Поиск по сайту

Духовно-нравственное воспитание в процессе литературно-творческой деятельности слабослышащих младших школьников


Авторcтво: Ильюшина Светлана Викторовна,учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната II вида № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга; Рябкова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната II вида № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга


Появление «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» означает, что главной целью образования и результатом деятельности любого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России. В Концепции сформулированы положения, в соответствии с которыми должна сегодня работать школа. Одно из них – это интеграция духовно-нравственного развития и воспитания школьников в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность [1]. Это обусловливает поиск и внедрение в образовательное пространство школыновых форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, а именно: использование инновационных технологий в обучении и создание учащимися электронно-образовательных продуктов.

Ученики школы-интерната №33 для слабослышащих детей активно участвуют в различных образовательных и социальных проектах таких, как «Гражданственность через образование», «Литературное развитие младших школьников в системе начального обучения», «Мы вместе» (взаимодействие школы и родителей). К 65-й годовщине со Дня Победы учащимися 5 класса подготовлено внеклассное занятие «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи и в творчестве писателей». На занятии реализованы следующие задачи:

· активизация познавательной и творческой деятельности учащихся;

· формирование словесной речи как средства общения и познания окружающего мира;

· развитие связной устной и письменной речи учащихся;

· развитие и совершенствование навыков правильной и выразительной речи учащихся в соответствии с литературными нормами русского языка;

· развитие слухового восприятия на основе речевых и неречевых звучаний;

· формирование положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к чтению;

· воспитание патриотизма, любви к Родине, интереса к истории своей страны, уважения к своим родным, ветеранам войны;

· воспитание сплоченности и умения работать в коллективе.

Подготовка и проведение занятия включали определенные этапы.

I этап. Создание музейной экспозиции «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». К пятому классу ребята уже приобрели некоторые знания об истории своей страны. На фронтальных уроках чтения и развития речи, а также на индивидуальных занятиях по развитию слуха и обучению произношению мы актуализировали их знания о Великой Отечественной войне. Ученики принесли фотографии родных, защищавших нашу Родину в годы войны, а также их награды: ордена и медали, которые бережно хранятся дома. В итоге наша музейная экспозиция заняла два стенда, на которых были представлены снимки военных лет и награды родственников-фронтовиков. Собранный и представленный ребятами материал, прежде всего, способствует воспитанию чувства уважения, любви к своим родным, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и отдавали все свои силы для Победы над врагом.

II этап. Создание электронной книги «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». На этом этапе науроках развития речи ребята написали сочинения, в которых рассказали о вкладесвоих родных в общую Победу над врагом, подготовили иллюстрации. Под руководством учителей учащиеся выпустили электронную книгу «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» в двух частях.

III этап. Оформление книжной выставки «Великая Отечественная война в творчестве писателей». Об истории страны и своего народа в годы войны учащиеся узнают не только из рассказов взрослых, но и из книг. В библиотеке ребята подбирали книги о Великой Отечественной войне, изучали произведения разных авторов. Итогом этой работы стала книжная выставка произведений о войне, самостоятельно составленная школьниками.

IV этап. Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Кассиля «Сестра». На уроках чтения учащиеся более подробно познакомились с творчеством писателя Льва Кассиля, работали над содержанием рассказа «Сестра», драматизировали прочитанное, что положительно сказалось на восприятии и понимании художественного текста.

V этап. Создание и озвучивание мультфильма «Бабушкина медаль». На этом этапе мы предложили ученикам предположить и описать предшествующие повествованию и последующие события рассказа Льва Кассиля «Сестра». Так, в нашем рассказе появилось еще два героя: бабушка и внук. Совместно с педагогом ученики составили коллективный план к сочинению, который помог составить сценарий будущего мультфильма. Выполнив творческое задание, учащиеся приступили к созданию мультипликационного фильма, который назвали «Бабушкина медаль». Сначала ребята выбрали роли, потом нарисовали иллюстрации и подготовили фигуры для создания эффектов анимации. Под руководством учителей настраивали анимацию, подбирали звуковое сопровождение к мультфильму. Для озвучивания мультфильма необходимы навыки правильной и выразительной речи, которые закреплялись на индивидуальных занятиях и классных репетициях. Потом ребята класса создали афишу – приглашение на премьеру.

VII этап. Проведение внеклассного занятия «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи и в творчестве писателей». С рассказами о своих родных – защитниках Родины и премьерным показом мультфильма «Сестра» ребята выступили при полном зрительном зале. Первыми зрителями стали учащиеся школы, родители, студенты РГПУ им. А.И. Герцена, которые внимательно слушали рассказы ребят и с большим интересом смотрели мультфильм.

VIII этап. Обобщающая беседа со зрителями. На этом этапе мы предложили зрителям написать отзывы об увиденном. Вот некоторые из них: «Я посмотрела презентацию и мультфильм о войне. Мне все очень понравилось. Ребята 5 «Б» класса рассказали нам о Великой Отечественной войне. Я знаю, что в этом году будет 65 лет со дня Победы. Оказывается, родственники ребят участвовали в этой войне. Ученики показали нам фотографии военных лет, рассказали о том, где воевали их родные. Еще ребята рассказали нам историю о том, как медсестра спасала жизни людей. Мы увидели замечательный мультик. Мне захотелось посмотреть старые альбомы с фотографиями, которые хранятся у меня дома. Я обязательно попытаюсь узнать у мамы, есть ли у меня родственники-фронтовики. Может быть, она тоже расскажет что-нибудь интересное» (Марина К., 6 класс).

Очень приятно было услышать высокую оценку совместной работы ребят и учителей от родителей: «Спасибо педагогическому коллективу, который участвовал вместе с нашими детьми в этом проекте. Настолько большая проделана работа, столько тепла, внимания и терпения вложено в наших детей, чтобы получилось такое занятие, которое смотришь на одном дыхании. Хочется, чтобы ребята и дальше участвовали в подобных проектах. Пожалуйста, продолжайте, а мы, родители, будем помогать по мере возможности» (Андреева Е.А.)

IX этап. Рефлексия: оценка своей деятельности учащимися 5 класса. На этом этапе ребята высказали собственные впечатления о своей работе: «Мне было интересно собирать материалы о моем дедушке для выставки и создавать мультфильм. Было немного страшно стоять на сцене перед зрителями. В зале сидела моя бабушка. Я переживал, что от волнения не смогу сразу правильно показать все награды моего дедушки, потому что у него много орденов и медалей. Я очень старался быть внимательным, поэтому у меня все получилось. Я горжусь своим дедушкой. Зрители нам долго хлопали. Все ребята моего класса очень радовались, что у нас так хорошо получилось. Бабушка сказала, что мы – молодцы» (Кирилл Д.).

Следует отметить, что в процессе литературно-творческой деятельности, которая строится на материале художественных произведений о войне, у школьников с нарушением слуха воспитывается патриотизм, формируется интерес к истории своей страны и семьи, уважение к ветеранам, а также развиваются интеллектуальные и творческие способности, совершенствуются слухоречевые навыки, появляется возможность проявить себя.



Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.


Поделиться: