Поиск по сайту

О воспитании чувства Родины у старших дошкольников


Авторcтво: Кулешова Татьяна Георгиевна, музыкальный руководитель ГДОУ №108 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Будущее русского народа непосредственно зависит от уровня нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит самоопределение.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Работая с детьми, я заметила, что ребята с большим интересом слушают патриотические песни и быстро их запоминают. Это привело меня к мысли более глубоко работать над патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Мы стали слушать патриотические песни. Все принимали активное принимали активное участие: воспитатели, читали стихи о войне, рассказы , показывали слайды; родители , рассказывали детям о своей семье, о тех, кто воевал: дедушка, прадедушка, кто отдал свою жизнь за нас с вами.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев)

Наиболее интересной и продуктивной формой работы с детьми в этом направлении мне видится проведение праздника «День победы», на который будут приглашены ветераны и дети блокадного Ленинграда.



Приложение: «Никто не забыт и ничто не забыто» (Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостности картины мира. Праздник, посвященный празднованию Дня Победы для детей подготовительных групп.)



Список литературы

1. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М.,2003

2. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду.-М.: Линка-пресс, 2003.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций.-М.: Юрайт,2001

4. Лихачев Д.С. Земля родная.-М.: Просвещение, 1983

5. Смирнова И .Г учебно-методический журнал «Колокольчик» С-П,2006 №36, с.33.

6. Шорыгина Т.А. Сборник сценариев «Весенние праздники». М,2000, с 55.

7. Суханова Е.Ю и Новикова Л.А Творческая работа муз. руководителей ГДОУ №39 Калининского р-на, г. С-ПБ.

8. И. Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» старшая группа С-ПБ «Композитор» 2008.


Поделиться: