Поиск по сайту

Формирование УУД у учащихся через создание портфолио


Авторcтво: Соловьева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга


В 2011 году вступили в силу ФГОС. Они предусматривают развитие у детей универсальных учебных действий, которые выражаются в приобретении учащимися умений и навыков правильного общения, четкого изложения мыслей, предположений, гипотез, умение отстаивать свое мнение, принимать или опровергать точку зрения одноклассников.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Особое место в стандартах уделено портфолио. Основное предназначение портфолио – демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия и является важным элементом деятельностного подхода к обучению.

Девиз работы с Портфолио: «Каждодневный творческий труд ученика должен быть зафиксирован". Необходимо помочь ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни в портфолио и регулярно заполнять его вместе с ним, а иногда и с его родителями. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние. Он поможет детям лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.

Портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов.

Титульный лист.

Знакомьтесь, это мы! — так называется следующий раздел. Все вместе сочиняли стихотворение про свой класс.

Напутствие старшеклассников, первой учительницы. Так совпало, что мой 11 «Б» провожал на линейку моих новых учеников — первоклашек. Я попросила написать старшеклассников несколько слов-напутствий для малышей, его мы поместили в портфолио. Здесь же правила поведения в школе.

Кодекс гимназиста. Ребята принимали активное участие в обсуждении правил. В процессе работы у них формировались универсальные учебные действия в личностных (терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Мои учителя.

Моя школа. Знакомились с историей гимназии. Ко 2 классу дети уже знали гимн гимназии, эмблему.

Тайна моего имени. На одном из классных часов «Откуда ты, имя?» говорим о том, что от самого рождения у каждого из нас есть неизменный спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно укутывает нас тайной. Эта тайна — происхождение имени.

Получив задание с опережением, пытались ответить на вопросы:

- Как меня хотели назвать?

- Почему назвали так?

- Что означает мое имя?

- Как ласково меня называют дома?

Получился своеобразный мини-проект.

Происхождение моей фамилии. Следующий классный час мы посвятили фамилиям. Слово латинское. Означает: наследственное, семейное, переходящее от родителей к детям. Узнали, что раньше фамилий не было, были имена и прозвища. На Руси это слово получило распространение в эпоху Петра Великого. Каждый пробовал объяснить происхождение своей фамилии.

Мой знак зодиака. Организовали классный гороскоп, дети объединились по именам, по знакам зодиака, по восточному календарю и оказалось, что все мы в какой-то степени «родня». Дети обрадовались, кто-то увереннее почувствовал себя в коллективе, кто-то приобрел своих друзей в лице «львов», «быков», «змей».

Мои друзья.

Какой я? Уже с первых дней пребывания ребенка в школе мы побуждаем его задумываться над вопросом «Какой я?»

Изучая на уроке русского языка тему «Имя прилагательное», обводим свою ладошку, на каждом пальчике пишем ответ на этот вопрос. На уроке изобразительного искусства изображаем свой портрет.

Моя семья. Общешкольное мероприятие. 3 класс. День ученика. Монтируем фильм «Папа, мама, я — дружная семья», в котором каждый кадр — счастливая история отдельно взятой семьи.

Моя родословная. Ребят заинтересовала история жизни родителей, бабушек, дедушек и даже семейного рода. Они начали составлять генеалогическое дерево своей семьи. Естественно, с помощью родителей.

Разные работы получились. По-разному отнеслись к этому виду исследования родители. Но большинство были заинтересованы. Перезванивались, переписывались, встречались с родственниками. Горбуновы обратились к родственнику, проживающему в другом городе, и тот прислал ответ.

Семейный герб. На уроке окружающего мира знакомимся с разными странами, рассматриваем герб той или иной страны. Узнаем, что традиция изображения семейного герба зародилась во времена средневековья. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Решили создать свой семейный герб. На поле щита рисуем то, что больше подходит к семье: увлечения, профессии.

Положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Вся эта работа помогала детям понять: надо бережно относиться к близким, надо во всем им помогать и делать добрые дела.

Таким образом, зарождается новая семейная традиция, кроме уже существующих традиций, обычаев, любимых праздников.

Семейным традициям посвящен наш следующий классный час.

Мои достижения. Важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», тесты, анкеты. В разделе достойное место могут занять результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.

Мои увлечения – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает. Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь в кружках как в школе , так и в учреждениях дополнительного образования, что также отражается в портфелях достижений.

Я умею не только учиться. Изучаем историю своего района.

В день Ученика пишем письма потомкам.

На день Победы берем интервью у бабушек и дедушек. Пишем сочинения о старшем поколении. Затаив дыхание, слушаем истории об их военной юности. Рассматриваем похоронку, медали, документы, бережно хранимые дома.

Мы живем в Санкт-Петербурге, регулярные встречи с которым расширяют кругозор ребенка, вызывают интерес к истории родного города, гордость за его подвиги. Мама Анохина Максима — Наталья Евгеньевна — по профессии экскурсовод. С ее помощью ребята посетили удивительные уголки нашего замечательного города. И в завершение экскурсий каждый получал лист с творческим домашним заданием, выполняя которое, он не только вспоминал содержание экскурсии, но и получал возможность выразить свои впечатления. В конце 4 класса вспоминаем, чем запомнилась наша школа, что дала. Дети сочиняют стихи, пишут сочинения.

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы). Выполняя проекты, дети добывают и систематизируют знания по теме, самостоятельно или совместно с родителями. Это учит детей работать с дополнительной литературой, отбирать из большого количества материала необходимый именно им материал, логически выстраивать структуру работы. Я активно использую метод проектов в своей работе. Дети выполняют проекты по разным предметам. Особенно большое количество проектов дети могут выполнить по окружающему миру. Ученикам нравится такая работа. Каждый проект ученик должен защитить, т.е. рассказать его суть, ответить на вопросы одноклассников и учителя. Что помогает ребенку овладеть коммуникативными умениями и навыками, а так же навыками связной, красивой речи, умением преподносить себя слушателям, владеть аудиторией, отстаивать свое мнение и аргументировать выводы.

Наши праздники. Значительную часть внеклассной жизни составляют праздники и процесс подготовки к ним. Эти фотографии копятся в течение 4 лет, оформляются в фотоальбом и вручаются каждому ребенку на празднике «Прощание с начальной школой».

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио , поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

На работу с каждым разделом отводится 1,5 месяца.

1-3 неделя – сбор материала.

4 неделя – анализ материала.

5 неделя – оформление работ.

6 неделя – представление, защита работ.

У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД. Среди которых: личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. В конце учебного года ученикам предлагается защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил свое портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у него.

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков).


Поделиться: