Поиск по сайту

Домашние задания по физической культуре для дошкольников как способ взаимодействия с родителями в современных условиях


Авторcтво: Худякова Галина Петровна, руководитель физического воспитания ГБДОУ №133 Выборгского района Санкт-Петербурга


Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, активности, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. Поэтому большинство родителей не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, не противостоят отрицательным внешним влияниям, недооценивают значение здоровья детей для их будущего. В современных условиях особенно актуальным становится формирование и поддержание у современных родителей интереса к оздоровлению самих себя и детей. Важно раскрывать родителям значение формирования основ двигательной и гигиенической культуры детей, сохранения и укрепления их здоровья, давать им знания о формах приобщения к здоровому образу жизни.

Семья во многом определяет отношение детей к здоровью, физической культуре, их интересу к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

В поисках дополнительных форм совместной с родителями физкультурно-оздоровительной работы мы обратились к теме «домашних заданий» по физической культуре, которая на наш взгляд недостаточно эффективно используется. К сожалению, анализируя научно-методическую литературу на данную тему, опыт работы большинства педагогов, можно прийти к выводу об отсутствии единого мнения о содержании, организации и критериях выполнения домашних заданий по физической культуре.

Важным доводом введения «домашней физкультуры» в дошкольном возрасте можно считать то, что этот возраст детей является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. У детей дошкольного возраста легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

Если в школьной системе «домашнее задание» – это часть процесса обучения, формирующая навыки самостоятельной деятельности учащихся, то в дошкольной системе воспитания и образования «домашнее задание» должно иметь несколько другие цели и задачи в силу возраста детей и их неподготовленности к самостоятельной деятельности. В дошкольных учреждениях введение в практику «домашних заданий по физической культуре» возможно лишь в тесном контакте и взаимодействии с родителями.

Целью нашей работы стало формирование основ двигательной и гигиенической культуры, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни в семье.

Задачи и содержание предлагаемых домашних заданий:

1. Расширять знания в области физической культуры детей и взрослых.

2. Способствовать индивидуальному укреплению и коррекции физического и психического здоровья детей.

3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Экспериментальная модель разработки «Домашних заданий» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с поставленными задачами может включать в себя 3 блока:

1 блок - задания по формированию представлений в области физической культуры

Это направление может раскрывать темы:

  • физические упражнения и их характеристика (гимнастика, игры, спортивные упражнения, туризм); физические качества;
  • история физической культуры и спорта - виды спорта, инвентарь, оборудование, сооружения, соревнования, история Олимпийских игр

2 блок: - разработанные комплексы упражнений для сохранения и укрепления здоровья, для коррекции индивидуальных отклонений и улучшения физического развития

Это направление может содержать:

  • комплексы ОРУ по темам логопедических занятий;
  • комплексы корригирующей гимнастики по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений;
  • комплексы и упражнения пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик;
  • логоритмические комплексы;
  • комплексы и упражнения индивидуальной коррекции состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности.

3 блок задания, направленные на приобщение семьи к здоровому образу жизни, традициям спорта

Это направление может включать в себя:

  • валеологические знания (строение и функционирование организма, представление о значении здоровья, и средствах его укрепления, знание норм здорового образа жизни, знания основ безопасного поведения);
  • информацию о спортивных событиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях разного уровня;
  • творческие задания на пропаганду и участие в мини-соревнованиях, конкурсах физкультурно-оздоровительной направленности.

Образец домашнего задания см. Приложение 1 и Приложение 2

Методические приемы и контроль. Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной работы. Они могут быть как общими так и индивидуальными, Важно также, чтобы педагог наглядно показывал задаваемые упражнения, четко объяснял задания, уточнял нагрузку, соответствующую состоянию здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, напоминал о мерах безопасности и соблюдении санитарно-гигиенических условий выполнения домашних заданий. Чтобы польза от домашних заданий была более результативной, педагогу необходимо добиваться не только систематичности их выполнения, но и постоянного контроля. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на занятиях. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных показателей, а также в повышении уровня физической подготовленности данного ребенка. Все результаты и оценки выполнения домашних заданий желательно фиксировать, например, в журнале индивидуальной работы или в «Дневнике достижений дошкольника». Результаты проверок выполнения домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности детей увеличивается.

Чтобы выявить эффективность введения «домашних заданий по физической культуре» в образовательный процесс мы сравнили темпы прироста показателей физической подготовленности детей по двум блокам: развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Сравнивались среднегрупповые результаты двух групп детей подготовительного возраста: контрольной группы до введения домашних заданий 2007-08г. и экспериментальной группы после введения 2010-11г.

15_1.jpg

На приведенных диаграммах (Рис.1) видно, что опыт введения домашних заданий по физической культуре положительно влияет на повышение физической подготовленности детей (особенно на силовую подготовку детей). С целью выяснения отношения родителей и детей к использованию в учебно-воспитательном процессе такой формы работы как «домашние задания» было проведено анкетирование.

15_2.jpg

Результаты (Рис. 2) говорят о положительном отношении и желании сотрудничать. Более частый и тесный контакт педагогов с родителями после введения в практику «домашних заданий» привел к повышению уровня участия родителей и в других формах физкультурно-оздоровительной работы. Что особенно приятно, повысилось мужское внимание, внимание пап к физическому воспитанию детей (в т.ч. участие их в досугах и праздниках).

Заключение

Результатами нашей работы можно считать:

- повышение внимания родителей к состоянию здоровья их детей, уровню освоения ими программы по Физической Культуре, проявление заинтересованности в совместной работе со специалистами ДОУ, повышение активности родителей в образовательном процессе по укреплению здоровья детей и их физического совершенствования;

- создание дополнительной среды для взаимодействия взрослого и ребенка в процессе выполнения заданий, создание условий для формирования основ двигательной и гигиенической культуры в семье, индивидуальной коррекции состояния здоровья.

- повышение физической подготовленности детей в развитии физических качеств и формировании двигательных навыков

«Домашнее задание» можно считать эффективным и необходимым способом формирования здорового образа жизни дошкольников.

15_3.jpg

15_4.jpg


Поделиться: