой всего три основных цвета, но она при этом делает мир таким многоцветным, где есть и зеленая трава.

- Как же ей это удается?

Проводим исследование, определяем какие из имеющихся цветов ближе всего подходят к зеленому.

Накладываем поочередно каждый из цветофильтров на зеленый лист бумаги и смотрим, что происходит с этим цветом.

1-ый красный цветофильтр.

- Что видим? ( ответы детей).

Да, зеленый цвет полностью изменился. Значит, красный цвет не подходит, убираем его из набора красок.

2-ой желтый цветофильтр.

- Что теперь видим? (ответы детей)

Теперь зеленый цвет стал светлее, но все-таки остался зеленым. Значит, желтый цвет как бы прячется в зеленом. Оставляем желтую краску в наборе.

3-ий синий цветофильтр.

- А сейчас что произошло? ( ответы детей)

Верно, потемнел, но тоже остался зеленым. Значит, синий цвет тоже как бы прячется в зеленом цвете. Оставляем и синюю краску в наборе.

В результате исследования мы провели сравнение цветов и выяснили, что ближе всего к зеленому цвету подходят два цвета: желтый и синий.

4. Поиск, т.е. практические действия по получению зеленого цвета.

Посмотрим, как волшебница Природа справилась с проблемой, имея только две краски: желтую и синюю. Работа с таблицей-картинкой «Солнце и туча» (методическое пособие к циклу « Цветоведение»).

Прикрыла тучка солнышко, закапал дождик. . .

- Какого цвета капли дождя?

- А какого цвета лучи солнца? (ответы детей).

Когда на небе и солнце, и тучи, дождик называют грибным. После него на земле все бурно растет. Наверно от того, что лучи солнца касаются капелек, и они становятся волшебными. Посмотрим, что с ними происходит.

Вот синяя капля. Вот желтый луч касается ее (желтая краска, расплываясь, смешивается с синей, и капля становится зеленой)

- Чудо. Какого цвета стала капля? (ответы детей)

Верно. И на кисточке должна остаться зеленая краска. Коснемся ею земли, и вырастет травка.

-Так как же произошло это чудо?

Продемонстрировать предыдущий опыт по смешиванию двух красок на цветофильтрах, накладывая на синий цветофильтр желтый и наоборот.

Вывод:

Смешивая два цвета, желтый и синий, получаем новый цвет – зеленый.

5 - 6. Практическая работа с детьми.

Предлагаем детям самим проверить: смешать этих два цвета. В данном случае получение нового цвета происходит на поролоне, который заменяет кисточку. Наносим на поролон кистью синюю краску, а затем поверх нее – желтую (уже на поролоне произошло смешивание).

- Что произошло, какой цвет на поролоне? (ответы детей).

- А какой цвет получится на бумаге? Проверим, работая поролоном, как кистью (либо примакиванием, либо мазками вверх-вниз). Вот и вы стали волшебниками.

Заполняют весь лист. Рассматривают работы, давая им свои названия.

7. Закрепление полученных опытным путем знаний в дидактических играх на интерактивной магнитной доске: «Цветик-трехцветик», «Три друга», «Два друга нашли третьего». . .

Это игра- «молчанка»: педагог задает вопросы ,а дети выкладывают магниты,которые имитируют их ответы, на магнитные доски.
- Какой цвет мы сегодня получали?

Дети выкладывают зеленые магниты. Тех, кто не справился, педагог вызывает к большой магнитной доске и задает дополнительные вопросы.
- Какого цвета трава? Мы этот цвет получали сегодня?

Педагог просит ребенка исправить свой ответ на своей магнитной доске.
- Из каких двух цветов получили зеленый?

Дети выкладывают желтый и синий магниты. Если есть не справившиеся, педагог вновь напоминает историю о капельке дождя, которой коснулся лучик солнца, и показывает таблицу-картинку.

Вывод: У вас на магнитных досках три магнита — три цвета — три неразлучных друга: желтый, синий и зеленый. Всегда рядом они и в цветовом круге.
- Где же место зеленого цвета?
Дети сразу указывают на пустое место в цветовом круге между желтым и синим цветами. Педагог заполняет его и предлагает детям на своих магнитных досках расставить магниты в такой же последовательности.

Такие игры - «молчанки» необходимо проводить чаще всего перед началом занятий либо как физкультминутка (ведь дети должны будут встать, подойти к другим столам с магнитными досками, «пошебуршить» пальчиками в коробках с магнитами).

На других занятиях по ИЗО следует побуждать детей к применению знаний, полученных ими на занятиях по цветоведению. Педагог как бы ненароком убирает краску, карандаш или мелок того цвета, который учились получать на подобном занятии. При затруднениях обращает внимание детей на таблицы по цветоведению.

Вывод: Именно такой АЛГОРИТМ занятий запускает механизм детского творческого процесса по поиску и созданию собственной цветовой палитры. Не сразу у всех и все получится. Но главное – дети раскрепощаются. Путем проб и ошибок кто-то раньше кто-то позже придет к правильному решению. Но ребенок САМ решит СВОЮ проблему. И это главная цель таких занятий.


Список литературы:

1. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве/Т. С.Комарова. - «Педагогическое общество России», М., 2002.

2. Ремизова Л.А. Играем с цветом/Л.А.Ремизова.- «Школьная пресса», М., 2006.

3. Дубровская Н.В. Игры с цветом/Н.В.Дубровская.- «Детство — пресс», С.-Петербург, 2005.




Поделиться: