Поиск по сайту

Проектная деятельность в условиях реализации новых ФГОС. Учебный проект как инструмент формирования метапредметных умений


Авторcтво: Левина Наталия Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Проблема выбора необходимых методов обучения возникала перед учителем всегда.

«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Эти требования выделены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Все эти задачи успешно решаются при выполнении учебных проектов! Использование проектной деятельности в начальной школе представляет несомненный интерес с точки зрения формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

Участие в нашем проекте «Поэзия как средство выражения отношения к природе» воспитывает ценностное отношение к прекрасному, формирует основы эстетической культуры. По количеству учащихся проект групповой (участвовал весь класс), по характеру деятельности – практико-ориентированный с элементами исследования, по продолжительности – долгосрочный (проектный учебный год). Возраст учащихся – 10-11 лет.

Главная идея проекта – ориентация учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практико-ориентированной проблемы. Это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. В ходе работы над проектом учащиеся отрабатывали метапредметные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Они учились планировать работу в группах постоянного состава, проявляли творчество, инициативу, сами анализировали и контролировали свои действия, отрабатывали регулятивные умения; совершенствовали учебно-информационные и коммуникативные умения, работая со словарями, справочниками, энциклопедиями, Интернетом, компьютерными программами, приобретая и развивая навык работы в небольшом коллективе единомышленников.

В процессе погружения в проект было обозначено три этапа. Первый этап – подготовительный, организационно-мотивационный. Был дан старт, настрой учащихся на интересную работу, проведено анкетирование учащихся с целью выявления понимания сути проектной деятельности, найдена проблема, определена тема предстоящего проекта. В результате всех обсуждений было предложено создание «Литературного сборника стихов, рассказов, сказок о временах года». С этой целью сформировано пять творческих литературных союзов (групп), выбраны капитаны и даны названия союзам: «Поэты», «Поиск», «Сочинители», «Оформители», «Рекламщики». Далее было проведено обсуждение этапов работы для создания литературного сборника. Одним из направлений первого этапа стала работа с родителями, в ходе которой определялась степень участия каждой семьи в проектно-исследовательской деятельности.

Второй этап – технологический, т.е. выполнение проекта. Осуществление деятельности каждой творческой группы учащихся проходило по направлениям, сформированным в виде задач проекта. Традиционно дети искали информацию, изучали биографии писателей, поэтов, учились глубоко анализировать литературные произведения, проводили наблюдения за изменениями в неживой и живой природе с приходом разных времен года, писали об этом сочинения, стихи. С огромным интересом мы совершали туристические походы по пригородам Санкт-Петербурга под названием «Литературные встречи у костра». Всех увлекла работа с электронными справочниками, обучающими программами, поиском информации в Интернете. Все это способствовало отработке метапредметных умений. Для определения лучших результатов проводился конкурсный отбор творческих работ, в котором участвовал коллектив родителей. Они обсуждали, корректировали материалы вместе со всеми участниками проекта.

«Оформители» создавали эскизы для «Литературного сборника», подбирали иллюстрации. «Рекламщики» разработали и изготовили приглашения, рекламы, афиши. Трудно было бы попасть на наш праздник – презентацию проекта, если бы не этот творческий союз! Группа «Поиск» создала «Памятку по выразительному чтению». Условием формулировки памятки была краткость («сестра таланта») изложения. Они подбирали художественные произведения с разнообразными литературными приемами (олицетворение, метафора, иносказание). Так, К.Бальмонт восхищается своей «героиней» - снежинкой. Это «звезда кристальная», смелая девочка, качающаяся на качелях «под ветром веющим». Группа «Оформители» воплотила это в образе. А «Сочинители» подобрали музыкальное сопровождение – «Вальс снежинок». Группа «Поиск» сочинила танцевальную композицию и все представили ее гостям нашего праздника. Все участники проекта убедились, что поэтическое видение мира утверждает музыка и стали сочинять музыкальные произведения к нашему «Литературному сборнику». «Оформители» принимали участие в подборе костюмов для инсценировок. Девочка в костюме бабочки читала: «…Ты прав! Одним воздушным очертаньем я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – лишь два крыла» (А.А.Фет).

Учащиеся подбирали репродукции картин, иллюстрации, соответствующие своим литературным находкам. На презентации проекта группы «Поиск» и «Сочинители» показали, как необходимо рассматривать и анализировать картины известных художников. Группа «Сочинители» со всеми участниками проекта обсуждала и составляла рекомендации при подготовке к написанию сочинений. В результате у них получилась «Памятка для сочинителя».

Наш «Литературный сборник» посвящен природе, поэтому мы не забыли об экологии, о мероприятиях по охране природы. Коллективно составили «Правила поведения в природе».

Третий этап – заключительный. Были подведены итоги работы над проектом. Все участники получили отметки по литературному чтению, были награждены «Дипломами участника проекта», наиболее активные получили ценные подарки. Подарком от родителей была автобусная экскурсия в город Пушкин и выпускной бал в Аничковом Дворце.

В процессе выполнения учебных проектов обучаемые успешно овладевают следующими метапредметными умениями:

· познавательные – выдвижение идеи, формулировка проблемы, постановка задач, выдвижение гипотезы, выбор способов и методов деятельности, самоанализ;

· коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию;

· информационные – структурировать информацию, выделять главное, работать с электронными ресурсами в сети Интернет;

· поисковые – находить информацию в различных поисковых системах, компетентно проводить поиск в сети Интернет, отбирать нужные сведения при работе с бумажными и электронными носителями;

· презентационные – построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.

Таким образом, на примере проектной деятельности учащихся 4-ого класса можно утверждать, что реализация задач, которые ставят перед нами Стандарты второго поколения, уже успешно началась. Новые Стандарты не являются чем-то искусственно внедряемым, а есть естественный продукт деятельности учеников, педагога, родителей.


Поделиться: