Поиск по сайту

К опыту изучения особенностей нравственной сферы личности ребенка


Авторcтво: Абдуллаева Иннас Даниловна, младший научный сотрудник, соискатель PHD; Данилов Игорь Викторович, студент 5 курса филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Ташкенте


Изучением нравственной сферы человека и ее развитием занимались многие представители психологической науки своего времени. Наиболее яркий след в разработке этого вопроса оставили в XX в. такие зарубежные ученые как Ж. Пиаже и Л. Колберг и российский исследователь В.В. Зеньковский.

Изучая развитие мышления, Ж. Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений (Пиаже Ж., 1948).

Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Колберг, американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе он выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Исследуя развитие образа морального суждения у детей, подростков и взрослых, Л. Колберг предлагал им серию коротких рассказов, каждый из которых имел некоторую моральную дилемму. Испытуемым приходилось делать выбор, как поступить в описанной ситуации и обосновать свой выбор. Основываясь на идеях Пиаже о том, что развитие интеллекта подчинено определенным закономерностям, Л. Колберг задался вопросом: «Если интеллект развивается по годам, значит, и моральные суждения у детей формируются в определенной последовательности?». Им была выявлена определенная закономерность – развитие моральных суждений зачастую зависит от возраста. В этой связи психологом было высказано предположение о том, что моральные установки в психике человека, развиваясь, проходят определенные стадии. Так как все многообразие ответов испытуемых в целом распределилось по шести направлениям, то и были обозначены эти шесть стадий. Их анализ позволил сделать вывод о том, что в своих моральных суждениях человек руководствуется либо принципами собственного психологического комфорта – избегания наказания или получения выгод – (Л. Колберг назвал этот уровень предконвенционным), либо принципами «видимого» соглашения – с тем, чтобы чувствовать себя комфортно в социуме (конвенционный уровень), либо формальными моральными принципами – моральные суждения основаны на определенной идеологии (послеконвенционный уровень). (Колберг Л., 1981).

Интересными являются положения о нравственном развитии, предложенные профессором психологии В.В. Зеньковским. Определение внутренних задач собственной жизни, понимание того, как они могут быть решены в условиях существования, и является, по мысли В.В.Зеньковского, основной темой духовной жизни человека. Характеристика каждого периода детства приводится Зеньковским в соответствии с тем, как развивается духовная жизнь в различные периоды детства.

Раннее детство (0-6 лет). Овладение физическими навыками в раннем детстве, развитие интеллекта, овладение культурным наследством создают условия дальнейшего развития в эмоциональной сфере ребенка. Огромное значение в душевной работе ребенка принадлежит воображению, с этим связано центральное явление в раннем детстве ребенка – игра. Большее место занимает осмысление природы, человеческих отношений, «вживление» в духовный мир (Зеньковский В.В., 1995).

Второе детство (7-11 лет). Духовная жизнь в этот период становится более определенной и понятной ребенку через моральную сферу. Ребенок воспринимает идеи и представления о «законе», «норме», «долге». В этом возрасте оформляются моральные идеи и правила. В.В.Зеньковский подчеркивает, что для ребенка естественен гетерономный характер моральных установок, т.е. данных не обществом или людьми, а имеющих иной источник своего происхождения (Зеньковский В.В., 1995).

Отрочество (12-16 лет). Начинается беспокойная и противоречивая пора полового созревания. В этом периоде растущий человек по-новому обращается к своему внутреннему миру. Душа вновь осознает себя перед лицом безграничной перспективы, которая, в отличие от раннего детства, осознается уже не вне, а внутри самого человека. В этом обращении к своему внутреннему миру подросток может одинаково выказать как начатки страстных порывов к самопожертвованию, так и проявления неприкрашенного эгоизма. Отрицание существующих устоев и проявление своеволия в этом возрасте – вторичны, сутью является отрицание практического разума и «непосредственное упоение набегающими влечениями, импрессионизм» (Зеньковский В.В., 1995).

Юность (после 16 лет). В этот период происходит единение внешних увлечений и внутреннего вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Уже найдено, хотя и интуитивно, равновесие между эмпирическим и духовным составом человека. В.В. Зеньковский с особой любовью характеризует этот период. «От юности всегда веет гениальностью, ибо здесь духовный мир действительности одухотворяет и согревает эмпирический состав человека. Этот духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено так полно, ясно и пленительно именно в юности» (Зеньковский В.В., 1995).

При всей глубине анализа и попытке выявить онтогенез развития духовно-нравственной сферы, представленные выше теории, представляют собой теоретические воззрения, не всегда подкрепленные стандартизированными эмпирическими данными. По-видимому, это было связано с уровнем развития диагностических возможностей психологической науки. Более того, одной из самых сложнейших сфер для диагностического изучения в психике человека являются духовно - нравственная сфера.

Современные возможности таких отраслей психологической науки, как тестология и психодиагностика позволяют подойти к решению задач диагностирования особенностей различных сторон нравственной сферы личности, что в свою очередь предоставляет новые возможности для их изучения.

Целью исследования коллектива психологов было создание надежного валидизированного инструмента диагностики особенностей сформированности духовно-нравственной сферы личности. Нами(в соавторстве – профессор, доктор психологических наук Р.И.Суннатова и соискатель PHDфилиала МГУ в г. Ташкенте И.Д.Абдуллаева, а также при поддержке студентов филиала МГУ в г. Ташкенте – И.Данилов, Е.Базарова, А.Мавлянова, Т.Сулейманов) был разработан опросник, состоящий из 63утверждений, которые относятся к следующим шкалам и суб-шкалам:

Шкала 1 - "Принятие других - непринятие других", состоящей из трех суб-шкал, отражающих три сферы взаимоотношений человека с другими:

эмоциональный аспект;поведенческий аспект;когнитивныйаспект.Данная шкала отражает модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, а также концепцию личности как субъекта собственного развития, способного принять ответственность за свое поведение.

Шкала 2 – «Интернальность - экстернальность». Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни являются следствием их собственных действий, и они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Экстерналы не видят взаимосвязи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными как-то влиять на эту связь и полагают, что в большинстве своем все решает случай или действия других людей.

Шкала 3 - "Социальная активность и ответственность" - скорее включает в себя способность действовать в рамках этических и нравственных норм на благо окружающих и себя, а также способность личности принять ответственность за свои решения и поведение на себя.

Шкала 4 - «Рефлексивность». Данная шкала позволяет ответить на вопрос, насколько развита у индивида способность к самопознанию и самооценке, основанной на адекватности системы самоотношения.

Шкала 5 –«Эмпатия». Данная шкала дает возможность определить насколько развита способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого. Проявить эмпатию по отношению к субъекту взаимодействия - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Эмпатия является частью "эмоциональной культуры", которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию человека с окружающими.

При создании опросника мы использовали соответствующие шкалы и некоторые из них утверждения из ряда известных опросников (Д. Роттер – методика диагностики локуса контроля; А.В. Карпов – методика диагностики уровня развития рефлексивности). Однако, в процессе пилотных исследований и внесения редакционных правок в текст утверждений, первичный вариант использованных утверждений был принципиально изменен.

Первоначально, нашей группой была создана взрослая версия опросника, с которой было проведено три пилотных исследования. На каждом этапе была осуществлена дескриптивная статистика и редакция утверждений. Затем, на основе взрослого варианта, был создан подростковый вариантопросника.

Апробация подросткового опросника была проведена на выборке из 68 человек – учащихся 8-9-ых классов средней школы города Ташкента. Полученные результаты были обработаны и проверены на предмет валидности и надежности. В таблице №1 представлены результаты параметров нормальности распределения по каждой шкале.

Таблица №1

Показатели нормальности распределения шкал

по критерию Колмогорова-Смирнова

Шкалы

Критерий Колмогорова-Смирнова

Z-значение

Уровень значимости

Принятие/непринятие

других

1.Эмоционально интегральные характеристики

1,041

0,228

2.Поведенческий уровень

0,633

0,818

3.Когнитивные представления о "я и другие"

0,892

0,403

4.Интернальность

0,959

0,316

5.Социальная активность и ответственность

1,316

0,063

6.Рефлексивность

0,775

0,585

7.Эмпатия

0,903

0,389

Все шкалы, кроме социальной активности и ответственности по значениям показателей центральной тенденции совпадают. Это означает, что респонденты были склонны давать социально желательные ответы по данной шкале, что также отразилось и на показателях нормальности распределения – асимметрия почти в 2 раза превышает свою стандартную ошибку (-0,691/0.291). Критерий согласия Колмогорова-Смирнова по этой шкале показал, что полученное распределение совпадает с теоретическим – Z-значение составило 1,316 при уровне значимости 0,063. Такие значения допустимы для того, чтобы утверждать, что полученные данные имеют нормальное распределение. В результате проведенной математической обработки выявлено, что 22 утверждения опросника требуют редакционной правки с целью нивелирования социально-одобряемых ответов подростков.

Результаты по общему интегральному показателю (сумма баллов по всей шкале) представленные на графике №1, отвечают всем критериям нормальности распределения – Z-значение по критерию Колмогорова-Смирнова составило 0,549 при уровне значимости 0,923.

График №1

Частотное распределение по общему интегральному

показателю (сумма баллов по всей шкале)

Суммарный балл.jpg

Среднее значение (117,7) и медиана (118,5) почти совпадают, показатели асимметрии и эксцесса не превышают своих стандартных ошибок.

Для проверки надежности полученных результатов мы, используя показатель Альфа-Кронбаха, получили коэффициент 0,734. После удаления 22 утверждений, превышавших этот показатель, надежность повысилась до 0,857. Это означает, что около 2/3 всех утвержденийопросника адекватно измеряют заданную нами реальность и являются информативными.

Похожая картина наблюдается во всех вопросах, которые оказались неинформативными по показателю надежности Альфа-Кронбаха. На наш взгляд проблема заключается как в самой формулировке утверждения, так и в используемой нами 4-х вариантном выборе ответов. Над каждым из утверждений в настоящее время проведена редакционная работа. В новом варианте опросника мы используем 7- вариантов выбора ответа, где «1» балл означает – «это совершенно ко мне не относится», а «7» баллов - полное согласие с утверждением. Возможность большей дифференцированности, т.е. большего количества вариантов ответов на наш взгляд повысит «чувствительность» опросника для измерения характеристик нравственной сферы подростков.

Мы осознаем, что осуществляемая нами попытка создания психодиагностирующего инструмента, выявляющего особенности нравственных характеристик личности подростка находится на стадии доработки и приведения ее в инструмент, способствующий решению как исследовательских, так и практических задач учебно-воспитательного процесса. Нам представляется, что использование предлагаемого опросника позволит педагогам и психологам выявлять те «зоны» в нравственной сфере подростка, на которые соответствующее педагогическое воздействие обеспечит процесс формирования и при необходимости коррекции нравственной сферы подростков.



Литература:

1.Зеньковский В. В. Психология детства. 1995 г.

2.Пиаже Ж. Психология интеллекта. 1948 г.

3.Суннатова Р.И. и др. Самосознание субъекта жизнедеятельности. Ташкент: ФАН, - 2005. - 346с.

4. Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development, Harper and Row, 1981.


Поделиться: