Поиск по сайту

Квесты с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с нарушениями речи в совместной работе учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и воспитателя в ДОУ


Авторcтво: Селезнева М.Ю, учитель-логопед, Пожога Ирина Геннадьевна, инструктор ФК, Журова Т.А., воспитатель ГБДОУ №116 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно организовать жизнь своих воспитанников. Квесты приглашают детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями. Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений, а форма квеста помогает реализовать цели и задачи развивающего обучения. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми, развивает навыки коммуникации.
     В середине 90-х годов прошлого столетия американский профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего Додж Барни предложил и разработал увлекательный способ поисковой деятельности в рамках учебного процесса.
     Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, которая активизирует соревновательные механизмы в психике ребенка, развивает самостоятельность действий, и способствует полному погружению в происходящее.
     Томас Марч детализировал понятие квест, помогающий глубже проникнуть в суть технологии. Так что же такое квест?
Квест – (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний.
Преимущества этой технологии заключаются в том, что она не требует дипломированной специальной подготовки педагога и дорогостоящих инвестиций;
Главным является желание творить и экспериментировать вместе с детьми.
      Однако, чтобы квест получился интересным и увлекательным для всех участников от педагога потребуется изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности.
В нашем ГБДОУ, в совместной работе воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре особое внимание уделяется подбору заданий и упражнений, позволяющих развивать самостоятельность детей. Нам важно научить детей принимать решения и действовать в непривычных обстоятельствах; научить планировать и прогнозировать свои действия, закладывать основы самоанализа; воспитывать навыки коллективного сотрудничества; развивать волевые качества и целеустремленность; создавать благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного и психологического напряжения; формировать творческую, физически здоровую личность с активной позицией.
     При подготовке квестов перед нами стоят задачи активизировать интерес детей к познанию окружающего мира; помочь детям получить новые знания, и закрепить ранее полученные; создать комфортный эмоциональный настрой. Для детей с ОВЗ очень важно способствовать развитию речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулировать их инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность; воспитывать у детей взаимопонимание, чувство товарищества, умение решать конфликты.
В своей работе мы чаще всего используем такую форму квеста, как игровая (дидактическая, спортивная, подвижная) и социально-коммуникативная (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ). Реже – театрально-музыкальную. Любая форма квестов для дошкольников с ОВЗ включает в себя задания творческого характера; загадки, кроссворды, ребусы; спортивные, оздоровительные и здоровьесберегающие приемы.
Как правило, место проведения квеста носит сезонный характер. В осенний и летний периоды - на участках во время прогулки, в холодное время года - в помещении детского сада.
Руководствуясь в выборе типа квеста, мы акцентируем свое внимание на линейных (так называемых бродилках.) Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Такой выбор обусловлен особенностями восприятия информации детей с речевой патологией.
Конспект досуга в форме квеста, посвященный 60-летию первого полета человека в космос, в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Школа космонавтов».
      Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Расширить представления детей о Вселенной; создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.
      Задачи:
• Закрепить и расширить знания детей о космосе, космонавтах.
• Воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
• Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии, содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей
      Образовательные задачи:
- Уточнить представление детей о космосе, звездах, звездной пыли;
- Упражнять в счете в пределах десяти.
- Упражнять в выполнении упражнений в соответствии с музыкальным сопровождением
       Развивающие задачи:
- Развитие фантазии, воображения;
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;
- Развитие чувства ритма и темпа;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие чувства товарищества, взаимопомощи
       Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, активности, инициативности; умение работать в коллективе.
       Предварительная работа:
• Беседы на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".
• Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.
• Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, созвездиях
• Слушание космической музыки.
• Разучивание песен, игр, речевого материала.
Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии; содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей
        Словарная работа: скафандр, космонавт, планета.
        Оборудование: музыкальный центр; мольберт, магнитная доска, маркеры, карточки с заданиями, мягкие модули по количеству детей, предметные картинки, обручи.
I. Введение.
- Ребята, Юрий Гагарин оставил для нас послание. Давайте прочитаем. « Я стал первым человеком, который полетел в космос. Это было удивительное путешествие, хотя продолжалось оно не долго. Друзья, у меня появилась мечта: открыть школу юных космонавтов, которые полетят на одну из планет Солнечной системы. А как называется эта планета, вы узнаете, когда выполните мои задания. Я оставил вам подсказки. Каждый, окончивший эту школу, получит Паспорт юного космонавта»
II. Основная часть.
Входит доктор.
Доктор: Попрошу, сидящих встать,
И команду выполнять!
Все дышите (дышат) -
Не дышите! (задерживают дыхание)
Все в порядке – отдохните! (расслабиться)
Вместе руки поднимите (поднять руки верх),
Превосходно! Опустите.
Встаньте прямо, улыбнитесь!
На зарядку становитесь!
(разминка под музыку «Галактика» из м/ф «Лентяево»)
Доктор: Да, осмотром я доволен!
Из детей никто не болен!
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов! (доктор вклеивает в паспорт наклейку «красный крест»)
Ведущий: Спасибо доктор. А что же дальше? Доктор нам оставил подсказку, из которой мы узнаем, что нам дальше делать.
(Ведущий достает картинку с изображение знака вопроса «?»)
Ведущий: Давайте поищем, может быть, мы найдем такой же знак.
Ведущий: Здесь мы должны с вами разгадать ребусы.
1. «Сложи буквы по порядку»
Ш А А К - КАША
3 4 2 1
2. «Сложи буквы по уменьшению»
П С у - суп
3. «Сложи слово из первых звуков»
Перед вами картинки (тапки, волк, обруч, рыба, облако, гусь). Надо определить первый звук в названии картинки, найти соответствующую букву, составить слово и прочитать. Слово – ТВОРОГ.
Ведущий: У нас получилось слово «творог» - это очень важный продукт для космонавтов. А вот так выглядят продукты, которые космонавты берут с собой на орбиту.
(Педагог показывает картинку с изображение космической еды).
Ведущий: Мы приготовили еду для полета. Получаем наклейку в паспорт и отправляемся дальше (наклейка «знак еды»)
Ведущий: Космонавт должен быть не только здоровым, правильно питаться, но и быть очень умным.
Ищем следующее задание вот по этой подсказке. Как вы думаете, кто это? (взрослый показывает картинку «Знайка»)
Дети: Знайка!
Ведущий: Правильно. Ведь именно он был самым умным.
(Дети ищут картинку)
Ведущий: Нашли, молодцы. Посмотрим, что здесь приготовил нам первый космонавт. А это, кажется, математические задачи.
1. «Какая фигура лишняя?»
2. «Дорисуй, чтобы равенство было верным»
3. «Реши пример» Ведущий: Молодцы! Доказали, что вы умные дети. Получайте следующую наклейку в паспорт космонавта и давайте двигаться дальше (наклейка «Знайка») Ведущий: Мы почти готовы к отлету. Чего же нам не хватает? На чем мы полетим? Дети: На ракете. Ведущий: Все мы в одну ракету не поместимся. Давайте разобьемся на две команды, и каждая команда из мягких модулей построит свою ракету. (Дети выполняют задание) Ведущий: Ура! У нас получились две великолепные ракеты. А вы знаете, какое слово сказал Гагарин, когда полетел в первый раз в космос? Он сказал – поехали! Вот и мы получаем наклейку в паспорт, что космический корабль готов и взлетаем! (наклейка «ракета»)
Ведущий: А куда же мы полетим, как называется планета, на которую хотел полететь Юрий Гагарин? Для этого нам надо разгадать кроссворд. Нам известна всего одна буква. Остальные мы узнаем, если отгадаем загадки.
      Рано-рано встанет,
      Лучики расправит.
      Заглянув в окошко,
      Улыбнется крошке.
      Прочь прогонит ночку
      И согреет щечку. (Солнце)
      У меня огромный хвост,
      С ним летаю между звезд.
      Я не спутник, не ракета,
      А зовут меня…. (Комета)
      Знают взрослые и дети,
      Что не солнце ночью светит.
      Круглолица и бледна,
      Среди звезд всегда она. (Луна)
      До Луны не может птица
      Долететь и прилуниться,
      Но зато умеет это
      Делать быстрая…. (Ракета)
      Человек сидит в ракете,
      Смело в небо он летит.
      И на нас в своем скафандре
      Он из космоса глядит. (Космонавт)
Ведущий: Разгадали все загадки. Теперь прочитаем, на какую планету хотел полететь первый космонавт. (Сатурн). Получайте на память наклейку о путешествии (наклейка - «сатурн»)
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся на родную планету - Земля. Нам необходимо, убрать с себя всю звездную пыль. Для этого у нас есть специальные сканеры, которые помогут очистить нам одежду.
Игра в кругу «Очиститель» (с двумя обручами)
III. Итог.
Ведущий: Для получения паспорта космонавта становись!
(вручение паспорта каждому ребенку)

                                                                       Источники:

 ruirina.ru>2017/09/ObrazovatelniKvest.html.
 ncportal.ru
 Infourok.ru
 Татьяна Харченко: Квест-игры для дошкольников. Сценарии Квест-Игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Детство-Пресс 2021, 128 стр.
 Большая книга развивающих квестов для дошкольников Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. и др. ЛитРес 2020, 130 стр.


Поделиться: