Поиск по сайту

Опыт организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования


Авторcтво: Киселева Ольга Леонидовна, методист Дома детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга


В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, четко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества. Обозначенный переход от знаниевого к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся сегодня и завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в свое личностное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. Одним из важных принципов создания эффективной образовательной среды является (по мнению Е.Н. Медынского) принцип целостного изучения, который обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по отдельным вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

Одной из важнейших сфер является воспитание. Новый стандарт в качестве личностного результата рассматривает формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, к труду, к своему здоровью, уважения к окружающим людям, освоение социальных норм, развитие морального сознания и компетентности.

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Объединение ресурсов этих учреждений создает образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.

Ядром новой образовательной системы является процесс, организуемый в целях обеспечения дополнительных образовательных возможностей получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям, в образовательных учреждениях разных типов и видов.[1]

Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования детей – Дома детского творчества «Союз» и общеобразовательных учреждений Выборгского района по решению задач воспитания и развития обучающихся через организацию различных форм внеурочной деятельности.

За 20 лет существования у Дома детского творчества «Союз» сложились устойчивые партнерские связи, традиции и способы взаимодействия с ОУ района. Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конференции, конкурсы, концерты, музыкальные гостиные, КВН, общественные акции, семейные вечера, встречи поколений, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности.

Партнерское взаимодействие Дома детского творчества «Союз» и общеобразовательных учреждений района направлено на реализацию требований нового образовательного стандарта и включает несколько аспектов:

нормативно – правовой основой является заключение «Договора о сотрудничестве» между ДДТ «Союз» и ОУ. Перспективы совместной деятельности учитываются в программах развития учреждений. Реализация работы осуществляется на основе совместного планирования на текущий учебный год. Мероприятия отражаются со стороны ОУ – в плане воспитательной работы, планах классных руководителей, со стороны ДДТ «Союз» – в плане отдела организационно-массовой работы и структурных подразделений.

Согласование приоритетных задач – этот основополагающий аспект касается постановки конкретных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, прежде всего в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, проблем социального и личностного становления обучающихся.

Содержание – создание таких форм внеурочной деятельности, которые не являются формальными внеклассными мероприятиями, а организуются как событие, в котором осуществляется непосредственное взаимодействие участников не только с объектами и деятелями культуры, истории, искусства, но и друг с другом, а также с обучающимися других классов и школ. Это позволяет детям приобретать не только жизненные знания, но и опыт самостоятельного общественного действия.[2]

Решение современных задач, нацеленных на устойчивое развитие, влечет постоянный поиск инновационных форм работы. Так, уже второй год проводится замечательный проект – интернет-олимпиада по краеведению, а в этом году стартовала и интернет-олимпиада по правилам дорожного движения «Азбука безопасной дороги».

Надо отметить, что инициатива проектов и мероприятий возникает как со стороны ДДТ «Союз», таки со стороны ОУ. Так, в 2011 году по предложению ОУ №115 была организована игра-квест «Вокруг Серебряного пруда». Задания для прохождения маршрута составляли сами школьники при поддержке классного руководителя. Подготовку и проведение игры, а также награждение победителей осуществляли сотрудники музея «Лесное: из прошлого в будущее» Дома детского творчества «Союз».

Дети и листок.jpgСущественным является то, что с каждым годом взаимодействие между образовательными учреждениями становится все более системным. Это происходит прежде всего за счет реализации совместных проектов. Так, в этом учебном году школьники ОУ №124 и№517 участвуют в проекте по гражданско-патриотическому воспитанию «Край родной, навек любимый…». В рамках этого проекта в течение учебного года проходят культурно-познавательные программы «Мой район», «Мой город», «Моя страна». Школьники не только участвуют в программах, но и выполняют творческие задания, а также готовят презентации собственных выступлений.

дама.jpgРесурсы являются важным аспектом эффективной работы. Безусловно, Дом детского творчества «Союз» обладает большими возможностями в организации образовательной, культурно- познавательной и досуговой деятельности детей и подростков. Профессиональные кадры (педагоги, организаторы, методисты, руководители отделов и структурных подразделений); оборудованные помещения; организационные, информационные и материально-технические ресурсы (в том числе коллекция костюмов, атрибуты, призовой фонд и т.п.) – все это позволяет проводить работу на качественно высоком уровне.

перекресток.jpgСтруктурные подразделения – Районный опорный центр «Перекресток» по обучению детей правилам дорожного движения

лесное.jpg

и музей «Лесное: из прошлого в будущее» обладают уникальными ресурсами и материально-техническим оснащением для проведения самых разных мероприятий, программ и проектов.

Технология взаимодействия образовательных учреждений зависит от вида и направления внеурочной деятельности. Мероприятия в форме конкурсов, олимпиад, конференций и т.п. организуются на основе Положений, которые утверждаются начальником отдела образования, отражаются в плане мероприятий района и доводятся до сведения всех ОУ района через информационный портал системы образования.

Подготовительный этап, как правило, включает стадию переговоров участников – например, классных руководителей и организаторов мероприятия. Проходит согласование действий, определяется область ответственности, при необходимости проводятся технические и сценические репетиции. Анонс мероприятия размещается на сайте ДДТ «Союз» и в СМИ.

Учитывая имеющиеся ресурсы, организацию проведения мероприятий, церемонию награждения берет на себя Дом детского творчества, а подготовку школьников – ОУ.

Такое распределение усилий вполне понятно, так как внеурочная деятельность в школе организуется прежде всего классными руководителями. Не случайно именно классные руководители часто являются «социальными заказчиками» проведения тех или иных мероприятий. Например, 1 сентября 2011 года по инициативе классных руководителей ОУ №517 для учащихся 6-х классов был проведен «День знаний» в форме познавательно-игровой программы, посвященной жизнедеятельности М.В. Ломоносова.

Мониторинг результативности проводимой работы является не только аспектом взаимодействия, но прежде всего компонентом качества. Четко определить воспитательный результат конкретного мероприятия достаточно сложно, но показательной является методика, позволяющая судить о степени эмоционального включения, сопричастности школьников происходящему событию.

Используемые методы и формы мониторинга – наблюдение, мини-опрос, лист отзывов, организация рефлексии, анализ проявления детской инициативы позволяют формировать представление о степени воспитательного воздействия и эффективности совместно организуемой внеурочной деятельности.

К положительному воспитательному эффекту можно отнести тот факт, что участие в мероприятиях школьников средних и старших классов имеет продолжение в виде познавательно-творческих выступлений перед учениками начальной школы.

Слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов дает возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях. Например, на фестивале музыкально-художественного творчества «Дети за безопасность дорожного движения» ежегодно представляются музыкальные номера, композиции и даже сценические постановки с хорошо знакомыми сказочными героями. Оказывается, учить правила дорожного движения совсем не скучно! В мероприятиях, на ряду с общеобразовательными, принимают участие и коррекционные школы. Выступления учеников этих учреждений всегда вызывает искренний восторг зрителей. Команда школы-интерната №33 второй год подряд заслуженно занимает I место в фестивале.

пляски.jpgПроходят мероприятия не только в помещениях ДДТ «Союз», но и на базе общеобразовательных учреждений. Так в рамках реализации программы «Толерантность» силами педагогов и воспитанников Дома творчества в ОУ №124 была проведена музыкальная программа «Многоликий Петербург».

В 2012-2013 учебном году планируется проведение соревнований семейных команд «Азбука семейной безопасности» на территории ОУ №517.

В заключение хочется сказать, что объединение усилий образовательных учреждений создает условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.

Модель взаимодействия Дома детского творчества «Союз» и образовательных учреждений Выборгского района по совместной организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

схема взаимодействия.jpg


Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования –http://standart.edu.ru

2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н, Дополнительное образование детей: Нормативно-правовая база. – М.: «Вестник образования», 2008

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Методический конструктор внеурочной деятельности –http://ipk74.ru

4.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Программы внеурочной деятельности. – СПб., Просвещение, 2011


Поделиться: