Поиск по сайту

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при изучении начального курса географии


Авторcтво: Захаров Алексей Геннадьевич, учитель географии ГБОУ средней общеобразовательной школы №62 Выборгского района Санкт-Петербурга


Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения метода проектов, что подтверждается и требованиями к уровню подготовки школьников. Эти требования, в частности, предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в программах по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека (на примере рек, озер, болот, подземных вод), рост населения, развитие хозяйства своего региона и своей местности.

Нередко можно услышать мнения о том, что метод проектов применяется в основном при изучении экономической географии в старших 9-11-х классах. Вероятно, что данные курсы школьной географии обладают наибольшим потенциалом в использовании проектной технологии, однако для того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, начинать применение данного метода целесообразно уже при изучении начального курса географии (5-6 класс). Во многих научных работах (И.П.Волков, Н.С.Лейтес, Ю.П.Саламатов и др.) отмечается, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 5-6 класса сумеем заложить в формирование личности творческое начало.

Итак, первоначальные работы с использованием метода проектов возможны в начальном курсе географии. Как показывает школьная практика, особое распространение здесь получили проекты краеведческого типа.

Так, при изучении темы «Искусственные водоемы», учащиеся узнают положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ. Для углубления этих знаний целесообразно организовать проектную деятельность учащихся, в ходе которой определить положительные и отрицательные последствия создания одного или двух водохранилищ в родном крае [3].

При изучении раздела «Атмосфера» можно организовать работу по составлению простейших проектов-прогнозов погоды на основе анализа данных календаря погоды, выполняемого учащимися.

Особый интерес у шестиклассников вызывает работа над проектом «Камень в нашем городе» (при изучении раздела «Литосфера»). Основными целями реализации проекта являются: 1) знакомство школьников с различными видами горных пород, используемых в убранстве города; 2) выявление значения природного камня, его роли в жизни людей, его архитектурной и эстетической ценностей; 3) развитие знаний о родном городе, его истории, памятниках культуры.

В рамках проекта необходимо организовать и провести пешеходную экскурсию по историческому центру Санкт-Петербурга. Перед учителем при разработке экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов наиболее интересные для данной темы. При этом оцениваются следующие свойства экскурсионного объекта: познавательная ценность, известность (популярность), необычность, выразительность, степень сохранности, а также месторасположение объекта. Одной из остановок экскурсии обязательно должен стать Казанский собор на Невском проспекте. В ходе экскурсии учитель может обратить внимание на ошибки, которые совершают архитекторы, стремясь использовать при строительстве красивые, но неустойчивые породы. Известно, что наружные колонны Казанского собора вырезаны из известняка (известкового туфа) каменоломен на реке Пудость под Гатчиной. Пудостский камень, благодаря своим техническим характеристикам и уникальным декоративным качествам, стал материалом для создания произведений монументально-декоративной скульптуры, вошедшей в архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга первой трети XIX века. При этом пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям внешней среды. В условиях Санкт-Петербурга из-за загрязнения воздушной среды он быстро загрязняется и теряет внешний вид. Далее можно обратить внимание на новое здание РГПУ им. А.И.Герцена, которое располагается в непосредственной близости от Казанского собора. Для его облицовки архитектор использовал родственные пудостскому камню горные породы – травертины. Несомненно, привезенные из-за границы травертины красивы, и это дань уважения архитектору А.Н.Воронихину, построившему Казанский собор, но травертины также быстро разрушаются и через 15-20 лет следы такого разрушения будут видны невооруженным взглядом [1].

Материализованным продуктом проекта «Камень в нашем городе» может стать историко-краеведческий журнал, презентация экскурсии и видеофильма (по материалам экскурсии), школьная выставка природного камня, использованного в строительстве города.

Организация проектной деятельности шестиклассников при изучении раздела «План и карта» может осуществляться с использованием современных информационных технологий, в частности компьютерной программы «Использование планов в практической деятельности человека», разработанной д.п.н., профессором В.П. Суховым [2].

Примерами возможных простейших учебных проектов шестиклассников также служат творческие работы учащихся по составлению плана местности, на которой происходит действие какой-либо сказки.

Пример проекта: Создание картографического произведения на основе художественного описания.

Вариант 1. На основе сюжета сказки «Гуси – лебеди» составьте план местности, в которой происходило действие сказки. Вспомните, какие сказочные объекты встретила на своем пути за братом сестрица Алёнушка? Нанесите их на план условными знаками в той последовательности, в которой они представлены в сказке. Нанесите на план все объекты, которые могли окружать Алёнушку (для этого необходимо вспомнить, по какой местности шла Алёнушка, пересекала ли она лес, реку и т.д.). План необходимо сориентировать по сторонам горизонта и выполнить в масштабе, определив при этом длину пути Алёнушки и азимуты ее движения.

Вариант 2. На основе сюжета сказки «Три поросенка» составьте план местности, в которой происходило действие сказки. Вспомните, из каких материалов поросята строили свои домики? Можно ли предположить, что домик, построенный из веток, находился в лесу, а домик из соломы – в поле? Изобразите на плане возможное расположение домиков поросят и окружающей их местности. План необходимо сориентировать по сторонам горизонта и выполнить в масштабе, определив при этом расстояния между домиками и азимуты движения от домика из соломы к домику из веток и от домика из веток к домику из камней.

Рассмотренные примеры организации проектной деятельности учащихся являются одним из множества вариантов реализации метода проектов при изучении начального курса географии. Содержание данных проектов нацелено на формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей учащихся.

Литература

1. Нестеров Е.М., Соломин В.П., Дзюба О.Ф. Природа Санкт-Петербурга: научно-популярное издание. – СПб.: ООО «Тесса», 2006.

2. Сухов В.П. Введение в физическую географию. Пособие для учащихся шестых классов общеобразовательной средней школы. – М.: ЛА «Варяг», 1994.

3. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов вузов. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006.


Поделиться: