Поиск по сайту

Коррекция фонематических нарушений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ


Авторcтво: Романова Елена Владимировна, учитель - логопед; Романова Марина Николаевна, учитель - логопед ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга


В русской орфографии выделяются следующие основные принципы письма : фонетический ( фонематический ), морфологический, традиционный.

В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ единиц речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся (дом, трава, канава, слышу). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Таким образом, для реализации фонетического принципа письма необходима сформированность навыков дифференциации фонем и фонематического анализа.

Вот этому и посвящена данная статья.

На занятия к школьному логопеду часто поступают дети с акустической дисграфией, обусловленной нарушением фонематического анализа и синтеза. Учащиеся допускают разнообразные ошибки, нередко по той причине, что в русском языке количество звуков больше чем количество букв алфавита, их обозначающих. Есть буквы, которые обозначают 2 звука среди согласных «Б», [Б] , [Б’ ]; «В», [В], [В’ ] и так далее. А так же среди гласных «Я» [ЙА], «Ё» [ЙО] «Ю» [ ЙУ] , «Е»[ ЙЭ], а есть, которые не обозначают звука «Ь», «Ъ».

В связи с этим ошибки детей можно разграничить на следующие категории:

I. Оппозиция по твердости и мягкости согласных звуков.

А) Смягчения, требующие использования йотированных гласных после мягких согласных, т.е. с помощью звука [Й].

Б) Смягчение, обозначаемое с помощью «Ь». Для занимающихся у нас детей этот способ обозначения мягкости на письме следует учитывать отдельно, т.к. они часто заменяют йотированные буквы [Я, Е, Ю, Ё ] на «ЬА, ЬО, ЬУ, ЬЭ». Например: не мяч, а мьач… .

В) Смягчение, обозначаемое с использованием разделительного мягкого знака.

(Программа обучения русскому языку в школе обычно рекомендует одновременно знакомить учащихся и с разделительным «Ъ». Однако, «Ъ» не является показателем мягкости и пишется только после приставок. Таким образом, использование «Ъ» на письме имеет отношение к морфологическому принципу письма, нас же в данный момент интересует лишь фонетический принцип письма).

II. Противопоставление согласных по звонкости и глухости.

При классификации ошибок важен учет позиции звуков в слове, которая является сильной в начале слова, перед гласными, звонкими согласными. Если ребенок путает написание парных звонких согласных в конце слов и перед «К» - это орфографический ошибки и их коррекцией должен заниматься учитель русского языка. Подобные ошибки не требуют специальных приемов коррекции, употребляемых логопедами.

III. Противопоставление согласных по артикуляционному сходству «Ч»-«ТЬ», «Ч»-«Щ», «Ц»-«Т», «Ц»-«ТЬ», «Ц»- «С», а так же гласные «О»-«У» «Ё-Ю», «Е»-«И» .

Механизм этого вида дисграфии связан с нарушением слуховой дифференциации звуков, обусловленной поражениями в височной доле мозга / центр Вернике/. При этом звукопроизношение не страдает. При нарушении гласных так же могут быть вялыми круговые мышцы вокруг рта, что влечет за собой вялость произношения звуков, требующих напряжения [У], [О], [И], [Ы] и вялой мускулатуры [А], [Э].

Этапы работы по преодолению акустической дисграфии.

Так как русский язык имеет слоговую ритмику речи, то следует полагать, что гласные звуки являются основой – «скелетом» слога и , следовательно, слова. Согласные с ними «соглашаются» и к ним присоединяются. Коррекцию нарушений письма и следует начать с работы с гласными звуками. Часто на письме ребенок заменяет гласные второго ряда на гласные первого ряда, например, вместо «нос» пишет «нёс», «рад» вместо «ряд», «пыл» вместо «пил». Это нарушение 2-го способа смягчения. На коррекцию подобных ошибок обычно уходит около 2 -х месяцев работы в начале учебного года: октябрь - ноябрь.

С этими проблемами на письме учащиеся серьёзно начинают сталкиваться со 2-го класса. В группу приходят дети, которые уже умеют читать, одни хуже, другие лучше, но читают все. При чтении дефект смягчения не так заметен. К этому времени школьники научаются читать позиционно. Сущность этого принципа состоит в требовании выработать у ребенка ориентацию на последующую букву. Таким образом, ребенок знает: смотрю на согласную, если после нее тоже согласная, - называю их поочерёдно, если после нее гласная, то смотрю, - какая. Если «О, А, У, Э, Ы» - тоже читаю твердо, если «Я, Е, Ё, Ю, И» , то смягчаю согласную в произношении. Все просто: смотри на гласные внимательнее и читай П- ><-Я ( позиционное чтение).

Но вот ребенок начинает писать под диктовку и последующих букв он не видит. Какая гласная стоит после согласной? Её нет. Тогда он начинает проговаривать слово и по привычке прислушивается к звуку, причём гласному, как при чтении. Обнаруживается, что, например: в слове «нос» слышится звук [О] и в слове «нёс» тоже слышится звук [О]. Ребенок так и пишет, и возникает ошибка. Фонетически, казалось бы, все правильно: второй звук , действительно, [О]. Ребенок не понимает, почему ошибка? Его не за что ругать. Если спросить у него, какой звук он слышит в слове «нёс» первым, он скажет [Н], если педагог начинает уточнять твёрдый или мягкий, последует ответ: «мягкий», но в понимании ребенка этот мягкий [ Н] все равно [Н], только какой-то мягкий, а не [Н’ ], потому что материально оба звука: [Н] и [Н’] обозначаются одной буквой «Н». Буква одна, а значит [Н’] = [Н], как в математике 1 киска = 1 кошке. Ребёнок уже написал «Н» и забыв, что это [Н’], перешёл ко второму звуку. Он звучит, как [О]. Хочу ещё раз обратить внимание на то, что проблема заключается в написании гласной буквы, а возникает она от того, как ребенок неправильно воспринимает согласный звук.

Задача учителя-логопеда восполнить этот фонетический пробел. В методическом руководстве «Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина» рекомендуется называть звук так, как он именно звучит, причем изолированно. Удачной находкой педагогов стал «Звуковичок» - маленький человечек с крылышкамикрылышки.jpg [3, 15] . Детям объясняется что он может летать, как звук. Он очень маленький, его даже нельзя увидеть, но он есть у каждого предмета и у каждого слова. Нести он может только один звук ( он же маленький, больше ему не унести). Для начала «Звуковичок» несет первый звук каждого слова.

Вернемся к слову «НЁС». «Звуковичок» этого слова [Н’], и ни в коем случае никакой не мягкий [ Н] - это [Н’]. Дети обычно говорят, что в слове «НЁС» первый звук «мягкий Н», либо «НЁ». Вот тут то и нужно обратить внимание на то, что «НЁ» - это 2 звука. «Звуковичок» может нести только один звук. Звука [Н] здесь нет, есть звук [Н’], о мягкости лучше в этот момент не говорить, а только называть «Звуковичка» так, как он звучит: [Н’]. Далее можно использовать игры где крылышек не видно, но известно с какими предметами дружит «Звуковичок», сидящий в кабине грузовика, и кого или что он возьмёт с собой крылышки2.jpg [3, 19]. Можно использовать любые подходящие картинки ( за исключением тех, названия которых начинаются на йотированные гласные, типа «яблоко», «ёж», так как первый звук в их названиях [Й], и дети запутаются в «Звуковичках» на начальном этапе этой работы. Ведь буквы то они знают, и в данный момент это им мешает. Картинки лучше брать в, так называемом, фонетическом исполнении. Предмет должен быть изображен изолированно от лексического фона : если это - корова, то она не должна быть изображена пасущейся на лугу с одуванчиками и зеленой травой, а только вырезана , наклеена на белый фон и обведена по контуру чёрным цветом. Нигде на картинках не должно быть подписано название предмета – это очень важно, так как дети умеют читать, и возникает естественное желание «притянуть» невидимый звук к материальной основе, то есть к букве, а этого делать нельзя. Мы занимаемся формированием навыков фонематического слуха, а не зрения или осязания. Итак, дети научились выделять «Звуковичков» по картинкам и предметам вокруг себя. Кирпичи [К’], вагон [В], веник [В’],мышка [М], мишка [М’] .лиса.jpgлуна [Л], лиса [Л’].

Теперь могут помочь занятия с «Тимом и Томом», тим и том.jpg [3, 48] с использованием букваря Д.Б. Эльконина или с « Пифом и Пафом» Л.Н. Зуевой

( 400 заданий). Если же букваря под рукой нет, можно, например, взять имена Зоя и Зина, выбрав их среди детей [1, 38]. Они пошли в магазин и купили себе игрушки. Кто какие игрушки покупал? Затем девочки пошли в кафе и заказали обед. Кто что заказал?». На этом этапе работы уже можно использовать термин твёрдый и мягкий, но уделять больше внимания воспроизведению звука : [Н] или [Н’],

а не мягкий [Н]. Вся работа на данном этапе проводится только устно и никакие символы пока не используются.

Когда дети научились определять и называть зина.jpgзвуки в любой позиции ( начало, середина, конец) слова, следует перейти к очень важному звуку [Й]. Этому звуку посвящается целое занятие. Дети должны запомнить, уяснить и понять, что звук

[Й] - мягкий согласный звук. Это очень важно! Акустически [Й] не совсем «мягко» звучит, звук короткий, его не пропеть, он имеет преграду между спинкой языка и нёбом ( поэтому он согласный), он довольно резкий на слух. Но так как он в дальнейшем будет играть роль смягчителя, дети должны усвоить, что звук [Й] - самый мягкий согласный, спинка языка выгибается образуя так называемую палатализацию языка , т.е. выгибание наверх спинки, что свойственно всем мягким звукам. Нужно предложить выделить [Й] в словах: гайка, майка, чайка, лайка, змей, лей, пей… . Затем выделяем [Й] в словах: юла, ёж, яблоко. Ребенок должен услышать звук [Й] в начале этих слов. Если возникают трудности при ассоциации с буквой нужно научить ( поскольку дети умеют читать), что буква «Й» не пишется в этих словах в начале ( за исключением иностранных слов, таких как : йод, йогурт и в середине : майор, район ). Поскольку чтение то у нас позиционное, то следует обратить внимание учащихся на то чтобы они не путали порядок букв «ЙА» это не «АЙ» это не математика здесь от перемены мест букв значение слога меняется.

Поскольку вся работа на данном этапе строится на основе навыков фонетического слуха, термин «Звуковичок» присутствует всегда, дабы не смешивать его с буквой. Наши дети, в отличие от шестилеток Д.Б. Эльконина, из процесса школьного обучения знают, что Я= [ЙА], Ё= [ЙО], Е= [ЙЭ], Ю= [ЙУ]. Их уже научили этому в 1 классе. Следующая наша задача доказать детям, что слог НЁ = [Н’ О]. Буквы[Н’ ] нет в русском алфавите, есть буква «Н». С помощью звука [Й] - мягкого согласного, [Н] превращаем в [Н’], с помощью выгибания спинки языка, то есть [Й]. Таким образом: [Н] (твердый) + [Й] (мягкий) = [Н’ ] ( мягкий); [Н] + [Й] = [Н’ ]. Где же взять этот Й? Он есть в составе последующей буквы, например : «Ё» = [ЙО].

[ Н + ЙО ] = [ Н’ О ] = НЁ

Н’ Ё

Мягкий звук [Й] спрятался за букву «Н» и она стала мягкой. Буква «Н слилась со звуком [Й]! Стала звучать, как [Н]. «Обратите внимание! Буква слилась со звуком так же, как воду можно смешать с краской. Она не будет такой же яркой, как краска, но изменит цвет. Вот и буква при соединении со звуком [Й] станет звучать мягко. Звук нельзя увидеть, поэтому буква продолжает быть такой же, но звучит уже иначе – мягче: [Н’]. Очень важно, чтобы дети поняли, что звук [Й] может прятаться за букву, он невидимый, как советник у царя, как поддержка друга, но он есть. Если мы произносим звук [Н], то все в порядке, буква «Н» у нас в алфавите есть, мы можем спокойно писать после неё ту гласную, которую слышим. А если слышим [Н’], то нам нужен помощник – звук [Й]. У нас есть такие буквы – доноры ( объяснить кто такой донор), в состав которых входит [Й], и при этом они обозначают интересующий нас гласный звук. Буквы «Я,Е,Ё,Ю» - состоят из 2-х звуков и могут выполнять 2 работы (Й – смягчение, а «А,Э,У,О» - обозначение звука). Поэтому, если мы слышим [Н’ О], то знаем [Н’ О] = [Н’ О], звука [Й] здесь нет : он спрятался за [Н], но буква при этом пишется «Ё». Далее поэтапно можно давать соединение согласных с «А» и «Я». Звук [А] обозначается двумя буквами «А» и «Я». «А» пишется после твердых согласных: МА, СА, ТА, НА ; «Я» - после мягких : МЯ, СЯ, ТЯ, НЯ. Согласную твёрдую подчеркнём одной чертой, потому что она имеет одну преграду, а мягкую двумя чертами, потому что имеет две преграды, здесь добавляется палатализация языка или . как мы уже говорили [й]. Аналогично идёт работа со звуком: [У], который обозначается двумя буквами «У» и «Ю»

[О] [У] [ А]

-О =Ё -У =Ю - А = Я

Итак, после твёрдых согласных, которые имеют одну позицию преграды и подчеркиваются одной чёрточкой пишем то, что слышим, после мягких, предварительно подчеркнув их двумя чертами, пишем буквы с «секретом».

Работа в этом направлении строится следующим образом:

1) Чтение слов парами, отличающимися только одним звуком: [2, 42-43]

пальцы – пяльцы, тапки – тяпки, нос – нёс, вол – вёл, завод – зовёт, лук – люк, круг – крюк.

2) Рассматривание и запись слов с опорой на картинку [2, 44-52].

3) Игра с перекидыванием мяча [2,53-58].

Я называю слова с твёрдым звуком, а вы с мягким.

Заменяем П на ПЬ

Пальцы – пяльцы,

М-МЬ

Мал-мял, мать-мять, мол-мёл, намок - намёк, намотка-намётка, обмотка-обмётка.

В-ВЬ

Вал-вял, ватка-Вятка, воз-вёз, вол-вёл, живот-живёт, привоз-привёз.

Т-ть

Ток-тёк, поток-потёк, исток-истёк, тук-тюк, тапки- тяпки. торт-тёрт. томный тёмный. потомки-потёмки.

Н-НЬ

Гном - гнём, нос - нёс. Поднос - поднёс, занос - занёс, перенос - перенёс.

С-сь

Сок - сёк, суда - сюда

З-ЗЬ

Позор - позёр

Р-Рь

Рад - ряд, раб - ряб, ров-рёв, грозы-грёзы, тропка-трёпка, круг-крюк

Л-ЛЬ

Флаги-фляги, ложка-лёжка, лог-лёг, налог-налёг, уголок-уголёк, лук-люк

4) Диктуем слоги в неопределённом порядке, чтобы ребёнок не пытался их угадать, ожидая правильного чередования. Каждый слог произносится неторопливо и отчётливо, дети сами его проговаривают, подчеркивают согласную, а затем следят за гласной и под ней ставят кружочек, показывая, что гласная преграды не имеет.

Если я несколько раз повторила один и тот же слог - это значит столько одинаковых слогов нужно записать:

РЁ, РЁ, РЁ, РЁ, РО, РО, ТЯ, ТЯ, ТА, ТА, ТА, ТЯ, ЗЮ, ЗУ, ЗЮ, ЗЮ, ЗУ, ВА, БЕ.

5) При отсутствии ошибок можно перейти к записи отдельных слов типа:

МОХ, МЁД, МЯЧ, МЯТА, МЮСЛИ, МАЧТА, МУХА.

6) Вставить пропущенные О-Ё, А-Я, У-Ю [2, 65-68].

Можно взять пособие [6, 19], [6, 22 ], [6, 48] , но обратить внимание на то, что она предлагает подчеркивать гласную одной или двумя чертами, показывая гласной какого ряда мы пользуемся, а нам нужно подчеркивать согласную, потому что гласные у нас все кружочки и звучат одинаково. Звука [Й] мы здесь не слышим. Или пособие [7], но инструкции всё равно должны быть не те, что в книге, а наши, то есть –

гласные «о»,

твёрдые согласные – « - » ,

мягкие согласные – « = ».

Пару «Э» и «Е» здесь не берём. Хотелось бы обратить внимание на следующий нюанс, касающейся работы со звуком [Э]. Дети не любят звук [Э] и всячески стараются от него избавиться, так как буква «Э» встречается редко на письме, да и слов с этим звуком в активном словаре в данном возрасте у детей ещё мало. По произношению [Э] похож на [И], положение губ [Э] и [И] - близко, да и в безударном положении в середине слова «Е» = [И ], поэтому дети часто заменяют букву «Е» на «И». Нужно дать детям побольше слов со звуком [Э], пусть они с ним поиграют, узнают больше слов, привыкнут его выделять, не боятся произносить, а затем давать понятие, что звук [Э] обозначается на письме двумя буквами - «Э» и «Е», в начале слова, а вот при написании в середине и конце есть свои особые правила.

Буква «Е» в середине слова пишется и после твердых и после мягких согласных и ещё после гласной «И». Например: гигиена, диета, кафе, кашне, шоссе. Исключения ( пэр, мэр, сэр и производные от них – мэрия, пэрство)А буква «Э» после всех гласных кроме «И». Например: дуэт, поэт, пируэт, исключение: траектория, проект) Хочется отметить пособие [6] . Очень хорошее пособие, и разработки отличные, но обращать внимание детей на правильное произнесение звуков после согласных в некоторых местах нужно, например: стр.62 № 12 -3 я строчка энергия , № 13 эдельвейс.

Затем , можно давать звуко-буквы [«Ы»] и [ «И»]. С ними проще: «Ы» пишем после твёрдых. Буква «И» внешне похожа на букву «Й», но она без запятой наверху. Помните, когда мы обозначали мягкость согласного, то писали наверху запятую, а при написании буквы «И» запятая уже «улетела» и смягчает предыдущий согласный. Все согласные перед «И» - мягкие. В этой паре гласных фонетический принцип письма работает, как нельзя лучше, если бы не сочетания «ЖИ-ШИ». Здесь уместно поработать с этим правилом опираясь только на развитие внимания, никакой логики в этом правиле нет. Это традиционный способ письма. В остальных случаях сохраняется фонетический принцип – « что слышу, то и пишу».

Итак, вывод: Слушать внимательно педагога! Если услышал мягкий согласный звук, значит, писать будешь гласную с «секретом», в ней есть звук [Й]. Поэтому, если услышал, что звук, который произнесла учительница, отличается от буквы (если ее произнести), которую ты пишешь, значит, думай! А если звук и буква -равны, ты пишешь так, как слышишь.

Если мягкий согласный стоит в конце слова, тут смягчать его нечем, тогда берем «Ь». Здесь «Ь» выполняет свою функцию – смягчает согласный звук. Во время произнесения мягкого согласного звука средняя часть спинки языка сразу приподнимается к твёрдому нёбу ( попробуйте произнести попарно звуки [Б] – [Б’ ],[М] – [М’ ], [П] – [П’ ] и понаблюдайте за своим языком ). «Эта особенность артикуляции мягких согласных на первых порах может послужить ребенку дополнительным ориентиром ( наряду с различением мягких и твёрдых согласных на слух )» - отмечает Л.Г. Парамонова.

Если после мягкого согласного слышен ещё один мягкий согласный [Й], а только потом гласный звук, значит оба эти мягкие согласные нужно разделить «Ь» - разделительным.

Наши добрые волшебные буквы «Я» «Ё» «Ю» не всегда могут делиться своим

[ЙА] [ЙО] [ЙУ]

[Й], иногда он им нужен самим. Как ты не можешь поделиться своим здоровьем с бабушкой, хотя её очень любишь, ей самой приходится пить лекарства, чтобы себе помочь. Так и со звуками. Вот для этой цели нужно использовать разделительный «Ь». Перед диктовкой слогов с разделительным мягким знаком необходимо уточнить, что когда слышится звук [Й],то пишем «Ь». Далее даются слоги ( ря, рьё, си, сьи, пья, пя…), слова ( мёд, мытьё…), предложения типа ( Эти птицы соловьи, ты их не лови.) .

На заключительном этапе работы мы используем сказку о летучем мышонке [5].

Источники и литература :

Источники:

1. Зуева Л. Н., Солошенко О. П. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе. – М.: АСТ - Астрель - Транзиткнига, 2004

2. . Парамонова Л. Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб, Дельта, М.: АСТ, 1997

3. Эльконин Д. Б. Букварь 6-е издание. - М., Просвещение, 2000

Литература:

4. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. – М.: Просвещение, 1993

5. Аромштам М.С. Летучий мышонок . – г. Ярославль.: Академия развития, 2006

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Часть 1. Выпуск 2. – г. Кимры.: Книголюб, 2004

7. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Кирсанова В.П. Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации гласных. – г. Кингисепп, 1998


Поделиться: