Поиск по сайту

Культуротворческий подход в образовательном процессе лицея как инструмент формирования метапредметных умений


Авторcтво: Столярова Татьяна Борисовна, заместитель директора по УВР, ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт – Петербурга


В феврале 2012 года прошел научно - методический семинар по теме «Погружение в культуротворческое образование» на базе ГБОУ лицей № 101 Выборгского района с участием руководящих и педагогических работников района, города, методической службы ИМЦ, МУКа, а также педагогов и слушателей курсов по инновационной работе СПбАППО. Проведение подобного семинара не случайно: лицей давно делится своими наработками по инновационной деятельности с общественностью, и данное мероприятие не является исключением.

В основе культуротворческого образования, которое осуществляется на базе лицея, лежит культуротворческая концепция. Автором ее является д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Валицкая. Педагогический коллектив лицея работает в режиме данной концепции с 1994 года по настоящее время. Опыт ее реализации ежегодно презентуется на семинарах районного и городского уровня.

Основными идеями концепции можно считать следующие:

- отправная идея: использование содержательного богатства культуры для личностного самоопределения учащихся.

- главная идея: построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные особенности мировосприятия ребенка.

Средства для реализации идей: разработка организационных форм, методов, педагогических технологий, направленных на изучение отдельных культурных явлений в контексте культуры как единого целого. Не секрет, что основные проблемы, стоящие перед любой школой, состоят, прежде всего, в поддержании и развитии интереса ребенка к учению и школе; а также в предоставлении выпускнику возможности в дальнейшем адекватно ориентироваться в современном социокультурном пространстве.
Соответственно перед педагогическим коллективом лицея стоят 3 основные задачи.

Прежде всего, дать учащимся необходимый уровень знаний;
далее - в соответствии с культуротворческой концепцией приобщить детей к культуре, умению проявлять себя в творчестве; и, наконец, подготовить к достойной жизни и труду в будущем.

Культуротворческая школа для ребенка – это удовольствие понимать, играть, общаться; строить свой собственный образ мира и человека в нем; это способность сознательно ориентироваться в современной ситуации и выбирать свое место в жизни на основе самооценки.

Основной принцип культуротворческой школы – «презумпция» личности ребенка, признание ценности и уникальности его мира, его права на слово и молчание, его интересов и устремлений.

Учитель в культуротворческой школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание образа мира и человека в нем; это человек, готовый к саморефлексии и коррекции, открытый к проблемам других людей; это профессионал, способный к педагогическому диалогу и сотрудничеству на путях междисциплинарной интеграции.

Девиз учителя культуротворческой школы: «Я помогу тебе построить мир».

Концепция культуротворческой школы может быть реализована в любом среднем общеобразовательном учреждении: лицее, гимназии, средней школе.

В культуротворческой школе обучение и воспитание представляют единый процесс,

проводится большая внеклассная работа как через урок, так и во внеурочное время

Основные положения концепции представлены в виде схем и комментариев к ним (см. Приложение 1).

Говоря о формах реализации культуротворческой концепции, нельзя не вспомнить историю (основные вехи инновационной работы в лицее) и достижения лицея в этой области. Как уже было упомянуто, начало было положено в 1994 году (изучались материалы концепции, пополнялась литература и оборудоание для ее внедрения)

С 1995 годаначалось изучение языков культуры в начальной школе, таких как слово, жест, движение, мимика и т.д., а также проведение взаимодополняемых занятий по принципу: математика + музыка, английский язык + ИЗО, литературное чтение + театр.

В 1997 году разработана надпредметная программа «В глубь веков» для учащихся 6-9 классов. Уровень программы - экспериментальная. Тип программы - авторская. Автор составитель – учитель Т.Б. Столярова Программа должна была помочь учащимся создать целостное представление об эпохе средствами предметов школьного курса через урок и внеурочное время. Для воплощения этой программы в жизнь в 1998 году разрабатывается авторская технология лицея «предметный срез», и начинается ее апробация учителями предметных кафедр. Что же такое «предметный срез»?

Предметный срез» – это 1,5 часовое занятие, на котором средствами всех предметов школьного курса создается целостное представление об определенной эпохе. Например, об эпохе Древнего Египта, Древней Греции, Рима и т.д. (Что интересного можно узнать о людях и событиях этой эпохи в области истории, литературы, биологии, географии, физики, математики, ИЗО , истории костюма). Отталкиваясь от исторической парадигмы, на «предметном срезе» по определенной эпохе учителя и учащиеся используют методику погружения. Причем формы подачи материала разные: монолог ученика, диалоги, фронтальная беседа учителя с детьми, инсценировка, музыкальная заставка, заочная экскурсия, работа с картой, документами, музейными экспонатами, показ продуктов труда учащихся (макеты, рисунки, костюмы, собственные стихи, песни, танцы разных народов), 5 - 10-минутное представление с группой детей. «Предметные срезы по эпохам» проводятся по классным параллелям. Готовят их учителя- предметники, объединенные в творческую группу. Руководит подготовкой методист по ОЭР: проводит установочные семинары с учителями, корректирует собранный материал, составляет примерный сценарий «среза», является ведущим этого мероприятия, подводит итоги в соответствии с программой «В глубь веков».

Такие погружения в эпоху проходят раз в четверть в каждой параллели по строго выверенной системе исторических вех, принцип хронологии не нарушается. В ходе погружения в эпоху учащиеся учатся анализировать, логически мыслить, развивают творческий потенциал и способности, совершенствуют коммуникативную культуру. Так как программа предусматривает расширение знаний детей по истории и культуре разных времен, учащиеся не ограничиваются знаниями из учебника, они работают с дополнительной литературой, используют сведения из Интернета, посещают музеи и выставки.

Для того чтобы ученики в системе могли знакомиться с историко-культурной и научной средой Санкт-Петербурга, лицей разработал в 1999 году технологию «Дня духовного здоровья», а в 2000 году – Карту культурных центров Санкт-Петербурга.

День духовного здоровья проводится раз в месяц (как правило, первого числа каждого месяца). Педагоги с детьми выезжают на экскурсии, в театры, музеи. Позже эти посещения отслеживаются (обмен мнениями, анкетирование, сочинения – миниатюры, выпуски газет и устных журналов) и анализируются.

Учитывая статус ОУ № 101, Карта культурных центров преследует и цель профильного обучения: технические классы чаще посещают музей Попова, Паровозный музей, Пулковскую Обсерваторию, в то время как «естественники» с удовольствием едут в Зоологический музей, музей Арктики, Кунсткамеру. Все без исключения понимают значимость Эрмитажа, Русского музея, музея Этнографии, Театрального музея и Петропавловской крепости. (см. Приложение 2)

С 2003 года отрабатывается новая технология - «культуротворческий урок» (урок культуры входит в учебный процесс).

Примеры подобных уроков:
- урок по биологии в 6 классе, связанный с эпохой Древней Греции, - «О чем поведала оливковая ветвь?»;
- бинарный урок по истории и английскому языку в 7 классе «Английская буржуазная революция 17 века».
С

2004 года вводится в учебно - воспитательный процесс еще одна новая технология «Турагентство»: путешественники прибывают в определенную страну, но они по национальности англичане, и все, что видят, передают на английском языке. Технология основана на работе лицейских классов, изучающих ряд предметов на английском языке.

Начиная с 2005 года, лицей активно делится своим опытом инновационной работы в Выборгском районе и Санкт-Петербурге. Кроме того, много внимания уделяется изучению жизни и творчества Леонардо да Винчи, человека энциклопедических знаний и способностей, что соответствует концепции культуротворческой школы: изучение эпохи и человека в ней. Материал по данному вопросу представлен в книге «От школы № 101 к лицею Леонардо да Винчи». – СПб, «Лицей», 2000. в целом, по инновационной работе сотрудниками лицея опубликовано более 40 работ.
С 2006 года разрабатываются и проводятся с учащимися занятия «Загадки Леонардо», результаты которых используются в мониторинге обученности. В этом же 2006 году начинает реализацию надпредметная программа «Современная картина мира» для учащихся 10-11 классов. Уровень программы - экспериментальная. Тип программы - авторская. Автор-составитель – учитель истории лицея В.А. Ледовской. Программа знакомит учащихся с современной картиной мира через философские категории. Для внедрения в жизнь данной программы используется и новая технология ОУ – «Культурные универсалии». Темы универсалий: пространство и время; борьба и единство противоположностей и другие.

В 2007 году лицей становится экспериментальной площадкой Выборгского района по проблеме «Культурологический подход в образовательном процессе лицея». Инновационная работа пополняется новыми формами – учителями гуманитарной кафедры разрабатывается художественный прием «Разгадка шедевра эпохи» (через метод проектов).

С 1998 года в лицее функционирует УНИО – ученическое научное исследовательское общество. Под руководством учителей - тьюторов учащиеся пишут исследовательские работы, делают «маленькие открытия». На данный момент руководит УНИО учитель информатики, кандидат технических наук А.М. Лобачева. Она же ведет факультатив для участников УНИО «Основы исследовательской культуры», один раз в год проводит установочные семинары для учителей – тьюторов и готовит ежегодную конференцию УНИО. Часто при написании и защите исследовательских работ используются культуротворческие технологиии. Некоторые темы исследования учащихся 9 классов в рамках культуротворческого направления:

"Художественное осмысление понимания «праведничества» в произведениях Л. Н. Толстого (на примере рассказа "Божеское и человеческое»), «Роль лошади в истории культуры», «Историко-культурная обусловленность явления колдовства в европейской средневековой традиции» и др. Исследовательские работы членов УНИО были неоднократно отмечены дипломами победителей на районных и городских конкурсах.

Культуротворческие технологии используются и в работе школьного музея «Звездный мемориал». Именно здесь часто проходят культуротворческие уроки и экскурсии, рассказывающие о людях, чьими именами названы малые планеты Солнечной системы. Заведующая музеем – учитель русского языка и литературы Сулер Екатерина Ивановна – на февральском семинаре в 2012 году провела в музее лицея урок «Как звезды светят имена героев, чьи пути прекрасны», по достоинству оцененный присутствующими.

В 2007 году ОУ лицей № 101 уверенно одерживает победу в конкурсе

образовательных учреждений России, реализующих инновационные программы

развития в рамках ПНП «Образование». Считаем, что эта победа заслуженная, т.к. лицей всегда активно и плодотворно работал в этом направлении.

В 2008 году лицей становится членом Ассоциации культуротворческих школ России под патронажем д.ф.н., профессора РГПУ им. А.И. Герцена Валицкой Алисы Петровны. Ассоциация рождена потребностью педагогических коллективов в обновлении содержания и форм образовательной работы, в обмене опытом с другими школами, работающими по этой модели.

2010 год является значимым для нашего учреждения, именно в этом году ГОУ лицей № 101

был внесен в Национальный реестр

«Ведущие образовательные

учреждения России».

На сегодняшний день вопросы культуры, связанные с культуротворческой концепцией А.П Валицкой, лицей обсуждает и реализует не только на уровне района и города, но и на мировом уровне, в частности, в мае 2011 года в лицее проходил международный семинар в рамках социального партнерства в предметной области «Филология» между Санкт-Петербургом и Таллинном «Возьмемся за руки, друзья!», где шел обмен опытом по вопросам культурного наследия, традиций, истории, а в январе 2012 года учителя нашего лицея приняли участие в ответном культурологическом семинаре в городе Таллинне.

Педагогический коллектив лицея находится в постоянном поиске новых форм работы, новых методик и технологий. Модель культуротворческого образования апробирована, но не доведена до совершенства – есть над чем работать, к чему стремиться и что преумножать. Мы готовы поделиться своими наработками с теми, кому это интересно, и всегда готовы перенять положительный опыт других ОУ, мы готовы к сотрудничеству.

Приложения:

1. Приложение 1

2. Приложение 2


Поделиться: