Поиск по сайту

Знакомство с историей и природой родного края как условие воспитания маленького гражданина


Авторcтво: Александрова Марина Викторовна, воспитатель логопедической группы ГБДОУ № 20 Выборгского района Санкт-Петербурга


Став взрослым, человек часто в мыслях возвращается в родные места, где прошло его детство. Перед ним прокручивается кинолента его жизни, вот он играет в куличики на берегу озера, а вот с мамой собирает листочки в осеннем парке…

Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве и которое мы храним в своем сердце на протяжении всей жизни.

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою страну, надо с детства научить ребенка любить то, что его окружает. Любить и беречь семью, близких, улицу на которой живешь – все то, где человек родился и живет. Эта работа многогранная и многосторонняя и важен тут не объем знаний, который получают дети, а их уровень эмоционального восприятия.

Нам представляется, что именно экскурсии, турпоходы, путешествия по родному краю вместе с родителями дают тот эмоциональный заряд радости, неизгладимые впечатления, которые потом трансформируются в более высокие чувства, а именно чувства сопричастности и любви к родине.

Мы начинаем эту работу с младшей группы, - говорим с детьми о близких и понятных им вещах: дом, семья, детский сад, ближайшее окружение, немного позже знакомим их с настоящим и прошлым места, где они родились и растут, а именно, с нашим замечательным микрорайоном Шувалово-Озерки.

Мы хорошо знаем историю района, его достопримечательности и самые прекрасные уголки “Шуваловской Швецарии” и “Парголовской мызы ” знакомы нам не понаслышке.

Экскурсии мы проводим в игровой форме, подача материала во многом зависит от возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей.

Подобная работа невозможна без активного участия родителей. Вместе с ними мы прорабатываем маршрут экскурсии, готовимся к ней. Поэтому родители наших воспитанников – это наши союзники и партнеры при решении намеченных задач. Наши путешествия по району вместе с родителями расширяют кругозор детей, наполняют их души новыми впечатлениями, а сердца – любовью к родным местам, кроме того, прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемой в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм ребенка природных факторов: солнца, воздуха, воды. А еще эти мероприятия несут в себе большой потенциал для детского творчества – дети рисуют, лепят, строят, создают композиции из природного материала, составляют рассказы об увиденном и услышанном и даже пишут стихи.

Ниже приводим пример одной из начальных экскурсий для детей 4-5 лет и их родителей на Суздальские озера.

Турпоход в Озерки на Суздальские озера совместно

с детьми и родителями.

Программное содержание

1. Продолжить знакомство детей и родителей с достопримечательностями Выборгского района

2. Воспитывать чувство любви и гордости за свой район, стремление приумножать богатство страны

3. Развивать связанную речь детей, память, воображение, совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования)

4. Дать понятие, что туризм – это средство активного отдыха, повышающее мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, формировать у детей и родителей умение интересно и содержательно организовать свой досуг

5. Воспитывать нравственные качества, учить налаживать взаимоотношения между членами группы (дети, родители), развивать в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность

6. Обобщить и систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах нашего города и во время экскурсии. Закрепить знания детей о дорожных знаках и их значении (зебра, светофор)

“У детского сада”

В – воспитатель, Р – ребята

В: Ребята мы сегодня отправимся в турпоход, где продолжим знакомство с природой и достопримечательностями нашего Выборгского района и научимся вести себя как настоящие туристы.

В: Кто такие туристы? (ответы детей)

Для чего они идут в поход?

Р: Чтобы набраться здоровья, чтобы узнать что –то новое, чтобы крепче дружить.

В: В турпоходе нужно соблюдать определенные правила поведения, давайте вспомним их. Вместе с детьми составляем правила поведения в турпоходе: идем все вместе, не отстаем, вперед не бежим, слушаем воспитателя, помогаем друг другу, если потребуется.

В: Поскольку мы с вами пойдем по улицам и проспектам нашего города, давайте еще раз вспомним правила дорожного движения. По городу маленькие дети идут взявшись за руку мамы или папы, когда мы дойдем до дороги, то увидим вот этот знак (показываем “зебру”). Как он называется? Что обозначает? (ответы детей). А еще мы увидим главный знак дорожного движения (показываем светофор). Что обозначают сигнальные огни светофора? (ответы детей).

В: Молодцы, к турпоходу готовы. В путь!

Первая остановка “На песчаной горке”

В: Ребята, давайте вспомним, как называется место, где мы сейчас стоим.

Р: Озерки.

В: Почему такое название?

Р: Потому что здесь расположены три озера.

В: Это Суздальские озера, владельцы этих озер селили сюда крестьян из города Суздаля, а также из Костромы и Ярославля. Отсюда названия проспектов : Костромской и Ярославский.

Любуемся гладью второго озера, очертаниями его берегов, обращаем внимание на горки и холмы вокруг озера.

В: Холмы и озера ледникового происхождения. 12 тыс. лет назад здесь лежал могучий скандинавский ледник, а толщина ледникового покрова достигала тысячи метров. 4 тыс. лет назад на месте Шувалова, Озерков было Литориновое море и именно от ледниковых озер и морей сегодня остались уступы и валы. Уступ Литоринового моря проходит по обрыву плато через современные Парголово, Шувалово, Озерки, Поклонную гору, Пискаревский и Мечниковский проспекты, таким образом, наши озера – это результат активной деятельности ледника. (Показываем картинку с изображением ледника).

В: осенью мы с вами познакомились с жизнью озера, с природой, окружающей озеро. Мы с вами “друзья озера” – это наш девиз. Сегодня мы продолжаем знакомство с природой и историей нашего замечательного района. А девиз наш сегодня – “Мы – друзья природы”.

Дети читают стихи:

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветрам куницей.

Как прекрасна жизнь вокруг,

Человек природе – друг!

В: Вот карта нашего похода – изучаем ее, знакомимся с маршрутом, находим следующую остановку.

В: - Кто шагает с рюкзаком?

Р: - Мы, туристы!

В: - Кто со скукой незнаком?

Р: - Мы, туристы!

В: - Нас вперед ведут…

Р: - Дороги!

В: - Наш девиз…

Р: - Всегда вперед!

В: - Эй ребята

Р: - Тверже шаг!

В: - Что турист берет в дорогу?

Р: - Песню, ложку и рюкзак!

Переход до скульптуры “Гребец”

Игры во время перехода:

1) “Зеркало” (воспитатель молча выполняет те или иные движения, дети и родители копируют их. Это могут быть разные положения рук, разные виды ходьбы)

2) “Смена ведущих” (воспитатель называет имя ребенка, который должен бегом занять место ведущего)

Вторая остановка “У гребца”

В: У гребца” – это скульптура, можно рассмотреть со всех сторон. Подарили скульпторы из “Деревни художников”. Обходим с детьми скульптуру, обсуждаем увиденное.

В: Поиграем в игру “Раз, два, три – на месте фигура замри!”. Дети застывают в различных позах, а родители, подключив воображение, дают название этим “скульптурам”.

В: Шувалово- Озерки называли Шуваловской Швейцарией. Это было дачное место. Застройка этих мест началась после взятия Выборга в 1710 году. До этого времени по всему выборгскому тракту велись кровопролитные бои. Шведы во время Северной войны постоянно совершали набеги на эти территории и здесь не то что жить, а находиться было опасно. Активное дачное строительство в нашем понимании здесь началось к концу 18 века. Здесь были дачи : книгоиздателя Глазунова А.К. на Варваринской, д. 2 (отца композитора Глазунова), на Варваринской, 12 – дача промышленника Леснера Г.А., “Вилла Бельмонт” доктора А.Н. Оппенгейма.

На высоком берегу Среднего озера стояли роскошные особняки с водопроводом, оранжереями, парками, фонтанами, с собственными купальнями, к которым с вершины холма спускались мраморные белые лестницы, украшенные орнаментами и скульптурами античных героев и львов /рассматриваем старые фотографии и рисунки здешних мест./

Художник Петров-Водкин жил здесь 2 года на даче для поправки здоровья и написал картины “Сосны”, “Весна в Шувалове”, “Купающиеся мальчики”. (показ картин)

Очень любил здесь отдыхать поэт Александр Блок.

В: читает стихи А. Блока:

“Над озером”

“С вечерним озером я разговор веду

Высоким ладом песни. В тонкой чаще

Высоких сосен, с выступов песчаных”.

Воспитатель предлагает всем закрыть глаза и представить, что происходило здесь сто лет тому назад . Дети и родители делятся своими фантазиями на предложенную тему.

Третья остановка “У мостика через канал, соединяющий первое и второе озеро”

Если день солнечный можно провести опыт по определению сторон света:

В 12 часов дня солнце на юге и тень от поставленной вертикально палочки показывает на север. Знакомим детей со сторонами света (объясняют родители).

Вопросы для туристят:

1) Как называются люди, которые любят путешествовать? (туристы)

2) В чем туристы носят свои вещи за спиной? (рюкзак)

3) Как называется домик, в котором спят туристы? (палатка)

4) Чтобы посмотреть вдаль, нужен… (бинокль)

5) Свой маршрут туристы смотрят… (по карте)

6) Чтобы приготовить пищу, согреться туристы разжигают… (костер)

7) Путь туриста … (маршрут)

8) Отдых туриста… (привал).

Четвертая остановка “Вокзал

сканирование0057.jpgВ: В 1898 году по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма возвели здание железно дорожного вокзала. До 10 раз в день приходил поезд с Финляндского вокзала. Прибывших ждал пароход, на котором можно было отправиться в Шуваловский парк. В вокзале выступали Ермолова, Савина, Ленский, Петипа, слушали музыку Чайковский, Рубиншейн, Стасов и другие знаменитые люди. Слово “вокзал” происходит от названия английской деревушки Воксхолл, где для высшего общества разбили сад и устраивали представления, концерты, танцы. Поэтому в самом начале все столичные вокзалы служили, прежде всего, местами для гуляний и развлечений и лишь позже так стали называть железнодорожные станции.

Вместе с детьми и родителями обходим здание вокзала, любуемся его архитектурой снаружи и изнутри. Показываем детям станцию и знакомим с новыми словами и их значениями: перрон, вокзал, шлагбаум.

Пятая остановка “У третьего озера”

В: Ребята, я расскажу вам о птичке, которая живет в камышах, в северной части этого озера. Это единственное место в городе, где водится чомга. Каждый год она прилетает к нам из южных стран, чтобы вывести здесь своих птенцов. Птица – красавица, на голове у нее венчик из перьев, шея длинная, клюв изящный – похожа на балерину. Гнездо у нее плавучее, к берегу не пристает, качается на волнах. А как вылупляются птенцы – все к папе на спину перебираются и плавают на нем как на плоту. Чомга – размером с утку, очень артистична. Весной на голове у чомги вырастает хохолок, а на шее – коричневато-красный праздничный воротник и они танцуют на воде – часто-часто ударяют лапками и скользят по воде, сверкая брызгами и создавая ощущение сказочного балета. С каждым годом жить этой птичке все труднее, потому что само озеро и берега вокруг него засоряются. Мы с вами, все люди должны охранять природу, не сорить, не ломать деревья, не рвать растения и тогда все растения, животные и птицы скажут вам спасибо, и сам человек от этого только выиграет.

(рассказ сопровождается показом фотографий с изображением чомги)

Появление птички (птичка на пальчиках)

Ч – чомга, Р - ребята

Ч: Я слышала, что вы друзья природы, а что вы делаете, что бы помочь природе?

сканирование0051.jpgРебята отвечают, перечисляют правила поведения на природе: не сорить, не рвать растения, не ломать ветки, не разорять гнезда и муравейники, не трогать насекомых, правильно разжигать костер и обязательно потушить его перед уходом.

Чомга благодарит детей и обещает прилететь сюда на озера и на следующий год.

Воспитатель вместе с детьми определяет местоположение и определяет дальнейший маршрут.

Во время перехода к следующей остановке воспитатель рассказывает о бывшем хозяине здешних мест – графе П.И. Шувалове:

Земли севернее Поклонной горы были пожалованы графу Петру Ивановичу Шувалову Елизаветой II за помощь в возведении ее на престол в 1741 году. В период правления Елизаветы Петровны граф пользовался неограниченной властью, без него не решалось ни одно важное государственное дело. Затем эти земли передавались по наследству вплоть до революции 1917 года. Последняя реальная владелица похоронена в Висбадене (Германия) в 1925 году. Это была Елизавета Андреевна Воронцова – Дашкова, которая покинула Россию в 1919 году.

Сохранились до наших дней красивые названия улиц. Шуваловы называли улицы в Шувалово по именам своих детей: Елизаветинская, Андреевская, Никольская, Софийская, Александровская, Варваринская. Можно пофантазировать с детьми и дать названия улиц от их имен собственных.

После рассказа дети и родители выполняют задание: придумай красивое и интересное название улицы, на которой мы остановились. Например: березовая, веселая, светлая, озерная, береговая, зеленая и т.д.

Шестая остановка “На полянке

Детей встречает Лесовичок (кукла на руке)

Лесовичек: Здравствуйте, ребята! Вы опять ко мне пришли. Были осенью, теперь весной пожаловали. Где же вы были, что видели, чем занимались?

Ответы детей.

Игра с Лесовичком

“Где мы были – не скажем, а что делали - покажем”. Лесовичок отгадывает, что показывают дети (шагают, руку к глазам – наблюдают, собирают хворост для костра, раз-два - три - скульптура замри и т.д.)

Молодцы! Вы настоящие туристы. Вам нетрудно будет отгадать мои загадки.

Он с тобой и со мной

Шел лесными стежками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застежками

(рюкзак)

И от ветра и от зноя

От дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(палатка)

Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг

(компас)

На привале нам помог:

Cуп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собою не возьмешь.

(костер)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит нас

(фотоаппарат)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем

(велосипед)

Хитрые вопросы

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Какой колокольчик не звенит? (цветок)

Что с земли не поднимешь? (тень)

Какого камня в воде нет? (сухого)

Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок? (цыпленок не плавает)

Какую цепь нельзя поднять? (горную)

Без чего хлеб не испечь? (без муки)

сканирование0056.jpgМолодцы!

Но вы наверно устали, остановитесь на полянке на привал, отдохните после похода.

Прощается.

Родители организуют общий стол. После пикника родители разжигают костер и мы все вместе собираемся у костра, делимся впечатлениями и поем песни.

P.S. Все непонятные слова, встречающиеся по походу рассказа воспитателя (крестьяне, плато, тракт, век, особняк, стороны света, проект) объясняет детям один из родителей (по очереди).



Используемая литература:

1) Зуев Г.И. “Шувалово и Озерки”. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2008 - 479 с.

2) Бочарова Н.И. “Туристические прогулки в детском саду”. - М.:АРКТИ. 2004 – 116 с.


Поделиться: